Как оценивают роль Единого государственного экзамена студенты
Социологическая лаборатория Среднерусского института управления –филиала РАНХиГС проанализировала данные исследования всероссийского интернет-опроса студентов 1-3 курсов о Едином государственном экзамене (ЕГЭ), проведенном Всероссийский центром изучения общественного мнения совместно с Российским союзом молодежи в мае 2023 года[1].
Студенты отмечают, что, когда они были выпускниками школы, то воспринимали ЕГЭ как вступительный экзамен в вуз, характеризующийся следующими преимуществами:
- большой выбор вузов (11%);
- понятная процедура подготовки (14%);
- объективность оценивания (8%);
- снижение экзаменационной нагрузки и равные условия для поступления (по 7%).
Результаты ЕГЭ позволили:
- поступить именно в тот вуз, где они хотели учиться 65%;
- выбрать запасной вариант обучения 21%,
- выбрать вынужденный вариант обучения 9%.
59% бывших выпускников согласны, с тем, что ЕГЭ обеспечивает абитуриентам из разных регионов России равные возможности поступления в любые высшие учебные заведения страны. Среди них преобладают обучающиеся в сфере математических, естественных и технических наук (по 62%) и те, кто обучается в «желаемом» вузе (куда хотелось поступить) – 64%.
36% опрошенных сомневаются, что ЕГЭ предоставляет равные возможности, в том числе для выпускников из удаленных регионов, поступить в престижные и/или столичные вузы. Это мнение разделяют студенты, обучающиеся на коммерческой основе (41%), а также студенты, изучающие общественные и гуманитарные науки (39%).
ЕГЭ способствует образовательной мобильность выпускников школ. Более 28% опрошенных обучаются в вузе не в том регионе, где закончили школу, из них 92% указали причиной смены региона – поступление в вуз.
Бывшие выпускники активно используют возможность подачи документов сразу в несколько вузов, которую предоставляет ЕГЭ:
- в два и более (73%);
- в пять вузов (20%);
- в один вуз (24%).
Основные трудности, которые отмечают респонденты в сдаче ЕГЭ следующие:
- сложность заданий (17%);
- психологическая нагрузка (16%);
- строгость контроля за проведением экзамена (8%);
- сомнения в способности ЕГЭ показать реальные знания ученика (8%). Между тем 57% студентов отметили, что предпочли бы сдавать ЕГЭ, чем вступительные экзамены отдельно (33%).
По мнению, кандидата психологических наук, доцента кафедры «Социология и социальные технологии» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анны Кустовой, результаты исследования показали, что большинство студентов позитивно оценивают возможности, которые создает ЕГЭ для поступления в желаемый ВУЗ. Исследование мнения студентов очень важно, поскольку это позволяет объективно оценить роль ЕГЭ, особенно в той ситуации, когда проявляется тенденция увеличения сторонников его отмены.
[1] https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/v-preddverii-egeh-2023-vzgljad-studentov