{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Будущее малого бизнеса после пандемии

В основе данной статьи — мои личные наблюдения того, что происходит вокруг. Она нисколько не претендует на «истину в последней инстанции», но всё же события последних нескольких месяцев демонстрируют её актуальность и реалистичность. Хотя может я чрезмерно спешу с выводами или же просто опережаю время…

Андрей Ничипорук, Автор блога myterms.ru

Итак, будущее за радикально идеологическим бизнесом. Выживать и расти будут те, кто сфокусирован только на тех клиентах, которые целиком и полностью разделяют миссию компании.

Практически любой кризис — это благоприятная возможность для усиления влияния корпораций. Но кризис, вызванный текущей пандемией — особенный, ведь он лежит в точке перехода двух эпох человечества. Это кардинальным образом отразится на психологии поведения потребителя. Изменение было неизбежным, мировой карантин лишь ускорил процесс трансформации.

Если каких-то лет 5 назад люди больше поддавались навязчивой рекламе, а также чаще были подвержены спонтанным покупкам, то сейчас они меньше тратят, тщательней подходят к выбору, увеличивают временной резерв на поиск самого выгодного предложения. Агрессивная ценовая политика корпораций в такой период вынуждает мелких игроков закрываться.

Смотри, как красиво получилось.

В уходящую эпоху тотального потребления предприниматели стали фокусироваться не на создание или улучшение продукта для клиента, а на уровень владения инструментами, которые увеличивают трафик и конверсию. Все так радовались появлению интернет-сервисов вроде онлайн-каталогов, отзовиков, соц. сетей, поисковиков, что не заметили, как именно они стали затягивать удавку на шее малого и среднего бизнеса. Только вдумайся, в основе многих компаний сегодня лежат инструменты для масштабирования, которые вовсе компаниям не принадлежат.

Наступает пандемия… Случается неизбежность. Глобалисты демпингуют цены или оставляют их на прежнем уровне, что очень важно в кризис. Владельцы интернет-сервисов увеличивают входной порог и комиссионные, дергая «удочку», на крючке которой уже давно висели компании, что своими же силами способствовали развитию этих порталов.

Вон, Яндекс.Маркет теперь сам стал продавать, объединившись со Сбером.

Делает ли Amazon жизнь малого бизнеса лучше или хуже — решать вам. Но завоевание подобных компаний мирового рынка «бездушной» коммерции — неизбежно.

В итоге, бизнес со всех сторон «доят» так, чтобы ему оставалось на выживание, но не хватало на развитие, а большинство предпринимателей боятся слезть с этой иглы, ведь там якобы их «клиенты».

Все сводится к тому, что без огромных вложений или огромной маржи пройти точку безубыточности сложно. Как только начинаете торговать, так сразу попадаете в зависимость от корпораций. А как достичь хорошей маржи, если все торгуют на одних и тех же платформах…

Но, как я уже говорил, поведение потребителя меняется.

Эпоха тотального потребления уходит, словно эйфория от шведского стола в первые дни отпуска. Многие поняли, что беспорядочное потребление всего, что рекламируется, только вредит. Другие уже обожглись «дешевым сыром», и приняли все-таки тот факт, что скупой платит дважды. Кто-то посидел на карантине со всеми побрякушками, которые приобрёл ради мнимого статуса в обществе и понял, что это по-факту никому не нужно.

Изоляция поспособствовала тому, что мы все наконец-то заглянули в себя и подумали, а что же нужно именно мне? Во что же я верю?

Мы вошли в новую эпоху победы индивидуальных ценностей над теми, что присущи в обществе.

Что это значит для бизнеса?

Это открывает возможности для тех, кто посмотрит на бизнес как на ремесло, которое отражает идеологию основателя. И это одновременно несет гибель для компаний, выстроенных исключительно на числах и маркетинговых стратегиях, потому что все сливки с тех сегментов, где этого достаточно, будут сняты корпорациями.

Безусловно, цифры должны сходиться, но для развития этого малому и среднему бизнесу будет уже не достаточно.

Ведь что может мотивировать клиентов подниматься выше предложений больших игроков, платить больше, ждать дольше, ехать дальше и довольствоваться где-то меньшим? Только отражение их мировоззрения в миссии компании.

Нужны будут серьезные доводы, чтобы преодолеть искушение человека сэкономить, приобретая товар через какой-нибудь агрегатор, и внести больше денег за ту же позицию, но в кассу магазина. А что может быть более сильным мотиватором, чем вера?

Идеология в бизнесе очень важна для старта, потому как первые клиенты будут закрывать глаза на несовершенства сервиса ради поддержки близких по духу мелких игроков.

Сейчас вопрос качества не стоит, плохое качество будет сметено шквалом негативных отзывов.

Обратите внимание на компании и кафешки, которые закрываются сейчас и будут закрываться дальше. Многие из них возможно предоставляли качественный продукт или услугу, но всех их объединяет одно — они безликие.

Важно

Чем сильнее клиент верит в компанию, тем меньше он будет терпеть малейшее поступление принципами. И здесь перед предпринимателями будет стоять ежедневный выбор: или поддастся искушению угодить всем и каждому, согласно убийственному в наше время убеждению «клиент всегда прав», или набраться мужества, отказывая всем, кто не готов заплатить той суммы, которая позволит компании оставаться верной своим принципам…

А теперь мясо. Примеры...

Да, конечно, переход в новую эпоху не случается в моменте. Все происходит постепенно, а на каждом рынке появляются маяки, ориентиры, на которых остальные будут равняться, и я сейчас приведу три российские компании, которые уже растут благодаря тому, что я описал выше.

Это не реклама. Это трансляция моих личных наблюдений. Я искренне рад, что подобные компании существуют в России, и если после данной статьи у них прибавится клиентов, я буду только счастлив.

Вот они:

  1. ВкусВилл;
  2. Додо;
  3. Тиматало.

ВкусВилл

Вся довольно ёмкая идеология ВкусВилл описана на сайте компании в разделе «миссия и ценности», я лишь остановлюсь на нескольких наиболее важных моментах…

Натуральные, вкусные продукты, честность, а также положительные эмоции от покупок.

И тут вы справедливо заметите… «Так ведь подобное может написать у себя любой продуктовый магазин, да и вообще, на языке стратегического маркетинга это называется сегментацией». Конечно, может и так, но дьявол кроется в деталях. Кто-то говорит, строит маркетинговые планы, а кто-то действительно проживает изнутри и делает.

Разве возможно ли просто опираясь на сегментацию дать возможность людям без чека, не важно, наполовину съеденный или целый продукт, сдать обратно в магазин и получить за это деньги?

Разве руководству какой-либо сети пришло бы в голову устанавливать аппараты самообслуживания без охраны и досмотра, ради удобства клиентов? До этого я видел лишь в гипермаркетах уголки, где нужно было сначала пробить товары, положить на весы, затем с огромными сумками еще отсканировать чек, чтобы открылся шлагбаум, где охранник проверял его содержание.

Таких примеров масса. Бесплатная доставка в течении 2-х часов, состав и многое другое.

Додо

Радость, которую они всегда стараются подарить, складывается не только из улыбок..

Открытость, максимально удобная и технологичная франшиза + единые стандарты.

Разве какая-нибудь иная сеть, которая расширяется по франшизе, создала дорогостоящую систему, позволяющую любому человеку стать владельцем пиццерии и управлять ей на высочайшем уровне, соблюдая единые стандарты?

Разве какая-нибудь компания, продающая франшизы, стала бы требовать от предпринимателя, приобретающего её, работать уборщиком, а затем пиццмейкером в уже существующей пиццерии? Да большинству лишь бы впарить, а так сами как-нибудь на коленочке разовьётесь...

Разве какой-нибудь предприниматель, кроме Федора, публиковал в открытом доступе все цифры своего бизнеса? Не только своего, кстати, а еще и франчайзи?

Мне понравился один пост в инстаграме у Федора, это было давно, могу немного приврать, но смысл в том, что он в своё время находился в Китае, либо на презентации своего продукта там, либо еще что-то, но оказалась, что в этой стране нет необходимой по рецептуре итальянской муки, и он просил кого-либо, кто летит на днях в Китай, купить её в Москве и передать ему. Что это еще, как не жесткое соблюдение стандартов?

Тиматало

Нет, они не только гаражи строят :) Это единственная фотография с логотипом на крыше...

Энергоэффективные и надежные каркасные дома по скандинавской технологии.

Я работал в сфере загородного строительства. Поверьте, в большинстве своем там принцип один: продаем, а затем разбираемся, что продали, и как из этого выжать прибыль... Это к тому, что у многих компаний нет никаких стандартов. В итоге, клиент сталкивается с большими проблемами либо на стройке, либо в процессе эксплуатации.

Темур Чантурия никогда не построит вам дом за 5 млн, если по финской технологии возведение идентичного проекта стоит, например, 6 млн. Конкуренты же включили бы более дешевые отделочные материалы, уменьшили бы площадь утепления, изменили бы фундамент... Уж будьте уверены, в строительстве есть на чем сэкономить, но для Тиматало — это табу. Именно поэтому их расходы на трафик, на сколько мне известно, нулевые. А другие компании, вкладывая миллионы в месяц, не выкручивают и половины их уровня прибыли.

Резюмирую

  1. Каждый шаг, абсолютно любое действие в будущем и уже сейчас должно быть отфильтровано миссией. ВкусВилл даже не ставит планы по прибыли, уровень мышления другой. Они знают, что главное.
  2. Опираясь на сегментацию и на голые цифры, вы никогда не сможете предпринять на первый взгляд безумные шаги, которые в будущем послужат трамплином в бизнесе.

    Потому что, когда «деньги не пахнут», так соблазнительно попробовать «присесть на еще один стул». Но клиенты уже не потерпят двойные стандарты. В прошлом это прокатывало, но все реже сейчас и никогда потом.

  3. Необходимо постоянно заявлять о ваших принципах в бизнесе как с помощью слова, так и действия, чтобы люди узнавали в них отражение своей идеологии.
  4. Всё, для чего было и будет достаточно умения считать, станет захвачено глобальными игроками с помощью искусственного интеллекта, ведь для того чтобы создать формулу, достаточно пригласить математика, а чтобы проникнуться верой нужны долгие годы, хотя может и жизнь.

Спасибо за внимание!

Если данная статья показалась тебе интересной, подписывайся на мой блог, есть много интересных наблюдений, которыми хотел бы поделиться. До скорого.

0
1 комментарий
Кирилл

С одной стороны, это, конечно, приятненько читать.
С другой стороны понятно, что это мечты.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда