Я начала вести семейный бюджет и вот что из этого вышло. Личная история в 15 частях
🤩 ОСТОРОЖНО! ЗДЕСЬ МОТИВАЦИЯ НА УЧЕТ РАСХОДОВ!
Анализ расходов и доходов открыл мне мир современного искусства.
ЧАСТЬ 1.
Этот опус я пишу для тех, кому боль смотреть в расходы и кто любит тратить деньги, как бы зажмурив глаза.
Многие из вас такие же тщеславные, как и я. Вам может зайти мое сегодняшнее открытие.
Аттеншон! Вы начнёте не просто меньше тратить и больше откладывать, но и станете постоянным постетителем бесплатных или недорогих выставок 😄
Предыстория.
Раньше я ходила в музеи из-под «внутренней палки».
Вот такие у меня были причины:
Мы живем в таком городе… (мы живем в Амстердаме с 2013 г., а вообще мы из Самары, где тоже много классных музеев)
До музеев 15 мин на трамвае…
Мы каждый год продлеваем музейные абонементы, «уплачено», «надо выходить»… Дети должны быть культурными…
И какая ты мать, если и не работаешь в офисе, и не водишь детей по музеям? (Старшему сыну 14 лет, он уже и не пойдёт со мной, но младшему почти 5). Давай-давай!
А с детьми знаете же, как. Галопом бежишь по залам, ничего не можешь рассмотреть.
В итоге весь в мыле тащишь ребёнка в гифт-шоп, покупаешь книжку «искусство детям» и никогда ее ребёнку потом не читаешь, а потом садишься в кафе, суёшь ребёнку какуюнить булку, какао и телефон. Себе кофе, пирожное и сидишь смотришь в одну точку. Вам ещё домой ехать - тоже отдельная история.
Часть 2
Я всегда себе говорила, что как-нибудь «я приду обязательно без детей».
Никогда. Никогда! Десять лет мы живем в Амстердаме. Никогда в одиночку не ходила ни в один музей. Хотя это было легко устроить. С Лёшей было сложнее бы пойти (Лев был маленький, бабушки-дедушки в России, няни дорогие, только по одному мы могли ходить).
Одной можно было бы легко. Но вот такая я была ценительница музеев 🤷♀ (хотя думала я о себе по-другому, конечно).
Потом Лев вырос, перестал послушно таскаться со мной везде, куда я скомандую.
Начал активно сопротивляться, что не хочет в музеи. И мы перестали туда ездить. Потом Дениска родился.
И вот Деня подрос и старая вожжа хлестнула меня под хвост: «А что это я ребёнка не везу по музеям?»
И мы поехали… И тут 🫣
Часть 3
Мы с Деней пошли в Музей современного искусства.
Самый нелюбимый мой 🤪 Вечно там треш какой-то. Но по транспорту удобнее всего он расположен, а Дене 4,5 лет, он далеко ходить не сможет.
И вот мы заходим туда, и я по привычке сворачиваю в кафе (тяжело как-то добирались, охота было перевести дух) и тут СТОП.
А я ж теперь считаю бюджет.
ЭТО БЫЛ ПЕРВЫЙ ВИЗИТ НОВОЙ МЕНЯ В МУЗЕЙ.
А я не пойду в кафе. Я ничего не куплю в гифт-шопе.
Меня на секунду охватила паника (не шучу). А ЗАЧЕМ ТОГДА МЫ СЮДА ПРИПЕРЛИСЬ?!
И когда я услышала этот вопрос в голове, мне, ребят, стало так смешно 😂
Кому нужны эти картины? Искусство? Што это? Я врала себе, что я хочу воспитать любителей искусства. Я таскала их в музеи, чтобы потратить деньги: кофе, плюшки, всякая шняга в гифтшопах.
Часть 4
Ни копейки не потратить? Чувствовала себя как без одежды на ветру.
И в то же время было любопытно: неужели я перестану вообще в музеи ходить? Немножко жаль. Все-таки во время наших со Львом походов за что-то глаз цеплялся, что-то потом дома гуглила про художников, сама рисовала…
Я решила, что мы остаёмся.
Но мы не сразу пошли в сами залы. Так и ломало меня - сопротивление сильное было. Наверное, это и чувствуют подростки, когда родители заставляют их делать то, что подросткам «скучно», а активно сопротивляться пока побаиваешься.
