Локализация очень важна. И это, действительно, не только про язык. Помню, как мы перевели сами наш первый сайт. Вроде было красиво и понятно. Поспрашивали у знакомых американцев, те сказали, что ощущение от сайта, что "doesn't look legit".
Дело было в том, что с точки зрения языка было все ок, но мы использовали не те обороты и фразы, которыми пользовался наш сегмент.
К сожалению, никто не будет подробно читать ваш сайт. Если при первом взгляде клиенты не зацепятся за нужные ключевые слова, вас не смогут поместить в нужный bucket, как говорят американцы.
Если бизнес стоил 40М, то какой смысл продавать контрольный пакет за 20М, оставаясь с неликвидными 49%? Чтобы потом еще твой бизнес "заморозили"
Получается какой-то развод, нет?
Тогда нам ничего не остается кроме как закрыть наш новый бизнес :(
А что значит купили "контрольный пакет"? Если вы открыто делитесь кейсом, расскажите, какая была оценка всего бизнеса (а не контрольного пакета), и какую долю вы купили?
Спасибо, очень полезно!
По своей сути сильно напоминает методологию, которую использует сервис Roam Research. Вы пользовались им?
George Levin
Получается, что основатели продали свою долю за кеш (лишив себя дальнейшей мотивации оставаться в компании) и заодно кинули миноритарных акционеров, оставим им неликвидные 49% в компании, которую в любой момент может заморозить новый владелец? Вряд ли.
Мне просто интересна эта венчурная механика с продажей 51% компании. Я такой бред вижу только в России.
Все проблемы идут именно отсюда. Когда бизнес покупается на ранней стадии, успех сильно зависит от основателей, поэтому их разными способами мотивируют остаться. Самый простой способ это earn-out. Когда кешем отдают 50-60% стоимости компании, а оставшаяся часть привязывается к достижению каких-то показателей в течение 2-3 лет после покупки. Это честная сделка: выкупается 100% компании, покупатель берет всю ответственности на себя и мотивирует основателей вкалывать дальше. Все KPI четко прописаны и одобрены с обеих сторон. При этом основатель страхуется от того, что ему продали кота в мешке. Если покупатель решит закрыть бизнес из-за своей стратегической ошибки, он должен выплатить оставшиеся 40-50% кеша.
В России распространена мутная схема под названием "покупка контрольного пакета". Я знаю несколько сценариев:
1. Купить 51% за кеш, а оставшиеся 49% использовать для того, чтобы мотивировать основателей, пообещав им золотые горы (как правило нигде не задокументированные), что в светлом будущем эти 49% выкупят за много денег. При этом у основателей нет никаких прав, только риски, что владелец сам налажает, а потом передумает и ничего не выкупит. Эту схему еще можно назвать "ваша компания стоит 40, но мы купим ее за 20, а потом разберемся"
2. Покупается 51%, только деньги даются основателям как инвестиции на развитие своего бизнеса с обещанием выкупить оставшиеся 49% как-нибудь потом, когда и если компания станет большой и прибыльной за счет грамотного использования инвестиций. Эту схему еще можно назвать так "Мы вам дадим бабла на развитие вашего бизнеса, заберем контроль и посмотрим, как пойдет. Пойдет хорошо, накинем еще бабла, пойдет плохо, заморозим"
Короче, вывод такой - структурирование сделки это фундамент. Если в фундаменте много трещен (в виде заложенных конфликтных ситуаций), дом построить не получится.