Будущее малого бизнеса после пандемии
Итак, будущее за радикально идеологическим бизнесом. Выживать и расти будут те, кто сфокусирован только на тех клиентах, которые целиком и полностью разделяют миссию компании.
Практически любой кризис — это благоприятная возможность для усиления влияния корпораций. Но кризис, вызванный текущей пандемией — особенный, ведь он лежит в точке перехода двух эпох человечества. Это кардинальным образом отразится на психологии поведения потребителя. Изменение было неизбежным, мировой карантин лишь ускорил процесс трансформации.
Если каких-то лет 5 назад люди больше поддавались навязчивой рекламе, а также чаще были подвержены спонтанным покупкам, то сейчас они меньше тратят, тщательней подходят к выбору, увеличивают временной резерв на поиск самого выгодного предложения. Агрессивная ценовая политика корпораций в такой период вынуждает мелких игроков закрываться.
Смотри, как красиво получилось.
В уходящую эпоху тотального потребления предприниматели стали фокусироваться не на создание или улучшение продукта для клиента, а на уровень владения инструментами, которые увеличивают трафик и конверсию. Все так радовались появлению интернет-сервисов вроде онлайн-каталогов, отзовиков, соц. сетей, поисковиков, что не заметили, как именно они стали затягивать удавку на шее малого и среднего бизнеса. Только вдумайся, в основе многих компаний сегодня лежат инструменты для масштабирования, которые вовсе компаниям не принадлежат.
Наступает пандемия… Случается неизбежность. Глобалисты демпингуют цены или оставляют их на прежнем уровне, что очень важно в кризис. Владельцы интернет-сервисов увеличивают входной порог и комиссионные, дергая «удочку», на крючке которой уже давно висели компании, что своими же силами способствовали развитию этих порталов.
Вон, Яндекс.Маркет теперь сам стал продавать, объединившись со Сбером.
В итоге, бизнес со всех сторон «доят» так, чтобы ему оставалось на выживание, но не хватало на развитие, а большинство предпринимателей боятся слезть с этой иглы, ведь там якобы их «клиенты».
Все сводится к тому, что без огромных вложений или огромной маржи пройти точку безубыточности сложно. Как только начинаете торговать, так сразу попадаете в зависимость от корпораций. А как достичь хорошей маржи, если все торгуют на одних и тех же платформах…
Но, как я уже говорил, поведение потребителя меняется.
Эпоха тотального потребления уходит, словно эйфория от шведского стола в первые дни отпуска. Многие поняли, что беспорядочное потребление всего, что рекламируется, только вредит. Другие уже обожглись «дешевым сыром», и приняли все-таки тот факт, что скупой платит дважды. Кто-то посидел на карантине со всеми побрякушками, которые приобрёл ради мнимого статуса в обществе и понял, что это по-факту никому не нужно.
Изоляция поспособствовала тому, что мы все наконец-то заглянули в себя и подумали, а что же нужно именно мне? Во что же я верю?
Мы вошли в новую эпоху победы индивидуальных ценностей над теми, что присущи в обществе.
Что это значит для бизнеса?
Это открывает возможности для тех, кто посмотрит на бизнес как на ремесло, которое отражает идеологию основателя. И это одновременно несет гибель для компаний, выстроенных исключительно на числах и маркетинговых стратегиях, потому что все сливки с тех сегментов, где этого достаточно, будут сняты корпорациями.
Ведь что может мотивировать клиентов подниматься выше предложений больших игроков, платить больше, ждать дольше, ехать дальше и довольствоваться где-то меньшим? Только отражение их мировоззрения в миссии компании.
Нужны будут серьезные доводы, чтобы преодолеть искушение человека сэкономить, приобретая товар через какой-нибудь агрегатор, и внести больше денег за ту же позицию, но в кассу магазина. А что может быть более сильным мотиватором, чем вера?
Обратите внимание на компании и кафешки, которые закрываются сейчас и будут закрываться дальше. Многие из них возможно предоставляли качественный продукт или услугу, но всех их объединяет одно — они безликие.
Важно
Чем сильнее клиент верит в компанию, тем меньше он будет терпеть малейшее поступление принципами. И здесь перед предпринимателями будет стоять ежедневный выбор: или поддастся искушению угодить всем и каждому, согласно убийственному в наше время убеждению «клиент всегда прав», или набраться мужества, отказывая всем, кто не готов заплатить той суммы, которая позволит компании оставаться верной своим принципам…
А теперь мясо. Примеры...
Да, конечно, переход в новую эпоху не случается в моменте. Все происходит постепенно, а на каждом рынке появляются маяки, ориентиры, на которых остальные будут равняться, и я сейчас приведу три российские компании, которые уже растут благодаря тому, что я описал выше.
Это не реклама. Это трансляция моих личных наблюдений. Я искренне рад, что подобные компании существуют в России, и если после данной статьи у них прибавится клиентов, я буду только счастлив.
Вот они:
- ВкусВилл;
- Додо;
- Тиматало.
ВкусВилл
Натуральные, вкусные продукты, честность, а также положительные эмоции от покупок.
И тут вы справедливо заметите… «Так ведь подобное может написать у себя любой продуктовый магазин, да и вообще, на языке стратегического маркетинга это называется сегментацией». Конечно, может и так, но дьявол кроется в деталях. Кто-то говорит, строит маркетинговые планы, а кто-то действительно проживает изнутри и делает.
Разве возможно ли просто опираясь на сегментацию дать возможность людям без чека, не важно, наполовину съеденный или целый продукт, сдать обратно в магазин и получить за это деньги?
Разве руководству какой-либо сети пришло бы в голову устанавливать аппараты самообслуживания без охраны и досмотра, ради удобства клиентов? До этого я видел лишь в гипермаркетах уголки, где нужно было сначала пробить товары, положить на весы, затем с огромными сумками еще отсканировать чек, чтобы открылся шлагбаум, где охранник проверял его содержание.
Таких примеров масса. Бесплатная доставка в течении 2-х часов, состав и многое другое.
Додо
Открытость, максимально удобная и технологичная франшиза + единые стандарты.
Разве какая-нибудь иная сеть, которая расширяется по франшизе, создала дорогостоящую систему, позволяющую любому человеку стать владельцем пиццерии и управлять ей на высочайшем уровне, соблюдая единые стандарты?
Разве какая-нибудь компания, продающая франшизы, стала бы требовать от предпринимателя, приобретающего её, работать уборщиком, а затем пиццмейкером в уже существующей пиццерии? Да большинству лишь бы впарить, а так сами как-нибудь на коленочке разовьётесь...
Разве какой-нибудь предприниматель, кроме Федора, публиковал в открытом доступе все цифры своего бизнеса? Не только своего, кстати, а еще и франчайзи?
Мне понравился один пост в инстаграме у Федора, это было давно, могу немного приврать, но смысл в том, что он в своё время находился в Китае, либо на презентации своего продукта там, либо еще что-то, но оказалась, что в этой стране нет необходимой по рецептуре итальянской муки, и он просил кого-либо, кто летит на днях в Китай, купить её в Москве и передать ему. Что это еще, как не жесткое соблюдение стандартов?
Тиматало
Энергоэффективные и надежные каркасные дома по скандинавской технологии.
Я работал в сфере загородного строительства. Поверьте, в большинстве своем там принцип один: продаем, а затем разбираемся, что продали, и как из этого выжать прибыль... Это к тому, что у многих компаний нет никаких стандартов. В итоге, клиент сталкивается с большими проблемами либо на стройке, либо в процессе эксплуатации.
Темур Чантурия никогда не построит вам дом за 5 млн, если по финской технологии возведение идентичного проекта стоит, например, 6 млн. Конкуренты же включили бы более дешевые отделочные материалы, уменьшили бы площадь утепления, изменили бы фундамент... Уж будьте уверены, в строительстве есть на чем сэкономить, но для Тиматало — это табу. Именно поэтому их расходы на трафик, на сколько мне известно, нулевые. А другие компании, вкладывая миллионы в месяц, не выкручивают и половины их уровня прибыли.
Резюмирую
- Каждый шаг, абсолютно любое действие в будущем и уже сейчас должно быть отфильтровано миссией. ВкусВилл даже не ставит планы по прибыли, уровень мышления другой. Они знают, что главное.
Опираясь на сегментацию и на голые цифры, вы никогда не сможете предпринять на первый взгляд безумные шаги, которые в будущем послужат трамплином в бизнесе.
Потому что, когда «деньги не пахнут», так соблазнительно попробовать «присесть на еще один стул». Но клиенты уже не потерпят двойные стандарты. В прошлом это прокатывало, но все реже сейчас и никогда потом.
- Необходимо постоянно заявлять о ваших принципах в бизнесе как с помощью слова, так и действия, чтобы люди узнавали в них отражение своей идеологии.
- Всё, для чего было и будет достаточно умения считать, станет захвачено глобальными игроками с помощью искусственного интеллекта, ведь для того чтобы создать формулу, достаточно пригласить математика, а чтобы проникнуться верой нужны долгие годы, хотя может и жизнь.
Спасибо за внимание!
Если данная статья показалась тебе интересной, подписывайся на мой блог, есть много интересных наблюдений, которыми хотел бы поделиться. До скорого.
С одной стороны, это, конечно, приятненько читать.
С другой стороны понятно, что это мечты.