Сначала сказала Дене, что мы пойдём в гифтшоп, НО
✅ только глазками смотреть - покупать ничего не будем,
✅ если что-то очень уж понравится, мы это фотографируем
Пока это все говорила, чуть ли не голос дрожал. Когда мать - шопоголик в завязке
Деня меня разочаровал. Я надеялась, что он будет возмущаться. Но он спокойно принял эти правила.
Помню, со Львом (сейчас ему 14) боялась проходить мимо игрушечных магазинов. А надо было просто озвучить правило «Нравится? Чудесно. Фоткаем. Не покупаем».
Итак, мы погуляли по гифтшопу. Там продают детские книжки. На них мы зависли. Дене нравятся «малышовые» - где все двигается, открывается. Раньше я какую-нибудь купила бы 100%.
Теперь мы там же их все высмотрели бесплатно 😎
Деньги сэкономлены - ✅
Ребёнок развлечен - ✅
Голова у меня потом не будет болеть, куда деть эту книжку - ✅
На видео 👇🏻 Деня сидит в гифтшопе и «читает» книжку.
Часть 5
Тянуть дальше не было смысла.
Мы пошли ТУДА.
Меня внезапно сковал очередной страх. Я ни черта не знаю про текущую экспозицию. А это - на минуточку - даже для Амстердама очень смелый музей 😳
Гигантская пластиковая фиолетовая какуля - это ещё ладно.
Там может быть довольно страшная экспозиция.
Короче, оцените, насколько террорист-шопоголизм затмевает мозги:
Я, человек, который скупил в амстердамских музеях все книжки о том, как готовить детей к походу в музей,
Я могла бы умничать часами на тему того, как музеи стимулируют развитие речи;
Я могла бы Дене провести индивидуальную экскурсию по музею на английском, русском или голландском языках,
НО КОГДА Я РЕШИЛА В ПЕРВЫЙ РАЗ ПОВЕСТИ ДЕНЮ В МУЗЕЙ, Я ВООБЩЕ НИКАК НИ К ЧЕМУ НЕ ГОТОВИЛАСЬ И ДЕНЮ НИ О ЧЕМ НЕ ПРЕДУПРЕДИЛА
Ещё более очевидно, зачем я туда поехала, да? ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ. Мой террорист-зависимость сам себя выдал.
Мы галопом пробежали с Деней по залам. Я успела только сказать Дене, что это «странный музей».
Слово «странный» он понимает. Хоть как-то хотела предупредить.
В итоге нам повезло. Были недетские образы, но Деня мелкий и маленький ещё. Ему многое было не видно или он видел, но не вглядывался особо.
На некоторых экспонатах я его все-таки останавливала (уж пришли, хоть что-то посмотреть), и изображала сильное удивление: «What?! Ничонепонимаю». Деня хохотал. Дома в тот же день мы поиграли, кстати, в «странный музей». Деня делал из конструктора башни, а я ходила человечком Лего и говорила эту фразу: «What?! Ничонепонимаю».
Научила его диалогу:
- ничонепонимаю.
(А он должен сказать) - это современное искусство 😃
Но вернёмся: через минут 10 скоростного чёса по залам Деня сказал: «Мне надоело». И мы вышли на улицу.
Я устала от беготни. Плюс неуютно себя чувствовала от того, что даже не могу теперь сесть в кафе.
Я решила, что все-таки я не буду водить Деню по музеям лет до 7. Я не тяну окультуривание 4х летки без допинга.
А ходить в кафе больше не смогу все равно - я слишком хорошо знаю, во сколько в итоге в месяц обходятся эти все eat out.
И тут Деня говорит. «Не хочу домой». Я возьми и ляпни: «А хочешь в нормальный музей?»
Часть 6
И мы с Деней пошли в национальную галерею (Rijksmuseum). Это чудесное, безопасное место. Моя выдохнула.
Рембрандт, Вермеер, китайские вазы. Красота. Экспозиция всегда одинаковая и нестрашная.
Прошли мимо очередного гифт-шопа. Осуществили фото-шоппинг 😃 Такой шоппинг и вы можете сделать прямо сейчас. 👇🏻
Часть 7
В Национальной галерее мы только «почитали» малышовые книжки и сфотографировали хотелки в гифт-шопе. Деня съел мандарин (с собой у меня был) и сказал, что ему надоел «нормальный музей» и он хочет домой.
Помню, у Льва такой номер не прокатывал. Он, бывало, тоже заходил в музей и с порога говорил, что он устал.
Я тут же тащила его в кафешку.
Сейчас я ничего не могла сделать, и мы пошли домой.
Сейчас я понимаю, почему это правильно - уходить домой сразу, как только пропадает желание. Даже если вы только что пришли.
Лучше даже за секунду ДО того, как ребёнок начнёт ныть. Но сразу после чистосердечного признания - тоже гуд.
Так на посещение музеев не формируются негативные чувственные ассоциации.
Позже дома я смахнула пыль с книжки про нац. галерею, которую купила много лет назад Льву, но ему она не зашла.
Перед сном показала Дене и он узнал здание. С таким интересом смотрел картинки. В этой книжке даны 5 экспонатов, которые будут интересны детям.
Я сказала: мы с тобой не посмотрели их, потому что мы устали. Хотел бы потом посмотреть?
Деня сказал: да.
А я подумала: ирония судьбы. Раньше ребёнок отказывался, а я настаивала. Теперь ребёнок согласен, а я боюсь туда идти. Вдруг сорвусь и покачусь по наклонной: пойдут латте, тортики, сувенирка, книжки, а потом напряженное лицо Лёши, потому что до зарплаты 2 недели, а на карте уже ноль. 😒
И моя внутренняя готовность с праведным гневом защищаться (у меня всегда была заготовлена речь):
«Шта??? Я воспитываю в ребёнке любовь к искусству, надрываюсь, вожу его после школы в такие высокодуховные места! И я не заслужила чашки латте? Ну ок, двух. И тортик. Мне один и ребёнку один. И книжка. И ручка прикольная. И значок. Он схватил и пришлось оплачивать! В общем, как тебе не стыдно меня попрекать!»
Но Лёша никогда ничего не говорил. Просто чувствовалось, что он расстроен 😒 Он закидывал с кредитки пару сотен евро на текущий счёт, говорил мне: «Я добавил». Я чувствовала себя виноватой, конечно. До сих пор выплачиваем долг по этой кредитке.
Эти противоречия терзали меня весь остаток дня.
И тут я кое что вспомнила. Ого. Так-так-так. Ну-ка, ну-ка. Это все изменило.
Часть 8
***
Напоминаю, что пишу это для тех, кому боль анализировать расходы. Я не хочу вас убеждать. Я хочу вас замотивировать. 🥰
Предыдущие части см. выше 🙏🏻
***
И тут я вспоминаю, как все выглядело в реальной жизни а не в книжках «как подготовить детей к походу в музей»
В жизни ДО похода в музей мне никогда не хотелось готовиться, что-то гуглить.
Как и ДО поездки в новую страну голова всегда была занята подготовкой к дороге, а не вот этим всем культурным хотя много где пишут: «едете куда-то, изучите историю места»
Вот когда УЖЕ ПРИШЁЛ/приехал и ПОСЛЕ музея/отпуска всегда был жгучий интерес узнать!
И если после музея В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ я гуглила про экспонаты, то шансы, что на следующей неделе опять поедем туда - повышались.
Жгучий интерес. Запомним это.
Тут придётся вернуться к моей истории про «100 способов Похудеть».
Часть 9
Когда-то я завела таблицу «100 способов Похудеть». Там я собирала все способы похудеть и анализировала, срабатывает это у меня или нет.
Хотела найти тот самый, СВОЙ, способ.
Сейчас в таблице где-то 50 несработавших способов. Тестирую 51й.
Одним из первых забракованных был знаменитый «Замените перекусы чем-то интересным».
Я не поленилась и реально написала 33 вещи, которые мне хоть как-то интересны. Повесила список на дверь.
Первый день да. Реально скакала по дому от вышивки до рисования, от Таро до просмотра детективов насколько это было возможно с трехлеткой дома
На второй день мне эта беготня надоела, и все перекусы вернулись.
