{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Настоящая вежливость и очень длинные письма

Недавно общался с одним приятным небольшим медиа и мне там задали вопрос про вежливость:

Часто пишу письма незнакомым людям, и кажется, что прям излишне вежливо обращаюсь, начинаю чуть ли не лебезить. Как понять, слишком оно или не слишком?

Если ощущение возникло, то, скорее всего, слишком. Кажется, что если вы обратитесь к человеку через многочисленные «пожалуйста-спасибо-не-соблаговолите-ли-вы-нижайше-прошу», то он точно ответит и будет мил и сговорчив. Не-а. Нынешняя вежливость — это максимально понятное сообщение в максимально сжатом формате.

Я бы даже сказал, что есть формальные признаки вежливости, которые стоит соблюдать, и есть вежливость содержательная.

Содержательная важнее. Её смысл в том, что вы:

  • прямо задаете тот вопрос, который хотите задать;
  • обозначаете, зачем это вам и зачем это собеседнику;
  • объясняете, в каком виде нужен ответ и что произойдет дальше.

Из формальных признаков вежливости я бы оставил только:

  • обращение к незнакомому собеседнику на «вы»: «Здравствуйте, Иннокентий»;
  • обращение к человеку так, как он сам себя называет. Например, знаете актёра Юру Борисова? Он в титрах ко всем своим фильмам зовётся именно Юра, а не Юрий. В письме ему стоит обращаться так: «Здравствуйте, Юра».

Бонусный пункт: внимательность к именам. Люди странные и очень чувствительны к самым неожиданным вещам, а собственное имя для человека — это вообще довольно важно.

Знаю на собственной шкуре. В универе я сначала чуть не запорол себе диплом, потому что рецензента звали Арво Нерман и я по какой-то причине решил, что «у него нет отчества» (серьёзно?!), и не написал его на обложке.

А через три года в письме к диссертационному совету назвал важную женщину Натальей, а не Наталией. Еле допустили до сдачи диссертации.

***

На совет про избыточную вежливость в деловой переписке я получил хороший комментарий.

Приторная вежливость действительно раздражает и даже кажется издевательской, но отсутствие вежливых слов производит впечатление, что тобой руководят, командуют.

Дело тут не в каких-то определенных словах даже, а в том, насколько отправитель думает о получателе. Лучше всего разобрать на примере. Вот два письма про одно и то же.

Первый вариант

«Здравствуйте, Александр.
Мы делаем проект по строительству загородных домов из модулей и хотим пригласить вас в качестве спикера. Мы видели ваши выступления на архитектурном форуме, и нам очень близко, как вы относитесь к этой теме, а мы хотим донести до нашей аудитории именно ваше видение.

Вот программа мероприятия и зал, в котором всё будет происходить. Скажите, было бы вам интересно поучаствовать? Если да, напишите нам и мы договоримся об условиях».

Второй вариант

«Здравствуйте, уважаемый Александр!
Вы хотите быть спикером на нашем мероприятии по модульным домам? Мероприятие пройдет 30 ноября в экспофоруме. Пожалуйста, напишите нам, сможете ли вы участвовать, и мы вышлем программу мероприятия. Заранее спасибо за ответ!»

Поглядим, что тут к чему

Почему Александр с большей вероятностью и с большей охотой ответит на первое письмо? Потому что в нём мы сделали сразу несколько несколько шагов ему навстречу.

  • Сказали, кто мы и чего хотим.
  • Объяснили интерес: почему выбрали именно этого человека и эту тему.
  • Сразу дали информацию для принятия решения — программу и описание зала, чтобы человек мог представить себя на этом мероприятии.
  • Не поставили перед фактом, а задали вопрос: интересно ли? То есть предположили, что человек может и не заинтересоваться, дали ему право на «нет».
  • Сказали, как действовать дальше и что произойдет: нужно написать ответ и тогда будет договоренность об условиях.

В результате у Александра есть вся информация для принятия решения. И этого решения у него не требуют, а спрашивают.

А во втором варианте отправитель просто решает какую-то свою задачу, не думая о получателе. Не дает получателю инструментов для принятия решений. И еще подспудно ставит Александра в зависимость, заранее благодаря за ответ — как будто человек обязан написать ответное письмо. Ну кому такое понравится?

При этом, заметьте, во втором письме больше формальных признаков вежливости — «уважаемый», «пожалуйста», «заранее спасибо». Но мы даже не говорим о них, потому что сосредоточились на сути. Первое письмо даже без вежливостей выглядит более уважительным к собеседнику.

***

Ещё одна распространенная штука, которую упомянули в том же разговоре:

Когда я кому-то пишу, получаются очень длинные письма. Не могу позволить себе что-то упустить, кажется, что все детали важны. В результате выходит полотно и вообще непонятно, дочитывает ли его кто-то до конца.

Есть лёгкий путь, чтобы и письмо прочли, и себя не мучать сокращением.

Напишите короткое и длинное письмо — в одном.

В таком письме вы сначала говорите только самую суть: что происходит, чего вы хотите, и вопрос к получателю. А со следующего абзаца пишите длинную версию, со всеми подробностями, какие вам хочется учесть.

Буквально так и пишите: поздоровались, представились, потом перед первым абзацем слово «коротко» и два предложения сути, а перед вторым — «подробно» и там уже сколько угодно текста.

Такой подход снимает страх пропустить детали в начале. Они же все равно есть в этом письме, просто чуть дальше.

Если получателя заинтересует ваш вопрос, то он наверняка прочтет вторую часть. И с большей вероятностью вникнет в подробности, ведь он уже готов их воспринимать.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда