От лебедя, рака и щуки до трех гепардов в упряжке: как наладить работу удаленной команды
Всем привет! На связи Дарья Соколовская — продакт стартапа LearningMate, который разрабатывает (уже почти тестирует в PlayMarket!) приложение для поиска партнёра для общения на иностранных языках. Наша команда фаундеров и по совместительству исполнителей, состоящая из 3 человек, проходит стадии формирования эффективной команды при полностью удаленном формате взаимодействия в различных часовых поясах и городах пребывания. Сегодня поделюсь с вами нашим прогрессом и инсайтами с каждого из пройденных этапов. Статья будет полезна таким же молодым фаундерам из небольших стартапов, которые только-только начинают работать над своими проектами или уже столкнулись с некоторыми проблемами внутри своих команд.
Стадия 1. Формирование
Команда собралась практически случайно — нас объединила необходимость создать продукт для учебной дисциплины, которая реализуется в разных кампусах университета, в котором мы учимся. С *уже* коллегами до этого никак не взаимодействовали, даже не знали о существовании друг друга. Собственно поэтому начало общения было неловким и даже натянутым — мы стеснялись, не знали чего ожидать друг от друга, хотели произвести хорошее впечатление.
Ключевыми проблемами работы команды на данном этапе стали:
- Страх друг перед другом, который не позволял делиться идеями и мнениями более открыто и честно
- Поверхностное общение, которое выражалось в излишнем формализме и отсутствии “личностного” элемента
- Ну и сам формат работы полностью на удаленке, со спецификой которого никто не сталкивался
Также хочу отметить одну серьезную ошибку, которую мы допустили — мы не обсудили “на берегу” аспекты, которые касались предыдущего опыта, ожиданий от проекта, пожеланий по выполняемым задачам, удобных способах работы. Проще говоря — не познакомились друг с другом как следует из-за отсутствия регулярного живого общения. Эта ошибка привела к конфликтам на поздних стадия существования команды.
Как мы решили проблемы:
- Новый ToV — ввели неформальное общение за счет использования эмоджи и записи голосовых сообщений, что позволило создать комфортную рабочую атмосферу
- Общение 1:1 — делили задачи так, чтобы требовалось взаимодействие сразу двух участников в различных комбинациях, что позволило укрепить связи между всеми участниками команды, а не только между функциональными ролями (общение между Дашей и Стасом, Стасом и Артёмом, Дашей и Артёмом, а не между продактом и разработчиком, разработчиком и разработчиком)
- Набор диджитал инструментов — определились, где будем хранить файлы по проекту (гугл диск), где будут проходить созвоны (дискорд) и выбрали мессенджер, в котором создали общий чат (тг), что сократило время на согласование встреч, дублирование и поиск материалов
Стадия 2. Бурление
Через месяц после формирования команды началась самая активная стадия работы над проектом — мы считали рынки, анализировали ца, составляли роудмэпы и CDJ, параллельно разрабатывали продукт. Каждую неделю было новое объемное задание по проекту, в тот период мы тратили 4-5 часов на проработку бизнес-задач и ещё столько же на их доработку и реализацию.
Действительно, поскольку вся работа происходила онлайн, было тяжело разговаривать и оценивать реакции/вовлеченность друг друга — у меня иногда складывалось ощущение, что я говорю сама с собой из-за отсутствия фидбэка от коллег или затяжных пауз в диалогах.
Ключевыми проблемами на данном этапе стали:
- Разница компетенций вкупе с желанием вовлечь всех работать над всем, что в целом не так плохо, однако затрачивает очень много времени на объяснение сути задания и сам процесс его выполнения
- Выгорание из-за большой нагрузки и отсутствия значимых результатов, также мы не знали, как поддержать и мотивировать друг друга из-за того, что ранее как раз не поговорили о work ethic и не подумали о диджитал инструментах, которые могли бы нам помочь
- Конфликты, связанные с принятием решений, с зонированием ответственности, с оценкой вклада в работу, с признанием ценности труда и даже с отношением к чужим идеям
- Разделение команды на три части из-за низкой эмоциональной связи, которая являлась последствием работы в удаленном формате и выражалась в том, что участники не воспринимаются как реальные люди со своими жизнями, интересами и особенностями — низкая сплоченность коллектива, иными словами
Всё дошло до такой степени, что я, если честно, даже думала об уходе из проекта, потому что было психологически тяжело работать.
Однако мы с командой справились с этой тяжелой фазой благодаря тому, что активно искали этот самый “правильный подход”:
- Брали брейки друг от друга — уход в оффлайн на непродолжительное время позволял остыть и позже объективно выражать своё мнение о различных вещах, а не переходить на личности или просто обижаться и выпадать из работы
- Обратились за помощью к коучам — обсудили причины конфликтов, способы их решения, поговорили о лидерстве и некоторых других интересующих нас вопросах. Интересно, что именно во время групповой терапии, когда из нас буквально выуживали информацию, мы с командой наконец познакомились друг с другом и увидели личностей на другой стороне экрана
- Ввели практику регулярного обсуждения распределения задач — перед тем, как начать что-то делать, обсуждаем интересы, т. е. у каждого появилась возможность выбрать задачу, которую он хочет попробовать сделать
Стадия 3. Нормирование (мы тут)
После работы каждого участника над собой взаимодействие в команде стало более продуктивным, уважительным и “гладким”. Мы только-только начинаем работать на стадии, но надеемся, что мы продолжим развиваться как команда, ведь от этого будет зависеть успех стартапа.
Мы внесли серьезные изменения в наше взаимодействие, сработали на опережение, как говорится:
- Разграничили обязательные зоны ответственности, сохранив при этом возможность делать что-то не в рамках своих компетенций
- Определили принципы работы команды — отказались от микро менеджинга в пользу доверительных отношений и консультаций при необходимости; добавили согласование решений, способных в значительной степени повлиять на проект; стали чаще уведомлять друг друга о задачах, над которыми сейчас работаем
- Добавили новые инструменты и методики — сделали понятный единый роудмэп с цветовым кодами и общий календарь с ключевыми дедлайнами, стали дублировать задачи после созвонов в чат
Благодаря общим усилиям LearningMate приближается к официальному релизу в PlayMarket спустя почти 7 месяцев совместной работы!
Итак, общие выводы:
- Перед началом работы обсудите аспекты, которые могут повлиять на отношения в команде: опыт, ожидания, интересы в проекте, особенности work ethic каждого участника
- Определите набор диджитал инструментов, с которым всем будет удобно работать, и цели использования этих инструментов
- Выберите (или станьте!) модератора, который будет снимать неловкость, задавать тон общения и инициировать дискуссии
- Говорите друг с другом (давайте фидбэк, делитесь эмоциями и ощущениями, будьте человеком) и не оставляйте конфликты без внимания
- Не бойтесь обращаться за помощью к более опытным коллегам или к экспертам по взаимодействию в командах
Успехов!