Я помню, что очень расстроилась. Такая боль осознать, что среди аж 33 пунктов НЕ ОКАЗАЛОСЬ НИ ОДНОГО, КОТОРЫЙ БЫ РАЗ И НАВСЕГДА ПЕРЕШИБ ЕДУ ПО СИЛЕ ВОЖДЕЛЕНИЯ 😒
И в тот день, когда я психовала перед сном по поводу музея до меня кое что дошло.
Вот смотрите.
Я ощущала жгучий интерес, злость , досаду, кучу эмоций и хотелось понять, на что они там смотрят в этом Малевиче? Ну вот правда.
Все, поди, ходят так же, как и я: в кафе посидеть да пошопиться. Просто я честная и искренняя. Я признаю, что шопоголик, а на сами картины и инсталляции мне противно или скучно смотреть.
А они изображают, что там реально есть на что смотреть дольше 1 секунды 😡😡😡
Тааак захотелось погуглить про «как понять современное искусство», чтобы убедиться, что это профанация.
Здесь и щелкнуло в голове.
«ХОТЕЛОСЬ», «ЖГУЧИЙ ИНТЕРЕС», - И ЭТО ВСЕ НЕ ПРО ЕДУ - это такая ДРАГОЦЕННОСТЬ, блин!!!
Я обомлела.
Если я не сяду на хвост этой мысли «Да на што они там все смотрят в этом Малевиче???», то до завтра оно выдохнется и я потеряю свой шанс раскрутить 34й интерес 😃
А вдруг он - «тот самый»?? Просто я до него тогда не дошла, не додумалась.
Попробовать каждый день гуглить, все-таки таскать себя в музеи раз в неделю? Чтобы выторговать у себя же часы и минуты без перекуса?? А чо. В кафе ж уже тоже не ходим 👌🏻
Кстати, и раньше я пыталась НЕ ходить в кафе в музеях. Чтобы не набирать лишних калорий.
НЕ РАБОТАЛО.
Но жадность сработала! 😄 оказывается, не отдать кафешкам 200-300 евро в месяц [а я точно знаю разброс цифр на эту статью расходов, потому что я это считала] не отдать кафешкам НАШИ 200-300 евро для меня сильнее мотивация, чем соблюсти фигуру 😳
Часть 10
И я впервые в жизни загуглила: как понимать современное искусство.
Лет 20 периодически задаваться этим вопросом и только сейчас реально начать искать ответ 🤦🏼♀
Первое же видео стало откровением.
ОКАЗЫВАЕТСЯ, БЕЗ ПОДГОТОВКИ НИКТО НА УСЛОВНОГО МАЛЕВИЧА ДОЛГО И НЕ СМОТРИТ.
✅ Прочитай про художника.
✅ Узнай историю создания фиолетовой какули.
✅ Приди, встань, смотри.
✅ Ты находишься как бы «внутри» головы художника: если бы его попросили нарисовать его личные ощущения от происходящего в мире, он бы создал вот такую какулю.
✅ А ты? Ты когда смотришь на какулю, ты ЧТО чувствуешь? Такое же? Удалось скопипастить в душу эмоции автора?
✅ А ТЫ ЧТО НАРИСОВАЛ БЫ, если бы тебя попросили передать твои эмоции по поводу происходящего?
Ребята. Музей современного искусства - это, получается, как десятки, сотни итогов психологических консультаций.
Я такое же «современное искусство» сама рисую во время self-терапии и всегда прошу клиентов по возможности рисовать текущее состояние души - я так быстрее и точнее понимаю, что мозг человека имеет в виду.
Часть 11
Ещё важный момент.
Понимаете, когда изобрели фотографию, художники были в таком же шоке, как когда у нас заблочили инсту.
А как деньги теперь зарабатывать? Кому теперь нужна эта детальная прорисовка?
И некоторые придумали ГЕНИАЛЬНОЕ.
МЫ БУДЕМ РИСОВАТЬ ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ.
Выкусили, фотографы? 😃 Ну идите, сфоткайте мой ужас, мое одиночество, мою надежду.
Не можете? Какая печаль.
Гениальный маркетинговый ход.
И реально ж интересно «подглядывать» в мысли и чувства других людей? #скажижи
Почему-то уверена, что это до сих пор продаётся сильно лучше фотографий (хотя фотографы тоже научились передавать эмоции. Пришлось. Конкуренция 🤷♀)
Я не спала, считай, всю ту ночь. Слушала подкасты и лекции о современном искусстве.
На следующий день еле продрала глаза, но уже знала, на какую выставку пойдём с Лёшей в выходные.
На той выставке произошло невероятное.
Часть 12
Той ночью на сайте музея меня зацепила информация об одной выставке.
Речь о YOUTH («молодость») Анны Имхоф.
Это «картина-погружение». Занимает несколько залов. В ней Анна (ей за 40, она немка) рассказывает, что она думает о периоде жизни под названием «молодость».
Выставку должны были показать в феврале прошлого года в Москве.
Столичная рафинированная публика ждала этого события. Анна Имхоф довольно известна в узких кругах.
Но случилось то, что случилось.
Экспонаты спешно перевезли в Амстердам. Амстердам был не совсем готов к этому. Он должен был принимать экспозицию после Москвы.
Но пришлось им все переигрывать на ходу.
Экспозиция очень объемная и сложносочиненная. Там и стопки резиновых шин, и граффити, и ряды школьных шкафчиков (как в американских школах из фильмов).
И ещё там видео с видами спальных районов Москвы. Похоже, юность художницы прямо или метафизически связана с Россией.
Очень захотелось «подсмотреть» в голову человека - как он нарисовал бы свою молодость?
У меня о периоде 13-16 лет неприятные воспоминания.
В институте стало полегче. Но тоже микс из смешанных чувств. Зависть, гордыня, отчаяние, надежда - вот это все.
И мы с Лёшей пошли конкретно на эту экспозицию. По дороге разговаривали про молодость.
Уже тогда не могла поверить: происходит все, как у высокодуховных 😄
Идём и знаем, на что конкретно, обсуждаем заранее. Культурные 😎
Часть 13
Мы зашли в экспозицию, и я приготовилась «заглядывать в голову и сердце» Анны Имхоф.
Нас встретили ряды ящиков для хранения вещей. Это отсылка к школьным временам Анны.
Темно, окон нет - я была готова к этому, в рецензиях предупреждали. Клаустрофобия - это то, что автор хотел подчеркнуть.
И первое же видео - это Анна, автор, нагая по пояс, в полный рост [см. видео выше]. Она просто стоит посреди школьного коридора. Играет классическая музыка, печальная
Я встала там на проходе и сделала, как велели в лекциях про современное искусство. «Не свайпайте. Дайте экспонату 2 минуты, чтобы он начал действовать на вас».
И вот я встала. Жду. И тут, ребята, как накатило на меня.
Эта уравниловка (шкафчики), эта темень вокруг, какая-то тоска беспросветная, уроки, уроки.
Единственное светлое пятно - это как будто ты сам. Такой непохожий на всех, такой необычный, почему никто этого не видит.
А когда на тебя смотрят, ты вдруг как голый, ты хочешь, чтобы не смотрели. Или чтобы смотрели? Аааа. Ты сам не знаешь, чо ты хочешь, в общем.
И слёзы, слёзы у меня покатились. Не неприятные. Какие-то невыплаканные еще с тех времён.
Там просто темно было, и тихо рыдать было довольно безопасно. Никто не увидит.
Во время этих слез я была также счастлива.
Я мечтала до такой степени быть тронутой искусством. Я даже не надеялась, что это вообще возможно для меня.
Часть 14
Мы прошли всю выставку.
Там были ещё моменты, которые я узнала по ощущениям.
Вторая часть выставки была про ощущение себя крутым, про бунт, про «да пошли вы все нафиг», про самолюбование, про поиск того же предназначения, как мне показалось.
Я думала, мы потом ещё по музею погуляем, но не получилось.
Голова была так переполнена. Пришлось уйти.
Минут 20 всего мы там погуляли.
Так прикольно. Раньше я бы даже не стала ехать туда, если бы мне сказали, что я проведу там 20 минут.
Я бы наверное прикинула, что мне этого времени не хватит на кофе и шопинг, а раз так, то и не надо мне вообще тогда.
А тут всего 20 минут, а вышла я оттуда ещё более уставшей, чем когда я со Львом ходила и заставляла нас вышагивать по музею по 1,5 часа.
Стоило убрать деньги со сцены, совсем, и смотрите, ЧТО СТАЛО ДОСТУПНЫМ.
Причём так быстро. Неожиданно.
Раньше я бы сказала, что надо купить три курса по искусству, 10 книг, перед музеем сходить на массаж, а ещё лучше вообще 3 месяца побыть на курорте - и вот тогда да. Тогда ты готов воспринимать современное искусство.
А, оказалось, мне достаточно было просто не пить кофе в музее и не тратить деньги в гифт шопе.
Часть 15. Заключительная.
Я считаю бюджет с августа 2022 г. На момент написания этого опуса почти 5 месяцев.
Самыми болезненными были первые 3 месяца. Я чувствовала себя неудачницей.
Я ведь затеяла это, чтобы хоть как-то быть финансово полезной.
Прочитала где-то, что экономия - это как ещё один доход.
Моя новая профессия в IT (QA-tester) ещё не скоро будет приносить деньги. А прям раскручивать психологию на серьёзные деньги я не хочу. Это мое призвание, и я точно знаю, что я убью вдохновение финансовыми целями. Не хочу так, не готова рисковать вдохновением.
И вот я тогда села сама с собой и прикинула: раз меня завалило обстоятельствами, и я снова на мели, значит я буду скрести пальчиком там, до чего дотянусь.
И я начала «скрести пальчиком».
Я собиралась это бросить, как только выйду на работу. Ни за что теперь не брошу!!!
Но спустя месяца 3-4 начали появляться «подарки».
Это как компьютерная игра. Идёшь по уровню и собираешь артефакты.
Одним из первых подарков стали слова Леши о том, насколько легче ему стало жить и работать. «Наконец-то у нас кто-то этим занялся».
Наши отношения улучшились, хотя я думала, что некуда лучше. Было, было, куда лучше.
Потом был «подарок» - мое ощущение, что я все делаю правильно. В плане карьеры. Это парадокс. Так мало, как сейчас, я не зарабатывала ещё никогда. Но чувство уверенности, что я все делаю наилучшим, «своим» ✨🙏🏻 образом, пришло именно сейчас. А я ждала прихода таких ощущений после 300 000 руб. в месяц минимум.
Я так сосредоточенно сейчас учу новую профессию. С 11 октября почти каждый день. А там сложно, там технические вещи пошли. Я удивлена, что я не просто не бросаю, а ещё и получаю удовольствие.
Я думаю, что если бы я не считала бюджет, я бы кинула это ДАААААВНО.
И вот очередной, неожиданный подарок: жгучий интерес к музеям, к выставкам. Хочется узнавать, ходить.
Приносит удовольствие понимание, что это не стоит дополнительных денег.
Ещё это даёт темы для разговора с Лёшей. Не то что нам не о чем поговорить, но чем больше общих интересов, тем интереснее.
Короче. Услышьте, друзья.
Я ПРОШУ ВАС ДАТЬ ШАНС МЕТОДИКЕ «Просто начни аккуратно считать и анализировать расходы. Живи в минимализме. Скопи свой 1 млн у.е. к 70 годам» 🙏🏻 Кстати, еще больше шокирующих подробностей о моей трансформации - в этой часовой видео-исповеди на моем youtube-канале.
Считайте, смотрите, сколько и на что у вас уходит. Корректируйте траты. Прокачивайте навык жить счастливо и интересно в минимализме. Живите так, чтобы оставался «хвост-остаток», чтобы не в ноль все тратить. «Хвост» распределяйте по вкладам. И ждите своих артефактов! 🎁 Точно будут, обещаю 👌🏻
***
Друзья, кого-то удалось замотивировать на подсчёт и анализ расходов/доходов? (И неминуемо следующее за всем этим захлопывание пачечки? ☺)
Кто-то, может, начал собирать подушку безопасности?
Кто-то уже нашёл свои «артефакты»?
Кто что вообще чувствует после моей истории? Если я вас не убедила, тоже пишите. Мне интересно, что вас останавливает?
Автор: Юлия Корепанова, психолог и QA-tester
Приосединяйтесь к моему бесплатному марафону "Прочитай с психологом 10 книг о деньгах"
Вы же психолог - куда такую простыню?
ТГ не дает больше 4000 знаков не зря же.
Да, что-то я не подумала, что будет неудобно читать.