{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как не закопаться в бесконечном списке входящих задач или правило 4D

Когда мои списки задач становятся слишком длинными (что означает - в итоге – невыполнимыми, а это меня огорчает)), я вспоминаю старое доброе правило 4D и включаю своеобразный фильтр.

Каждый пункт моего исходного плана на день я прогоняю через фильтр из 4 вопросов.

Как это работает?

Любые входящие задачи мы прогоняем через фильтр из 4-х вопросов и получаем четкий ответ, куда двигаться дальше.

Правило 4D, с одной стороны, логически выверено, а с другой стороны, легко запоминается, поскольку каждый элемент в изначальном англоязычном варианте начинается с буквы D.

Вопрос 1. Можно ли эту задачу вообще не делать?

· если да, то DELETE

· если нет, то идем дальше

Вопрос 2. Можно ли эту задачу передать другому человеку?

· если да, то DELEGATE

· если нет, то идем дальше

Вопрос 3. Можно ли эту задачу отложить?

· если да, то DELAY

· если нет, то идем дальше

Вопрос 4. Как мне наилучшим образом выполнить эту задачу?

· Здесь остается один вариант DO

Правило 4D

· DELETE?

· DELEGATE?

· DELAY?

· DO!

Мы видим, что в этом простом, на первый взгляд, фильтре заложены многие полезные умения:

• умение говорить нет (другим людям и себе)

• умение делегировать (справляться с собственным перфекционизмом, доверять другим людям и ставить им задачи или обращаться с просьбой)

• умение выбирать наиболее удобное время для выполнения задачи (иногда это кардинально влияет на затраты, необходимые для получения желаемого результата)

• умение мобилизоваться, если нужно.

Когда включать DELETE?

Итак, первый вопрос, который стоит задать себе, прежде чем какая-то задача займет место в вашем плане на день: "Можно ли эту задачу вообще не делать?"

Вроде бы - очень простой вопрос, но требует большой работы.

· Потому что легко всегда и всему говорить "да".

Только потом будет сложно не спать ночами и думать, почему я выгораю.

Здесь нужна проработка личных границ.

· Потому что есть дофаминовые ловушки. Всплеск мотивации и драйва от новой цели. То самое пресловутое "клиповое мышление".

Здесь нужен навык фокусировки.

· Потому что синдром FOMO (fear of missing out) еще никто не отменил; навязчивое ощущение, что вы живете куда менее полноценной жизнью, чем окружающие, ничего не успеваете, хотя могли бы, а все самое интересное происходит там, где вас нет мешает выделить именно ваши приоритеты.

Здесь нужны навыки целеполагания.

· Потому что жадность, в конце концов, кое-кого сгубила. Мы вроде бы тут английским позанимались, там в чатах зависли, тут новую версию Exсel покрутили, там на открытии выставки побывали, здесь повстречались с ненужным знакомым, которому не смогли отказать, там посмотрели лекцию про дофамин, здесь в Яндекс Дзене просидели.

Расфокусировка приводит к тому, что нет движения к главному, нет удовлетворения.

Здесь нужно выходить из мышления "дефицита" и нарабатывать ментальный навык "я в достатке".

· Наконец, бывает очень горько осознать и признать, что есть цели, которых я не достигну. Никогда.

Это больно. Здесь уже не работают коммуникационные или ментальные навыки, это глубокая духовная работа, личностный рост. Смирение. Я это принимаю.

В итоге только сказав чему-то реальное "нет", можно выбрать свое реальное "да".

Трудно ли вам говорить "нет"? Себе или другим людям? Какие «не ваши» дела оказались в вашем плане на завтрашний день?

Что и как ДЕЛЕГИРОВАТЬ?

Итак, после того, как я отсеяла задачи, которые можно вообще не делать, то следом задаю себе вопрос: «А может ли эту задачу выполнить кто-то другой?»

Какие же задачи можно и нужно сразу делегировать, а не забирать их в свой планировщик:

- Регулярно повторяющиеся задачи, т.е. задачи, с которыми вы уже сталкиваетесь 3-й раз и более. Четко опишите желаемый результат, необходимые для выполнения ресурсы, подводные камни на пути к цели.

Например, вы уже дважды сами заполняли бриф на участие в конференции. Ок. Теперь путь это делает ваш помощник.

- Задачи, которым легко научить, т. е. задачи, с которыми справиться любой толковый сотрудник.

Например, составьте простую инструкцию по подбору и бронированию отеля, когда вы едете в командировку.

- Экспертные задачи, т. е. задачи, с которыми лучше справятся специально обученные люди.

Например, пусть с налоговой по спорному вопросу общается ваш бухгалтер, который "собаку съел" на претензиях и ошибочных штрафах.

- Подготовительные процессы. Подмастерье разводит краску, а картину пишет художник.

Доверьте вашим подчиненным подбор данных о контрагенте перед переговорами, а уже затем ищите недостающую информацию сами.

Чем больше задач мы делегируем, тем больше времени и сил останется у нас для действительно важных задач, которые больше никто не выполнит.

Когда работу стоит ОТЛОЖИТЬ?

1) Есть много задач, где мы выигрываем, если выжидаем и выбираем подходящий момент для действий.

Это похоже на то, как серфер ловит волну, и здесь очень важно не упустить момент, но и не торопиться.

= Например, нет смысла идти к руководителю с предложением прямо сейчас, если вы знаете, что ваш босс «закрывает» месяц, у него цейтнот и вряд ли он будет способен сейчас спокойно выслушать вас.

