{"id":14302,"url":"\/distributions\/14302\/click?bit=1&hash=85de650764093d71ea8033be4100d58b5a8f2ccf21a191bfae1e0f50831313c5","hash":"85de650764093d71ea8033be4100d58b5a8f2ccf21a191bfae1e0f50831313c5","title":"\u0411\u0443\u0445\u0442\u0430 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0430 \u043e\u043f\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c \u0444\u0438\u0441\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0432 \u041a\u0430\u0437\u0430\u0445\u0441\u0442\u0430\u043d\u0435","buttonText":"","imageUuid":""}

Лиды - не единственный показатель эффективности работы B2B маркетинга на ИТ рынке

О том, что представляет собой эффективная маркетинговая воронка в B2B, и как управлять продажами, опираясь не только на количество лидов

За эффективным продвижением ИТ-компании на B2B рынке должна стоять комплексная системная работа, регламентированная грамотной маркетинговой стратегией. Но если маркетологи, работающие с B2C направлением, легко умеют оцифровывать результаты маркетинговых кампаний, считать стоимость лида, расчет возврата маркетинговых инвестиций, умеют настраивать сквозную аналитику и следить за конверсиями, то в B2B сфере оценка эффективности работы маркетинга вызывает затруднения и сложности. Ночной кошмар B2B маркетологов и излюбленная метрика отделов продаж - ЛИДЫ. А “любят” эту метрику потому что ее проще всего посчитать. На деле это выглядит так:

“У вас есть 5000$ для продвижения гиперконвергентных решений в этом квартале, сколько лидов загрузите?”

Маркетинг: “А какова у нас стоимость привлечения лида”?

Продажи: “Так это к вам вопрос”

Маркетинг: “У нас нет доступа в CRM, мы отдаем вам лиды, а дальше работа за вами”

Продажи: “Ладно, давайте прикинем навскидку”

Маркетинг: “В правилах вендора, который выделяет бюджет, указано, что стоимость привлечения лида не может превышать 1000$, значит мы подписываемся под 5-7 лидов на этот бюджет”.

А дальше в отдел продаж передается 5-7 email адресов, про которые так никто и не вспомнит. Главное, что отчет сдан вовремя. Ни о какой эффективности тут и речи быть не может.

Давайте разбираться, почему лиды (в любом их проявлении) - не единственный показатель эффективности работы B2B маркетологов, и что с этим можно и нужно делать.

Начнем с основ. Путь, который проходит потенциальный заказчик от первого касания с вашим брендом до непосредственного размещения заказа, визуально представляют в виде традиционной маркетинговой воронки (см.рис.1).

Рис. 1

Соответственно, потенциальный заказчик проходит несколько базовых этапов:

  • знакомится с вашей компанией,
  • рассматривает ваше предложение,
  • выделяет его из аналогичных предложений конкурентов,
  • переходит из статуса MQL (квалифицированный маркетинговый лид) в SQL (квалифицированный лид отдела продаж),
  • принимает решение о покупке/ заключении договора / размещении заказа.

Здесь есть 2 нюанса, присущих B2B:

  • Цикл сделки длится от 6 месяцев и может растянуться на года. Но в конечном итоге один заказчик с годичным циклом сделки может окупить все маркетинговые инвестиции, разместив 1 заказ.
  • Нахождение на одном из этапов не гарантирует автоматический переход на следующий. На каждом этапе % заказчиков “отваливается” по разным причинам. Например, заказчик познакомился с вашей компанией и ее предложением, но на этапе рассмотрения сделал выбор не в вашу пользу.

В этом и заключается суть работы отдела маркетинга - провести клиента по каждому из этапов, работая над повышением конверсии из этапа в этап.

А для того, чтобы это сделать, нужно следить за каждым этапом воронки, знать ваши проценты конверсий, соотносить их с бенчмарками конверсий по ИТ-рынку.

Другими словами, вести подсчет опережающих метрик, которые позволяют:

  • наглядно увидеть зависимость каждого из показателей от конкретных маркетинговых действий
  • понять, какие факторы способствуют достижению поставленных маркетинговых целей, а какие - наоборот, тянут вниз.

Все это нужно для того, чтобы своевременно внести необходимые коррективы в маркетинговую тактику или стратегию и управлять ситуацией. Так, например, низкая конверсия из заявки в оплату может свидетельствовать о необходимости доработки презентации вашей разработки для ЛПР. Возможно, вы недостаточно доказали свою экспертность и стоит поработать над кейсами, представить бизнесу больше отзывов ваших партнеров или, при наличии, достоверный рейтинг вашей ИТ-компании на B2B рынке. А может быть все вместе.

Так как же оценивать результат, и какие бывают опережающие метрики?

Важно учитывать, что выбор опережающих показателей должен соответствовать целям конкретной рекламной кампании. Например, когда перед вами стоит задача познакомить бизнес со своей ИТ-компанией или с новой ИТ-разработкой, измерять эффективность предпринятых действий целесообразно охватами. В другой ситуации, когда аудитория уже знакома с вашим брендом, хорошо прогрета, а целью рекламной кампании является непосредственно лидогенерация, использовать количество лидов в качестве измеримого показателя можно и даже нужно. Особенно ценно, если их количеству соответствует качество. А такое возможно только в том случае, если маркетологами тщательно проработаны верхние этапы воронки и проводился замер опережающих метрик на протяжении всего цикла взаимодействия ИТ-компании с потенциальными заказчиками.

Таким образом, для каждого этапа воронки свои показатели для оценки результата. Смотрите для примера digital-модель (см.рис. 2)

Рис. 2

Маркетинговые показатели: CTR, CPC, CPL

Качество лидов - показатели в продажах: CR из трафика в заявку (С0), CR из заявку в оплату (C1).

CTR - соотношение числа кликов к числу показов

CPC - сумма расходов за клик

CPL - стоимость одного лида / заявки

CR - Conversion Rate - сокращение любой конверсии

ROI - показатель окупаемости

CPA - стоимость оплаты за действие (покупку)

C0 - заявка

С1 - первая оплата

LTV - прибыль от клиента за период

Для каждой ИТ-компании и каждой запущенной маркетинговой кампании должны быть разработаны свои опережающие показатели. И важно уметь работать с каждой из конверсий.

2022-2023 годы ознаменованы резким скачком в развитии отечественного ИТ-рынка и увеличением инвестиций в эту отрасль. Уход крупнейших зарубежных вендоров с российского рынка обусловил повышенный спрос на качественный отечественный ИТ-продукт как со стороны бизнеса, оказавшегося без возможности выбора, так и со стороны государства, которое потребовало разработки российского программного обеспечения для нужд официальных структур.

Сегодня отечественные представители ИТ-отрасли получили возможность сформировать долгосрочные надежные отношения с заказчиками. Для этого важно не только выгодно выделиться среди конкурентов, но и доказать ценность своего предложения, закрыв все имеющиеся вопросы и возражения. Решает эти задачи эффективная маркетинговая воронка, построенная исходя из особенностей бизнеса, продукта и выстроенной маркетинговой стратегии.

Поручить разработку работающей маркетинговой воронки именно под ваши бизнес задачи вы можете маркетинговому агентству - аутсорсеру. В таком случае вы получаете целый комплекс сопутствующих услуг. Например, маркетинговое агентство Marketing Ring предлагает своим клиентам не только построение продающей воронки с индивидуальными опережающими метриками, но и обучение сотрудников ИТ-компании работе с подобранными показателями. В ходе такой работы специалисты, вовлеченные в реализацию маркетинговой стратегии, получают представление о том, что означает каждая из метрик, как с ней работать и как повлиять на ее результат. Соответственно, вы получаете возможность управлять продажами на основе цифр и качественно оценивать эффективность работы B2B маркетинга, а не измерять успех кампании количеством лидов.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда