{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Может ли CRM для рядового салона красоты в регионе стать преимуществом?

Мы ПрофиГид — разработчик специализированной CRM для салонов красоты и здоровья.

Если вы связаны с бьюти-сферой, то встречали ссылки на наш продукт в отраслевых рейтингах типа CRMindex. Основные наши клиенты — барбершопы, салоны красоты, спа- и косметологических процедур с численностью 5‒15 сотрудников. С 2015 года мы помогаем улучшить качество обслуживания, систематизировать все процессы в компаниях, и вывести предприятия на новый уровень.

На VC довольно много статей, посвященных CRM для индустрии красоты. Часть из них о том, насколько важно именно сейчас внедрить систему автоматизации. Почти все — обзорные. Упор на тренды, технологии, десятки вариантов отчетов, что-то такое, что внешне выглядит привлекательно, но… Понять, кому действительно нужна CRM, а кому она не поможет, из подобных публикаций практически невозможно. Кроме того, пишут о прекрасном будущем, а вот о переходном периоде и о том, с чем столкнется владелец салона на старте — умалчивают.

Попробуем внести ясность.

Коротко о ситуации на рынке красоты

Почему мы решили написать именно о регионах и обычных салонах красоты? По данным исследования BusinessStat и Федеральной службы государственной статистики (2021-2022) более 90% всех предприятий — эконом-сегмент несетевого формата, а количество парикмахерских и салонов красоты в некоторых городах очень близко к Москве и Санкт-Петербургу.

Поэтому вопрос использования CRM или отказа от нее так или иначе затрагивает основную часть предприятий beauty-сферы.

Кроме того, за прошедшие пару лет такие факторы, как пандемия, СВО и развитие сетей (франшиз) заметно повлияли и на поведение клиентов и на сам рынок услуг.

Что изменилось:

  • Произошел естественный отток клиентов к самозанятым мастерам в период, когда салоны были закрыты для посещений.
  • Некоторые международные бренды косметики ушли из России, что привело к изменению логистики, привычек клиентов, и появлению необходимости подбора новых "расходников” по схожей цене, что требует времени.
  • Уменьшение количества услуг в салоне — нишевание.
  • Акцент на персонализацию. А это про качество услуг, ориентацию на постоянных клиентов, а не людей “с улицы”.

Теперь разберемся с тем, кому CRM поможет сделать автоматизацию своей визитной карточкой, а для кого — пока бесполезна.

Кому CRM не поможет?

Разработчики ПрофиГид работают с салонами напрямую, отдела продаж, “оторванного от производства”, у нас нет, поэтому все изменения внутренней “кухни” наших клиентов мы знаем очень хорошо.

Приходилось слышать от реальных клиентов известных CRM такие фразы, как: “Да они конченные!”, “Мошенники! Денег так и не вернули!” и тому подобное. А еще есть страх, что “уведут” базу клиентов. Правда, непонятно, что потом с ней делать “вору”. Наряду с этим есть и такие, кто не дает волю эмоциям, а оперирует цифрами — и считает, что изменилось после начала использования CRM. Собственно, для этого систему и внедряют.

Есть и другой пример — слепая вера в инновации и технологии. Периодически приходится сталкиваться с “горящими” менеджерами, которым кажется, что достаточно “внедрить” CRM, и бардак исчезнет сам собой. Но здесь нарушена последовательность действий: для внедрения CRM нужно менять процессы внутри компании и переучивать людей.

Беспорядок появляется не от того, что где-то что-то не записано, а потому, что в самой компании нет порядка. В итоге кроме CRM все данные дублируются на листочках, в табличках. То есть объем работы не уменьшается, а увеличивается. Бардака становится только больше, плюс к этому сопротивление сотрудников, увольнения, и мы получаем обратный эффект.

Поэтому не так важно, ведется ли учет на листочках или в табличках, а то, соответствуют ли эти данные реальному положению дел. Правильно ли донесено до сотрудников, зачем вся эта бюрократия нужна. Для того, чтобы следить и наказывать, или чтобы облегчить работу? Сделать ее прозрачной для клиентов, сотрудников и владельца.

Для клиентов важно спланировать свое рабочее (и не рабочее) время, для сотрудников - понимать, как рассчитывается зарплата, а для руководителя, который зачастую имеет не один бизнес - как обстоят дела в салоне.

Итак, когда CRM бесполезна:

  • Маленькие города с населением до 4‒5 тысяч человек (условно), где клиенты знают своих мастеров уже добрый десяток лет. Привычка общаться лично спишет все нововведения на “нет”.
  • Клиенты “с улицы”. Удержание и повторные продажи не нужны.
  • Безличный подход к клиентам. Когда не важно, что предложить, есть ли индивидуальные предпочтения.
  • Не хватает квалификации или желания разобраться в том, как работают системы взаимодействия с клиентами. Условно — сейчас же все работает? Прибыль есть. Пусть пока так и идет. А станет плохо — тогда будем шевелиться.
  • Когда минимизация убытков и максимизация прибыли не главная цель. Салон - это хобби или “отдушина” хозяина.

Веские причины для использования CRM

В крупных городах и топовых салонах клиенты и сотрудники уже приучены к использованию по-крайней мере, простых приложений для мастеров, а число работающих с облачными сервисами предприятий в сфере красоты исчисляется десятками тысяч.

В регионах же это еще в новинку, и может стать одним из преимуществ салона с рядовыми услугами, где нет мастеров-звезд, но есть стабильное качество, и желание вырасти.

Когда стоит задуматься об автоматизации:

  • В некоторых компаниях все завязано на администратора/владельца - отчеты и расписание на листочках, в табличках. Без них бизнес быстро развалится. CRM поможет структурировать всю информацию и сделать ее удобной в плане передачи опыта новым сотрудникам/управленцам.
  • Есть база постоянных клиентов, и она продолжает расти.
  • Нужны повторные продажи и увеличение среднего чека за счет неосновных услуг.
  • Меняются ожидания клиентов — они хотят, чтобы с ними связывались удобным способом: WhatsApp, Telegram, телефон и т.д. Для каждого - индивидуальные предпочтения.
  • Клиенты уходят, а причины не известны.
  • Руководитель и владелец узнают о сделках только по факту оплаты.
  • Сотрудники за текучкой путаются в расписании и теряют клиентов.
  • Несоответствие отчетов подчиненных реальному положению дел.

Ваш случай? Тогда несколько слов о том, к чему нужно быть готовым на старте.

С низкого старта

Что бы ни говорили менеджеры отделов продаж CRM, автоматизация в большинстве случаев ведет к перестройке внутренних процессов в компании. Просто перенести данные из Excel в облако, и наслаждаться, не получится.

В пример можно привести Яндекс.Такси или Додо-пиццу. Их приход в регионы поставил местные компании в положение, когда срочно пришлось искать технологические решения для того, чтобы выжить. Часто с набором нового квалифицированного персонала.

Как мы уже говорили, большая часть салонов в регионах — эконом-сегмент. Разумеется, говорим не о плохом качестве или квалификации мастера, а об аудитории и ее ожиданиях, прозрачности и честности сделки.

С приходом Яндекс.Такси машины в регионах не превратились в новые иномарки, а (на наш субъективный взгляд) вкус у большей части пиццы ДоДо - на любителя. Но, когда мы заказываем такси в приложении — мы заранее знаем, какая машина и через какое время приедет, сколько будет стоить поездка, и к кому обратиться в случае, если что-то пошло не так. С пиццей та же история - мы понимаем, что получаем стабильно одинаковое качество продукта и скорость доставки независимо от города, а еще можем посмотреть, как готовят наш заказ.

С точки зрения же владельца бизнеса — это автоматизированная качественная обратная связь от клиента — о сервисе и его сотрудниках, а еще полная статистика по всем процессам, финансам. На основе таких данных можно принимать решения. Например, о том, чтобы открыть еще один салон, или дополнить список услуг, а может, и цены повысить. И в целом, навести порядок в своем бизнесе, чтобы понимать, где теряются деньги и клиенты. Убрать все лишнее, и сосредоточиться на том, что выделяет предприятие из конкурентов, что ценят ваши клиенты больше всего. Так создается дополнительная привлекательность услуги, и можно “воевать” не только доступными ценами. Кстати, все это можно применить и самозанятым.

Что в итоге? Всё (и все) работает по понятным правилам, когда сложно обмануть, схитрить или перетянуть на себя одеяло.

Однако, перемены, особенно глобальные - это боль. Перед тем, как станет заметно лучше, будет трудно. Поэтому в первую очередь, нужно принять волевое организационное решение, что будет так и никак иначе. И быть готовым к изменениям: уходу сотрудников, сопротивлению администраторов и т.д. Это не только следствие привычки работать по-старому, но и страх оказаться “под колпаком” (можно сравнить с установкой видеокамер), лишиться работы, потерять в зарплате…

Свою позицию нужно донести и показать, что инструмент нужен не для контроля людей, а для упорядочивания процессов и обеспечения прозрачности в работе предприятия на всех уровнях. Вплоть до начисления зарплаты и честного расчета рейтинга мастеров.

Еще возникнет вопрос организации рабочего места.

Дополнительно придется выделить время и деньги на:

  • Покупку ноутбука;
  • Покупку CRM;
  • Подключение интернета;
  • Внесение всей информации в систему, обучить администраторов и мастеров.

И только тут мы подходим к этапу выбора CRM. Это тема для отдельной статьи, но кратко описать возможности считаем необходимым.

Мы пытались сделать сводную таблицу с параметрами известных CRM, но получилось, что все CRM очень похожи и внешне, и по функционалу.

Поэтому просто приведем список основных возможностей (об остальном вам с удовольствием подробно расскажут сотрудники сервисов ;) ):

  • Онлайн запись
  • Ведение клиентской базы
  • Программы лояльности, акции
  • Депозиты
  • Складской и финансовый учет
  • Уведомления клиентов/сотрудников (sms/whatsapp/telegram/vk)
  • Гибкий расчет заработной платы
  • Абонементы
  • Интеграция с онлайн-кассой
  • Интеграция API
  • Наличие мобильных приложений (для мастеров, администраторов, клиентов)
  • Чат Боты
  • Интеграция с IP телефонией
  • Несколько расчетных счетов/касс

Основные отличия в оперативности поддержки, возможности полуавтоматического переноса существующей базы, наличия узкоспециализированного инструментария, и стоимости. Кстати, если говорить о цене, у большинства решений оплачивается подписка на 3-12 месяцев (есть и бесплатные решения с ограниченным функционалом, а есть — как у нас — оплата раз в месяц). Многие предоставляют бесплатный пробный период.

Несмотря на то, что многие разработчики помогают с переносом базы клиентов и настройкой, пройти все шаги лучше самому. Так можно понять все связи между элементами системы: онлайн-записью, складом, программами лояльности, финансами, научиться самому, и потом обучить сотрудников. Иначе есть большая вероятность что-то забыть, например, привязать услугу к мастеру.

Можно выбрать систему по параметрам, но лучше составить для себя список задач, которые вы решаете каждый день в салоне, и найти реальных пользователей CRM. А после общения с ними уже пообщаться с поддержкой нескольких сервисов.

Наиболее популярные CRM-системы для предприятий сферы красоты и здоровья:

Об особенностях систем приглашаем пообщаться в комментариях.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
IA F

Небольшой комментарий к пунктам когда CRM бесполезна:
"Маленькие города с населением до 4‒5 тысяч человек (условно), где клиенты знают своих мастеров уже добрый десяток лет. Привычка общаться лично спишет все нововведения на “нет”.
"Когда минимизация убытков и максимизация прибыли не главная цель. Салон - это хобби или “отдушина” хозяина."
В этих случаях все равно будет польза, наверняка в вашей системе есть управление расписанием и это поможет администратору проинформировать Клиента о вариантах посещения и записать на свободное время.
Что в свою очередь и лояльность повысит, поскольку поможет избежать накладок когда клиент пришел ногами, а его мастер занят весь день.
Уже более 5 лет хожу в одну парикмахерскую, почти всегда к одному и тому же мастеру (на которого достаточно плотная запись).

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Антонов
Автор

Более того, есть возможность онлайн записи на свободные часы мастера, так что и звонить администратору не придется.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Антонов
Автор

Это не дешево, это немного ниже рынка, но, в среднем, стоимость подобных систем находится на этом уровне. Основное преимущество ПрофиГид в том что у нас полный набор функций доступен на всех тарифных планах и есть возможность помесячной оплаты.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Берсенев

Подойдет ваша разработка тем, кто сдает площади мастерам в аренду? Если да, то как отдельные мастера смогу в общую систему влиться? Не совсем понятно, можно ли это реализовать.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Антонов
Автор

Здесь основным является вопрос накопления клиентской базы. Если у вас доверительные отношения, то вы можете добавить этого мастера в роли сотрудника салона и он будет получать клиентов с общей формы записи, а когда захочет сменить место работы, то у вас будет возможность выгрузить ему контакты всех его клиентов. Если же он хочет остаться независимым мастером, то есть возможность создать свой собственный аккаунт по тарифу "Для самозанятых" за 270 рублей в месяц, самостоятельно управлять записями из мобильного приложения и изолировать свою базу клиентов от клиентов салона.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Берсенев

Отличный вариант! Разделить тех, кто на доверии, и тех, кто нет).

Ответить
Развернуть ветку
Projecto

Расскажите о мобильной версии CRM-системы. Мы всегда думали, что CRM для выездной работы, например, не подходит. Поэтому собственно свою систему и начали разрабатывать)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Антонов
Автор

У нас есть приложение ПрофиГид Мастер, доступное и для iOS и для Android. Приложение подходит и для администратора и для мастера. В случае админа он видит и может управлять записями всех сотрудников салона, в случае мастера он видит только свои. Приложение конечно не вмещает в себя всей функциональности личного кабинете, но в нем удобно управлять записями и расписанием сотрудников. Классной опцией является возможность отправки SMS уведомлений со своей симки (без подключения SMS-шлюза) или сообщений в WhatsApp из своего аккаунта (без подключения доп. сервисов), т.е. фактически бесплатно. Не знаю специфики вашей выездной работы, задайте, пожалуйста уточняющий вопрос, постараюсь на него ответить.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Назар

Молодцы, реально классная идея! Помогая удваивать прибыль без вложений в индустрии красоты , часто вижу, что одна из проблем - не ведут базу. А ведь это возможность и отстройки от конкурентов, и стабилизация потоков клиентских потоков, и повышение среднего чека, и новые потоки без вложений и т.д. Если кто из клиентов сомневается - пишите)) Поясню как извлекать деньги из того, что уже есть))

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда