{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Toyota: бизнес-модель и SWOT-анализ

Toyota является одним из ведущих автопроизводителей в мире, ее узнаваемость обеспечила значительную долю мирового рынка. Такое глобальное положение сделало компанию интересной для изучения ее бизнес-модели.

Краткая история Toyota

История Toyota началась в 1920-х годах, когда Сакити Тойода основал производителя ткацких станков. За короткое время Тойода разработал и продал патент на автоматизированный ткацкий станок, после чего решил заняться автомобильной промышленностью. Первые автомобили были изготовлены в начале 1930-х годов, при этом компания Toyota Motor была создана только в 1937 году.

Компания начала с производства компактных автомобилей, а затем расширилась до других типов, таких как пикапы, внедорожники, грузовики и спортивные автомобили. В настоящее время Toyota является одним из крупнейших производителей автомобилей в мире: ежегодно продается более 10 миллионов автомобилей. Штаб-квартира многонациональной компании находится в Японии, но она работает в 27 странах и продает свою продукцию более чем в 170 странах мира.

Кому принадлежит Toyota

Toyota является частью Toyota Motor Corporation, председателем которой является Такеши Утиямада, а президентом – Акио Тойода. Среди множества дочерних компаний у компании есть подразделения: Lexus, Ranz, Scion (деятельность которого была приостановлена в феврале 2016 года) и сама Toyota.

Миссия Toyota

Миссия Toyota звучит так: «Привлекать и завоевывать клиентов ценными продуктами и услугами, а также получать максимальное удовольствие от владения автомобилем».

Как Toyota зарабатывает деньги

90% доходов Toyota поступает от продажи автомобилей, но компания также получает доход из других источников: финансовые услуги, инвестиции и доходы из смежных сфер машиностроения.

  • Автомобильный бизнес Toyota. Большая часть продаж автомобилей Toyota приходится на Японию и Северную Америку. Самый сильный и прибыльный бренд – Lexus, продано более 10 миллионов автомобилей по всему миру;
  • Финансовые услуги Toyota. Подразделение финансовых услуг компании растет быстрее чем автомобильное направление, но по-прежнему приносит лишь около 6% доходов. Направление специализируется на финансировании продаж автомобилей, предоставление кредитов, работая в 30 странах (около 90% рынков Toyota Motor Corporation);
  • Смежный бизнес Toyota. Toyota владеет долями в бизнесах других автопроизводителей, таких как Subaru, Isuzu и Mazda. У компании также есть интересы в области биотехнологий, робототехники, аэрокосмической отрасли и т. д. В последнее время компания уделяет особое внимание разработке гибридных электромобилей и связанных с ними технологий.

В чем секрет эффективности бизнес-модели Toyota

  • Качество. Toyota инвестирует в разработку, дизайн, производство и послепродажное обслуживание, чтобы поддерживать высокое качество. Это поставило бренд в число лучших с точки зрения надежности, качества и долговечности.
  • Скорость и надежность. Toyota сумела реорганизовать свой производственный поток, сосредоточив внимание на простоте, тем самым увеличив скорость доставки. Как результат у компании есть производственная система «Точно в срок» с контролируемой структурой затрат.
  • Поставщики. Toyota стремится создать прочную основу на всех этапах цепочки поставок, от разработки до послепродажного обслуживания. Для этого компания построила тесные и доверительные отношения с большинством своих поставщиков, тем самым создав долгосрочное партнерство, снижения затрат и быстроту реагирования на колебания и изменения.
  • Широкий ассортимент и стоимость. Бизнес-модель Toyota основана не на одном автомобиле, а на предоставлении клиентам широкого ассортимента продукции, поскольку компания производит разные модели для разных рынков в хорошо отлаженной гибкой производственной системе по разумным ценам. Компания протестировала и внедрила несколько инициатив по снижению операционных расходов и сосредоточилась на местных производственных мощностях для удовлетворения потребностей клиентов.

Канва бизнес-модели Toyota

Давайте взглянем на канву бизнес-модели Toyota ниже:

Канва бизнес-модели Toyota

[1] Сегменты клиентов Toyota

Сегменты клиентов Toyota состоят из:

  • Широкая мировая общественность;
  • Грузовые компании

[2] Ценностное предложение Toyota

Ценностное предложение Toyota – надежные и качественные автомобили по разумной цене.

[3] Каналы сбыта Toyota

Каналы сбыта Toyota состоят из:

  • Дилеры;
  • Реселлеры;
  • Сервисные центры;
  • Филиалы;
  • Выставочные залы;
  • Веб-сайт;
  • Социальные медиа

[4] Взаимоотношения с клиентами Toyota

Взаимоотношения с клиентами (ВК) Toyota состоят из:

  • Репутация;
  • Качество;
  • Скорость поставки и обслуживания;
  • Персональный ассистент;
  • После продажное обслуживание.

[5] Потоки поступления доходов Toyota

Потоки доходов Toyota состоят из:

  • Продажа продукции (автомобили, коммерческие автомобили и двигатели);
  • Продажа запчастей;
  • Услуги банковского дела;
  • Финансирование, лизинг;
  • Комиссии;
  • Продажи от неавтомобильных предприятий.

[6] Ключевые ресурсы Toyota

Ключевые ресурсы Toyota состоят из:

  • Человеческие ресурсы;
  • Интеллектуальная собственность;
  • Партнеры;
  • Места продажи автомобилей;
  • Бренд.

[7] Ключевые направления деятельности Toyota

Основные виды деятельности Toyota включают:

  • Производство;
  • Инжиниринг;
  • Дизайн;
  • Сборка;
  • Логистика (Цепочка поставок);
  • НИОКР.

[8] Ключевые партнеры Toyota

Ключевые партнеры Toyota:

  • Производители деталей и комплектующих;
  • Поставщики;
  • Дилеры;
  • Дистрибьюторы.

[9] Структура затрат Toyota

Структура издержек Toyota можно охарактеризовать как бережливую, с низкими операционными расходами, которые включают:

  • Производственные мощности и операции;
  • Сырье и компоненты;
  • Дистрибьюция и логистика;
  • Оплата труда персонала;
  • Инвестиции в технологии и НИОКР;
  • Обслуживание;
  • Маркетинг и реклама;

Конкуренты Тойоты

  • Ford. Основанная в 1903 году Генри Фордом, Ford Motor Company является многонациональным производителем автомобилей со штаб-квартирой в Мичигане. При впечатляющем количестве проданных единиц в 4,2 миллиона единиц в 2020 году выручка компании составляет около 136,3 миллиарда долларов США;
  • Chevrolet. Chevrolet - автомобильное подразделение производителя General Motors (GM) было основано в 1911 году в Мичигане, как и его конкурент Ford. В 2021 году по всему миру было продано около 2,4 миллиона автомобилей Chevrolet;
  • Nissan. Nissan - это японский многонациональный производитель автомобилей, базирующийся в Иокогаме, Япония, на долю которого приходится впечатляющее количество проданных автомобилей в 4,75 миллиона единиц в 2020 году с выручкой около 90,8 миллиарда долларов США;
  • Honda. Еще один японский многонациональный производитель автомобилей, Honda со штаб-квартирой в Токио, Япония, также занимается проектированием, производством и продажей мотоциклов и силового оборудования;
  • Mercedes-Benz. Mercedes-Benz со штаб-квартирой в Штутгарте, Германия, является производителем автомобилей класса люкс и коммерческих автомобилей, основанным в 1926 году. Несмотря на то, что Мерседес конкурирует в сегменте роскоши, в 2020 году компания продала более 2,1 миллиона единиц по всему миру, что сделало его крупнейшим брендом автомобилей премиум-класса в мире;
  • BMW. BMW - еще один немецкий производитель роскошных и коммерческих автомобилей со штаб-квартирой в Мюнхене, Германия. Компания также отвечает за проектирование, производство и продажу мотоциклов, которые, как и ее автомобили, конкурируют в сегменте роскоши;
  • Тесла. Компания Илона Маска - Tesla, нацеленная на электромобили, также занимается аккумуляторными батареями, солнечными панелями (и черепицей) и сопутствующими услугами. В 2021 году Tesla продала более 930 400 автомобилей, а в первом квартале 2022 года было продано более 295 300 единиц Tesla Model 3 и Model Y.

SWOT-анализ Toyota

Ниже представлен подробный SWOT-анализ Toyota:

Сильные стороны Тойоты

  • Удобный и практичный. Большинство автомобилей Toyota хорошо оборудованы, с просторным багажником, но при этом очень удобным, практичным и технологичным салоном;
  • Расход топлива. Автомобили Toyota обычно показывают очень относительно эффективные результаты с точки зрения расхода топлива;
  • Репутация бренда. Бренд Toyota известен во всем мире.

Слабые стороны Тойоты

  • Ценообразование. По сравнению с ее ближайшими конкурентами некоторые модели автомобилей Toyota могут показаться дорогими по сравнению с тем, что они предлагают покупателю;
  • Консервативные модели. Автомобили Toyota часто считаются своего рода консервативными, ориентированные на средний возраст.

Возможности Toyota

  • Гибриды и электромобили. С каждым годом вопросы устойчивого развития становится все актуальнее, и Toyota может усилить данное направление – выпуская гибридные и электрические модели.

Угрозы Toyota

  • Конкуренты электромобилей. Tesla и другие компании, которые подчеркивают свою ценность для устойчивого развития, могут стать занозой в боку Toyota в ближайшем будущем.

Заключение

Toyota всегда следовала своим «Пяти основным принципам» с момента своего основания. Они были пересмотрены, и в настоящее время у компании есть набор ценностей и руководящих принципов (https://global.toyota/en/company/vision-and-philosophy/guiding-principles/), которые фактически определяют все ее решения и операции. Кроме того, согласно отчету о корпоративном управлении (https://global.toyota/pages/global_toyota/ir/library/corporate-governance/corporate_governance_reports_e.pdf) за 2019 год, Toyota уделяет особое внимание инновационным технологиям, особенно в области робототехники и искусственного интеллекта, чтобы следовать любым тенденциям и создавать новые услуги мобильности. Также, компания является лидером в области экологически чистых автомобильных технологий и поставила себе цель к 2050 году сократить выбросы углекислого газа в своих автомобилях.

Что касается проблем, с которыми может столкнуться Toyota, самой большой из них, вероятно, должна оставаться конкуренция со стороны многих хорошо зарекомендовавших себя брендов по всему миру, особенно потому, что компания конкурирует во всех классах автомобилей по всему миру. Вот почему компания всегда инвестирует в инновации и в разработку новых продуктов и инструментов, чтобы постоянно адаптироваться и предвидеть, как может измениться автомобильная промышленность, реагировать соответствующим образом и избегать потерь.

Статья опубликована 03.03.2023.

Для самых внимательных предлагаем присоединиться к нашему телеграмм-каналу "Business Models Templates" в котором уже собрано более 30 шаблонов по бизнес-моделям.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда