Иммерсивный театр: от первых экспериментов до современных концептуальных проектов

Иммерсивный театр: от первых экспериментов до современных концептуальных проектов

Впервые с иммерсивным театром посчастливилось познакомиться жителям Великобритании, еще в 2000х. Именно там зародилась идея этого жанра. Что касается России, иммерсивный театр стал действительно популярным в последние годы и может рассматриваться как новая форма театрального искусства, но мало кто знает, что история российского иммерсивного театра начинается с конца 1990-х годов, когда появились первые эксперименты в этой области. Одним из первых проектов стал спектакль "Антигоне" в режиссуре Дмитрия Крюкова, который был поставлен в 1997 году. В этом спектакле зрители стали участниками действия, перемещаясь по разным зонам пространства и взаимодействуя с актерами.

Суть иммерсивного театра заключается в том, чтобы максимально задействовать зрителей в ходе сюжетных событий. Идти по коридорам на голос актрисы, читающей стихи Анны Ахматовой, попробовать деликатесы прямо со сцены, смотреть одновременно 4 постановки одного автора – все это про иммерсивный театр. Концептуально, дерзко, впечатляюще. Зритель становится уже не свидетелем сцены, разыгрываемой на площадке, а ее частью.

Сейчас с понятием «реверсивный театр» знакомится все большее количество так называемой «прогрессивной молодежи», особенно это касается мегаполисов. Возьмем в пример казанский спектакль «Анна Каренина». Кажется, что создатели подключают все свою изобретательность для еще большего погружения зрителя в разворачивающиеся события. Для постановки казанским парфюмером было создано около 20 ароматов, чтобы передать запах вокзала, бумаги, новорожденного ребенка и прочего. Так же было создано 16 сюжетных линий, в ходе представления перед зрителем открывается возможность выбрать одну из них. Это ли не ад перфекциониста и одновременно прекрасный маркетинговый ход, побуждающий купить билет еще раз? Еще один пример концептуального подхода к созданию иммерсивного спектакля — «Пиковая дама», посетить который могут только 54 человека, по числу карт в классической колоде. Место действия для первой классической оперы в иммерсивном формате выбрано тоже не случайно: это старинная усадьба Гончарова-Филипповых, которую дед жены Пушкина, Натальи Николаевны проиграл в карты.

Неудивительно, что такой подход привлекает большее количество зрителей и делает спектакль более успешным. Но стоит ли рассматривать лишь коммерческую сторону вопроса, когда речь идет о таких категориях, как искусство и культура? Иммерсивный спектакль может предоставить зрителям уникальный опыт, погружая их в сюжет и создавая атмосферу, более близкую к реальности. Это дает иммерсивным постановкам право рассматриваться критиками не просто как «шоу», но как новое направление в современном искусстве.

Начать дискуссию