Но ничуть не лучше - упустить подходящий случай, когда босс встречался с вами, хвалил за проделанную работу, а вы замешкались и промолчали. Ну а потом - босс уехал в отпуск.

2) Когда есть возможность выбора лучшего момента, чтобы действовать - вы максимально эффективны, достигаете результата с наименьшими затратами времени и сил.

= Классический пример - выбор времени для подготовки важного отчета "жаворонку" или "сове".

3) Если у вас есть маневр, то вы будете учитывать свои биоритмы и попадете в самые продуктивные часы.

Это как будто бы правило Парето, только по отношению ко времени. Время не линейно.

И мы спокойно принимаем эту нелинейность, время в качественном аспекте. Это как всплеск удачных обстоятельств, которые нужно выждать и затем в «моменте» воспользоваться.

= Переговорить с подрядчиком, если встретили его на отраслевой выставке, либо пригласили его на бизнес-ланч неподалеку от его офиса, когда были в том районе по своим делам.

4) Гуру тайм-менеджмента Дэвид Аллен рекомендует заранее формировать списки под ситуацию: под человека, место, обстоятельства и т.д.

Такая шпаргалка поможет нам не забыть про важную задачу, когда мы будем на «гребне волны".

= Скажем, наверняка у многих из нас есть подобные списки "Когда я стою в пробке", или "Если я сижу в очереди", или "Когда я поеду в центр", или "Когда я встречусь с Николаем Петровичем ", или "Когда нет интернета» и т.д.

Получается, что среди всех важных задач, за которые берёмся, мы выделяем срочные и не срочные. И вот как раз несрочность задачи позволяет быть максимально успешными.

Что в сухом остатке ДЕЛАТЬ?

Остается DO! Делать то, что нужно делать здесь и сейчас.

Ведь мы уже отфильтровали задачи:

1) ненужные

2) которые можно делегировать

3) которые стоит отложить

У нас остались только реально важные и срочные для нас задачи, которые мы и «берем в работу».

DELETE?

DELEGATE?

DELAY?

DO!

Конечно же, с DO тоже часто возникают сложности: надо vs хочу, не успеваю, перфекционизм и др. Но это уже тема для другой статьи)

Нужны еще примеры или в целом все понятно и будете тестировать Правило 4D? Если решили попробовать, то для начала можно применять маркеры разных цветов, обозначая в своих списках задачи разного типа. Когда пройдет 21 день (как минимум), вы уже сможете маркировать свои задачи "на подлете" и тогда будете заносить в свой план на день только задачи категории DO.

А может быть, кто-то из вас уже использует этот фильтр? Поделитесь в комментариях.

.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Ларина Татьяна Андреевна

"+ "
1. Всё аргументированно, эффективно и результативно.
2. Вчера прочитала и применила по некоторым вопросам.

"-"
1. Некоторые слова придётся загуглись для расширения кругозора.)

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Рыженкова
Автор

О! Татьяна, спасибо, что откликнулись! И за свежий взгляд на термины! А какие именно слова надо гуглить? (у меня изнутри процесса написания статьи уже выключился свежий взгляд, если напишите конкретные термины, то или заменю их или дам расшифровку сразу - пока по свежим следам возможно редактирование статьи) Еще раз спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Ларина Татьяна Андреевна

В целом всё хорошо, иногда только выражения ( fomo, фаундеры, c - level) отправляют в гугл. Слово fomo услышала несколько дней назад как и некоторые слушатели на одном из вебинаров. В каждом сообществе - это страх, но какой -то определенный. А так всё отлично. А то получится как в анекдотичной ситуации))

- У Вас очень заумная статья!
- Вы слишком глупы, чтобы её читать! )

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Рыженкова
Автор

Поняла! Ок, принято))

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Korablev

Все четко и по делу. Простым доступным языком :) Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Рыженкова
Автор

Старалась) Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
лексейтудей

Очень здорово!

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Рыженкова
Автор

Спасибо за обратную связь!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ткачев

Интересно, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Рыженкова
Автор

Рада, что статья интересная. Спасибо, что дали обратную связь!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Филиппов

Все так, а чтоб выполненые задачи приносили пользу, используйте http://doctracker.ru, там они будут структурированы по каждой фичи отдельно.
И сотрудники которые работают над улутшением фичи смогут посмотреть историю задачи и найти больше информации.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Рыженкова
Автор

Да, удобные трекеры, как ни странно, найти непросто.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Макоев

спасибо вам за статью, интересно!

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Рыженкова
Автор

:-) Спасибо за обратную связь! Первая статья здесь)

Ответить
Развернуть ветку
Макс Вещает. Про Агентство

В делит и делегейт реально заложена свобода от оков, если твои часы достаточно дороги, чтобы покупать часы других

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Рыженкова
Автор

Да, конечно, это ступенька, которую нужно пройти.

Ответить
Развернуть ветку
Даша Тарасова

Спасибо за информацию! Очень полезно

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Рыженкова
Автор

Спасибо за обратную связь!

Ответить
Развернуть ветку
Mar Iva

Спасибо за статью! Все четко и понятно! Отличное правило! Ясности стало больше как выбирать приоритеты!

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Рыженкова
Автор

Старалась покороче, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

2/10

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Рыженкова
Автор

Давно двоек не получала)

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Korablev

А где конструктивная критика если 2/10? Не автор, но интересно, что не так или не понятно?

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда