Школа Риалвеб «‎за кадром»: кто и как обучает начинающих digital-специалистов

Совсем необязательно быть школьного возраста, чтобы ходить на уроки, и ученики Школы Риалвеб — отличное этому подтверждение. Но и школа не обычная: здесь ученики изучают не математику, а основы работы с рекламой, и по окончании получают не аттестат об образовании, а job-offer.

24 мая в школе стартует уже седьмой поток. Дважды в неделю на протяжении месяца ученики будут собираться на лекциях и изучать основы интернет-рекламы и аналитики, работу с Excel, HTML и многое другое, а между встречами — выполнять интересные задания, готовить к защите финальный проект и, конечно, знакомиться.

Мы поговорили с четырьмя экспертами школы (по совместительству специалистами Риалвеб) и узнали, как они пришли к преподаванию и почему, по их мнению, Школа Риалвеб — действительно уникальное место.

В чём заключается твоя работа в агентстве?

Алексей Петров: Я рассчитываю/запускаю/оптимизирую рекламные кампании в основных популярных системах: Яндекс.Директе, Google Ads, ВКонтакте, myTarget, Facebook, Я.Маркете и других.

Павел Рыбачёк: Я веду рекламу в контекстных системах и соц. сетях; отмечу, что в компании нет разделения по рекламным системам (контекстолог или таргетолог), поэтому наши специалисты являются универсалами своего дела. Пул задач разнообразный: от непосредственной работы в самих кабинетах до более сложной аналитической работы по оптимизации, расчетам месячных KPI и тестированию гипотез с целью улучшения результата.

Борис Аникеев: У меня три основные задачи в агентстве, но сегодня я расскажу только об одной из них. Я занимаюсь созданием обучающих программ для новичков и программ повышения квалификации — для коллег, а также сам провожу «обучалки» как для внутреннего слушателя, так и для внешней аудитории (например, клиентов агентства).

Наташа Медведева: Сейчас я работаю в отделе развития: чаще всего сталкиваюсь со сложными расчетами для потенциальных клиентов, делаю аудиты или помогаю с текущими клиентами агентства при возникновении проблем с ведением рекламы. Еще я часто взаимодействую с программистами: мы пишем всякие инструменты для облегчения жизни специалистов.

Как ты попал(а) в Риалвеб?

Алексей Петров: Меня пригласили на позицию ассистента в отдел интернет-маркетинга по резюме на HH. На тот момент я уже имел опыт работы в интернет-агентстве: около 6 месяцев в отделе продаж, около 15 — аккаунтинга и около 2 — контекстной рекламы.

Павел Рыбачёк: Из-за череды случайных неслучайностей, если можно так сказать. Это был август 2019 года, у меня был сложный период: три года нестабильного фриланса, а также отсутствие понимания, как я могу зарабатывать этим себе на жизнь. В тот момент и появилась идея полностью перезапустить свою карьеру и начать с чего-то нового — так выбор пал на digital. И буквально сразу же мне подвернулась вакансия на HH с новым набором в школу. Подался, прошел первичный отбор, был в шаге от того, чтобы не идти на ассессмент (за день до этого праздновал свой день рождения), но все же пришел и успешно прошел его. После этого был месяц интенсивной школы… и вот я здесь!

Борис Аникеев: Свою карьеру я начал в Москве в 2013 году. Когда я переехал в Питер, Риалвеб был первым местом, куда я отправил резюме, но попасть в штат агентства мне удалось лишь с четвертого раза и спустя 3 года попыток. Тогда не существовало программы обучения Риалвеб, иначе, скорее всего, мой путь в агентство оказался бы значительно проще.

Наташа Медведева: Я работаю в Риалвеб уже шесть лет: начинала практически с нуля как обычный ассистент отдела контекстной рекламы в e-commerce направлении. Тогда еще в помине не было никакой внутренней школы, развитого института наставничества в агентстве — по сути сразу кидали в большое плавание с задачами, с которыми приходилось быстро разбираться. Мне очень повезло с руководителем, Галей Адельшиной (сейчас она перформанс-директор): она всегда очень четко и понятно ставила задачи, а теперь чаще всего просто озвучивает проблему или идею, а я стараюсь ее реализовать. В Риалвеб я прошла путь от ассистента до ведущего специалиста и группхеда, а потом перешла в отдел развития.

А где работал(а) до?

Алексей Петров: До Риалвеб моим первым серьезным местом работы было небольшое интернет-агентство. Там я проработал около двух лет в должностях, о которых рассказывал ранее.

Павел Рыбачёк: До Риалвеб я работал с лондонским консалтинговым агентством в качестве так называемого "аналитика внутри страны": занимался маркетинговыми исследованиями, собирал и обрабатывал данные из всевозможных источников, писал аналитические заметки и готовил итоговые презентации.

Борис Аникеев: До Риалвеб мне пришлось поработать со многими отраслями бизнеса, из запоминающихся: металлообрабатывающий инструмент, языковые курсы за рубежом, юридические услуги. Однажды я настраивал контекстную рекламу с таргетингом на 16 различных стран: рекламные материалы надо было написать на 6 языках.

Учился (училась) ли в самой школе? Поделишься впечатлениями?

Алексей Петров: В Риалвеб я пришел чуть раньше начала самой школы, но меня в нее записали, и я был очень рад этому. Нас распределили по группам и каждой выделили преподавателей: специалистов и экспертов Риалвеб, кто уже наработал опыт и кому было, что рассказать и чем поделиться. Поначалу мне было легко учиться, так как первые задания были ориентированы на тех, кто еще ни разу не притрагивался к рекламным кабинетам, а у меня уже был небольшой опыт.

Но с каждым новым заданием и уроком становилось все труднее: поток информации был огромный, сложный, но интересный.

Нам выставляли баллы за домашки, у меня был азарт: мне хотелось получить наивысший балл за каждое задание. Но в один момент я для себя понял простую истину, что не на баллы работаю, а на усвоение полученной информации; понял, что чем быстрее я разберусь, как работает инструментарий, что приоритетно, а что нет, тем быстрее я вырасту.

Борис Аникеев: Я не учился в школе Риалвеб. Когда я делал свои попытки устроиться в агентство, школы еще не было. Не уверен, что сам выдержал бы этот курс, поскольку обучение довольно интенсивное, со сложными заданиями и необходимостью самостоятельно следить за своим учебным процессом, выделять время на выполнение домашних заданий.

Но в один момент я для себя понял простую истину, что не на баллы работаю, а на усвоение полученной информации; понял, что чем быстрее я разберусь, как работает инструментарий, что приоритетно, а что нет, тем быстрее я вырасту.

Как ты стал(а) экспертом в школе? Сколько школ на твоем счету?

Алексей Петров: Уже в следующем потоке школы, через полгода после того, как я сам был учеником, мне посчастливилось стать экспертом. Такой быстрый рост связан с тем, что внутри компании есть доступ к дополнительному обучению (внутренние выступления, приглашенные спикеры, тренинги и так далее). На моем счету уже 3 школы, где я участвовал как эксперт. Каждый поток я беру разные блоки, чтобы развивать навык преподавания в разных тематиках.

Борис Аникеев: Однажды в общий чат написали о наборе экспертов в обучающий проект. Я, не задумываясь, вписался в эту авантюру, потому что считаю, что необходимо делиться знаниями и опытом с другими. Плюс обожаю возиться с новичками, отвечать на их вопросы — дурацкие, порой, но они всегда заставляют тебя самого лучше разобраться в теме. Благодаря школе я сам узнал много нового, так что процесс обучения здесь двусторонний: мы учим новичков, но и сами учимся у них. Я принимал участие во всех школах, кроме самой первой (тогда был закрытый набор).

Наташа Медведева: Когда запускалась первая школа Риалвеб, я с удовольствием ухватилась за возможность преподавать и поучаствовать в создании программы: тогда я уже была ведущим специалистом по контекстной рекламе, считала, что у меня достаточно экспертизы и пора ей с кем-то делиться. Помню, как было волнительно запускать совсем новый проект, как проверяли домашки по ночам, потому что не рассчитали время и не до конца продумали этот процесс. С тех пор я участвовала в каждой школе (а их прошло уже 6!).

Благодаря школе я сам узнал много нового, так что процесс обучения здесь двусторонний: мы учим новичков, но и сами учимся у них.

Что ты делаешь в школе, что входит в твои обязанности?

Алексей Петров: В рамках школы мы с коллегами готовим ознакомительные материалы по темам блока, презентации, домашние задания. Обычно учеников очень много, 20-30 человек, а на один блок выделяют 2-3 преподавателей, поэтому объем работы большой и даже здесь нужно проявлять навыки оптимизации временных и человеческих ресурсов.

Павел Рыбачёк: Во время последнего потока, из-за сильного загруза, я только помогал ребятам проверять домашки. В предыдущем потоке я был задействован в трех блоках, один вообще полностью перерабатывали: искали материалы для подготовки, думали над системой оценивания, готовили новые задания. Кроме этого, я непосредственно проверял домашки, давал фидбек по работе и участвовал в лайве.

Борис Аникеев: С шестого запуска школы я являюсь её главным менеджером; директором, как я сам люблю говорить. Это значит, что за несколько месяцев до начала мне нужно продумать программу обучения, подобрать экспертов, составить список домашних заданий и свести все процессы подготовки и проведения в один клубок. Кроме этого, я иногда провожу уроки и проверяю домашки — так я еще ни разу не пропустил мой любимый блок про ставки.

Поделишься чем-то интересным о школе?

Алексей Петров: Будучи учеником школы, я познакомился с коллегами, узнал лучше о компании. Здорово было объединяться в команды и на финальном занятии представлять стратегию продвижения заданного бренда. Мозговой штурм и командная работа — очень ценный опыт.

Павел Рыбачёк: Вообще, школа — очень классная история для самих учеников. Могу сказать на своем опыте: приходить в новый коллектив с улицы или после такого пролонгированного ассессмента — две разные истории! Школа очень помогает ученикам в адаптации, так как в процессе они знакомятся с будущими коллегами. Более того, школьников всегда встречают по-особенному, их реально ждут в рабочих группах!

Борис Аникеев: Школа постоянно подкидывает интересные случаи: например, эксперты одного блока однажды в полном составе пропустили урок — пришлось срочно выпутываться и импровизировать; в другой раз у нас не работал монитор с презентацией, а один раз Кирилл Мамонов (эксперт школы) так очаровал всех своим уроком про оптимизацию, что мы еще часа два не могли выгнать студентов из офиса.

Наташа Медведева: Классно, когда приходят люди с абсолютно разным опытом, мы любим людей, которые готовы развиваться в новых сферах. Женя Лебедева из первой школы пришла после медицинского института — сейчас работает у нас старшим специалистом по контекстной рекламе, ведет крупных клиентов. А еще классно, что школа у нас нацелена на подбор контекстных специалистов и менеджеров по работе с клиентами, но периодически случается, что мы в процессе находим людей в другие отделы: например, из пятой школы двое ушли в RTB отдел, а одну девушку взяли в SMM.

Могу сказать на своем опыте: приходить в новый коллектив с улицы или после такого пролонгированного ассессмента — две разные истории!

Что сподвигло тебя стать экспертом в школе?

Алексей Петров: В первую очередь мне хотелось прокачать свою экспертизу и увеличить узнаваемость в агентстве. Во-вторых, мне был интересен опыт преподавания (получится ли у меня, понравится ли), а в третьих, внутри агентства периодически проходит аттестация сотрудников, благодаря которой можно получить повышение в компании. Любые активности помогают получить желаемый результат, и школа — не исключение.

Павел Рыбачёк: Решение стать экспертом пришло само собой, я считаю, что это логичный шаг в становлении себя как настоящего специалиста. Ведь одно дело — просто понять для себя, как что-то работает, а другое — объяснить кому-то, кто раньше этим вообще не занимался. Это уже кардинально другое понимание предмета: необходимо точно знать ответы на все вопросы, а для этого — заново все изучить. Могу сказать, что подготовка к школе во многом была очень полезна даже для рабочих процессов.

Борис Аникеев: Я убежден, что невозможно быть крутым специалистом и не делиться экспертизой. В какой-то момент ты понимаешь, что накопил критическую массу знаний и опыта, которые нельзя дольше держать в себе, возникает желание транслировать свою экспертизу на новичков. К тому же у меня прямо-таки потребность кого-нибудь чему-нибудь научить!

Наташа Медведева: Я сама постоянно учусь посредством школы, узнаю что-то новое — это одна из причин моего постоянного участия. Еще одна — мне очень важно, какие люди будут работать в Риалвеб, какие знания у них будут на момент поступления на работу. Я настолько ценю нашу атмосферу внутри агентства, что не могу оставаться в стороне. Верю, что показываю своим примером, какая у нас неформальная и доброжелательная обстановка и как при этом все очень усердно трудятся на благо компании.

Одно дело — просто понять для себя, как что-то работает, а другое — объяснить кому-то, кто раньше этим вообще не занимался. Это уже кардинально другое понимание предмета: необходимо точно знать ответы на все вопросы, а для этого — заново все изучить.

Расскажи о взаимодействиях с ребятами: что самое важное в обучении и общении?

Алексей Петров: На каждый новый поток приходят абсолютно разные ребята, но одно остается неизменным: есть «отличники», «прогульщики» и «новички». «Отличники» стараются зарабатывать баллы, изучают подробно информацию, у них зачастую уже был какой-либо опыт в digital-сфере. «Прогульщики» обычно не укладываются в сроки сдачи домашек, без погружения выполняют задания, и вообще непонятно, зачем тратят время своё и экспертов. «Новички» — те, кто стараются выполнять задания, вникают в тему, но им зачастую гораздо тяжелее обучаться, поскольку вся информация в новинку, а сделать хочется качественно. По итогу обучения остаются очень крутые ребята, с уже базовым опытом, которых разбирают в агентстве как горячие пирожки.

Павел Рыбачёк: Благодаря нашим HR в школу попадают исключительно приятные школьнички, мы делаем с ними чатик, где переписываемся по задачам и просто так. Мне нравится, когда в чатике налаживается непринужденная атмосфера, можно пошутить или закинуть смешной стикер. В этом потоке по вечерам мы решали хитрые задачки — спасибо за них одной девушке, которая ранее была учителем математики. Моя руководительница посоветовала мне быть жестче со школьниками, а мне кажется, что надо вести себя естественно. Школа Риалвеб — это не только про обучение, но и про профессиональные связи. Многие наши ребята продолжают и после школы общаться с бывшими сокурсниками, даже если их взяли в другие места. А видели бы вы, как школьники кутят после выпуска!

Борис Аникеев: В обучении важны фидбек и вопросы. Без обратной связи никуда, особенно тут. Для меня не так важно, сколько баллов в итоге ученики набирают, но важно, как они на это реагируют, что думают об этой работе — ведь фактически после школы они становятся нашими коллегами, вместе с ними мы будем дальше работать.

Несмотря на то, что обучение в Школе очень интенсивное и непростое, а job-offer получают только лучшие студенты, самое главное для учеников — не зубрежка, а реальное желание обучиться и освоить новую профессию. Школа дает инсайт в том числе и о том, как важна в работе многозадачность и тайм-менеджмент, а также преподносит отличную возможность познакомиться с другими ребятами и экспертами, примерить на себя новую роль и вырасти в профессиональном и личном плане. По окончании школы каждый ученик непременно находит себя в digital, даже если выбирает работать не с контекстной рекламой или клиентами, а некоторые школьники прошлых выпусков уже участвуют в роли экспертов и сами проводят уроки.

Школа — это место, где любой сотрудник Риалвеб может попробовать себя как эксперта, а любой новичок — стать сотрудником Риалвеб. Главное — верить в себя и свои силы, и все непременно получится (а эксперты школы с радостью в этом помогут).

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда