Конституционный Суд РФ освободил муниципалитеты от обязанности убирать несанкционированные свалки

30 мая Конституционный Суд РФ принял постановление, в котором определил вектор взаимодействия органов, входящих в систему публичной власти, в вопросе ликвидации несанкционированных свалок, прекратив практику возложения этой обязанности только на органы местного самоуправления. Это постановление комментирует эксперт кафедры конституционного, административного и уголовного права, доцент Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Алексей Ястребов.

Поводом для рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ стали жалобы двух муниципалитетов – г. Кодинска Кежемского района Красноярского края и Новосибирской области. Обе жалобы были объединены в одно производство, т.к. их содержание было схожим. На администрацию г. Кодинска суд возложил обязанность оплатить работы по ликвидации несанкционированной свалке, произведенной региональным оператором. В другом деле обязанность устранить свалку была возложена судом на администрацию Новосибирского района. При этом земельные участки, на которых находились эти свалки, не являлись муниципальной собственностью, они находились в государственной собственности. Оба муниципалитета обратились с жалобой в КС РФ, ссылаясь на то, что действующее законодательство нарушает положения Конституции РФ, т.к. позволяет возлагать на органы местного самоуправления обязанности по содержанию земель, находящихся в государственной собственности, без выделения на это необходимых финансовых ресурсов.

Вынося решение по делу, Конституционный Суд РФ указал, что в законодательстве четко не определена принадлежность полномочия по ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках, находящихся в государственной собственности. Соответственно, ее нельзя прямо возложить на органы местного самоуправления, тем более, что доходы многих муниципальных образований даже частично не покрывают соответствующие затраты. Тем не менее, на практике именно муниципалитеты несут ответственность за содержание земельных участков, находящихся в границах муниципальных образований.

В своем постановлении Конституционный Суд РФ истолковал закрепленный в ст. 132 Основного закона страны принцип единства публичной власти, который предполагает не только взаимодействие между органами, входящими в эту систему, но и финансовое участие каждого уровня публичной власти в решении вопросов развития территорий. Поэтому задачу ликвидации несанкционированных свалок должны решать органы власти всех уровней, а не только муниципального.

Постановлением от 30 мая 2023 г. № 27-П Конституционный Суд РФ признал оспариваемые нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных законов не соответствующими Конституции РФ, поскольку они позволяют возлагать на муниципалитеты ликвидацию несанкционированных свалок на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и обязал законодателя внести соответствующие изменения в правовое регулирование. До внесения изменений суды могут обязывать муниципалитеты осуществить эту задачу только при условии выделения средств из федерального или регионального бюджетов.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда