{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Инновации в банковском секторе: какие проекты пилотируют банки для решения бизнес-задач

Команда «Акселератора ФРИИ» уже писала про то, какие инновации востребованы у банковского сектора в 2022 году. Продолжаем тему — фокусируемся на технологиях и стартапах, которые банки выбирают для пилотирования, метриках, имеющихся и прогнозируемых эффектах от внедрения.

Кризис финансовых рынков, высокая конкуренция, быстро меняющиеся потребности пользователей — все это делает постоянное развитие ключевым фактором стабильности в банковской сфере. Пилотирование инноваций — один из инструментов, позволяющих корпорациям двигаться вперёд даже в условиях нестабильного рынка.

Пилоты для решения каких задач ищут банки?

Пилотный проект — тестовый запуск нового, уникального бизнес-решения в ограниченном формате. Он позволяет быстро проверить жизнеспособность и оценить эффективность технологии перед началом её полномасштабного внедрения.

У банков две основные задачи в контексте сегодняшних трендов и вызовов — оптимизация работы и увеличение прибыли. Какие технологии в связи с этим сейчас пилотируют банки? Комментирует руководитель консалтинговой практики «Акселератора ФРИИ» Дмитрий Беленький:

BNPL

Buy Now, Pay Later (BNPL) — сервисы, позволяющие разбить оплату по принципу рассрочки без обращения в банк, прямо в интерфейсе приложения, магазина и т. д. В последние месяцы запустился целый ряд таких проектов в банковской сфере и не только. BNPL, например, используют сетевые магазины, и маркетплейсы, чтобы повысить покупательскую способность и количество покупок на фоне их фактического снижения.

Геймификация

Банки рассматривают возможность интегрировать отдельные механики и игры в свои приложения и продукты. Как никогда востребованы новые способы геймифицировать отдельные пользовательские пути, привлечь больше внимания к продуктам, генерировать больше выручки и повысить лояльность.

Персонализация предложений

Персонализация — сбор данных о клиенте, анализ цифрового следа для понимания потребностей человека. Она нужна, чтобы сделать наиболее интересное конкретному человеку предложение в удобном ему канале. Банкам, ритейлерам и другим компаниям сейчас важно находить новые инструменты персонализации взамен ставших недоступными соцсетей и рекламных площадок.

Агрегация партнерских офферов

Пример агрегации партнерских предложений — сервис Sweetcard: банкам он дает возможность делать новые кешбэк-предложения для повышения лояльности клиентов и получения дополнительной прибыли, а ритейлерам — проводить узконаправленные рекламные кампании в цифровых каналах банков с оплатой за результат.

Что банки делают сами, а что доверяют инноваторам?

Как отмечают в банке ВТБ, большое количество инновационных проектов корпорации реализуется силами внутренней разработки. При этом в компании внимательно следят за появлением у стартапов новых разработок.

«Кроме потенциала оптимизации бизнес-процессов и запуска новых клиентских сервисов, сейчас мы рассматриваем решения стартапов и в контексте импортозамещения. Инновационность не всегда является приоритетным критерием отбора».

Наталия Дегтярева, директор Акселератора ВТБ

В формате пилотных проектов банк ВТБ сейчас тестирует решения с открытого рынка и проверяет связанные с ними бизнес-гипотезы о востребованности и целесообразности запуска новых сервисов для клиентов.

В Газпромбанке рассказали, что среди направлений, над которыми сейчас работает Центр инноваций, выделяют:

  • Оптимизацию внутренних бизнес-процессов

  • Изменение клиентского пути для повышения NPS и уровня удовлетворённости клиентов

  • Персонализацию клиентских предложений

  • Обогащение данными и предиктивную аналитику

  • Новые сервисы для премиального сегмента и сегмента МСБ

  • Повышение MAU/DAU.

Второе направление включает в себя дистанционный онбординг клиентов, возможность получения услуг и в цифровом виде, создание офисов нового поколения и т. д.

Метрики для оценки эффективности пилотных проектов

Как отмечают в ВТБ, в пилотных проектах в сфере клиентских сервисов в фокусе — стандартные продуктовые метрики: транзакционная активность, индекс потребительской лояльности (NPS), доход с клиента и т. д. В проектах по привлечению новых клиентов важна конверсия лидов в продажи и стоимость привлечения клиента. В сфере оптимизации внутренних бизнес-процессов акцент делается на снижение расходов и повышение производительности.

«Метрики в каждом конкретном кейсе пилотирования могут быть разными, но все они нацелены на получение финансовых эффектов и коррелируют с метриками бизнес-команды, в чьих интересах проводится пилот».

Наталия Дегтярева, директор Акселератора ВТБ

По словам эксперта Газпромбанка, в зависимости от целей бизнеса и пилота в качестве метрик используется финансовая выгода (заработать или сэкономить), количественная (рост числа клиентов, сокращение обращений), а также рост удовлетворённости клиентов или конверсии в продажи.

Вот несколько примеров пилотов Газпромбанка с уже полученными результатами или прогнозируемыми профитами:

  • 2 проекта, связанных с речевыми технологиями — зафиксированный рост продаж во фронт-офисах Банка в 2,3 раза

  • Проект по автоматизации внутренней поддержки сотрудников — сокращение количества обращений по типовым вопросам на 56% и высвобождение трудовых ресурсов для решения более сложных задач

  • Проект по оценке эффективности рекламы — потенциальная экономия до 100 млн бюджетных средств в год

  • Формирование персонализированных предложений клиентам — потенциальный рост продаж ипотечных продуктов на 200%.

Перспективы работы с пилотами

Работа с пилотами в банковской сфере продолжается — корпорациям важны и нужны технологии, которые могут предложить стартапы.

«В настоящий момент фокус работы Акселератора ВТБ расширяется в связи задачами импортозамещения — мы заинтересованы в апробации как прорывных идей, так и любых российских разработок молодых компаний. Как будет меняться ситуация в будущем, зависит от того, смогут ли российские стартапы развиваться в условиях недостатка инвестиций со стороны частных фондов и использовать новые возможности из-за снижения конкуренции со стороны иностранных поставщиков».

Наталия Дегтярева, директор Акселератора ВТБ

В Газпромбанке полагают, что венчурный рынок ждет перераспределение сил.

«Тренд в инновациях — это стратегические инвестиции российских корпораций в готовые отечественные решения и молодые технологические компании. Западные инвесторы больше не имеют возможности вкладывать средства в российские проекты, а российские инвесторы — в западные проекты. Поэтому всё больше инвестиций будут вкладывать именно сами корпорации, внедряя и адаптируя решения под себя».

Евгений Коваль, руководитель Центра развития технологических инноваций Газпромбанка

Корпорации сейчас не просто ищут стартапы — они объединяются с конкурентами и крупными ритейлерами для решения текущих задач бизнеса.

Один из таких примеров — Платформа корпоративных инноваций ФРИИ. Какой профит взаимодействие в рамках этой площадки даёт участникам?

«Скаутинг стартапов в рамках платформы — это, по сути, совместное исследование рынка, которое позволяет разделять расходы на него с другими участниками проекта. Очень полезным мы считаем и формат кейс-сессий — обмена опытом реализации пилотов: это возможность сбора новых идей по применению решений и снижения рисков по пилотированию недостаточно зрелых технологий. Участие в платформе ФРИИ — это совместная поддержка и развитие российской стартап-экосистемы».

Наталия Дегтярева, директор Акселератора ВТБ

Вместе с участниками Платформы корпоративных инноваций эксперты ФРИИ заинтересованы в новых идеях, которые могут в перспективе стать пилотами.

Если у вас есть инновационный проект, идея, готовый продукт в сфере финтеха или ритейла, подайте заявку на партнёрство с банками здесь: возможно, именно ваш проект будет выбран для роста, реализации и масштабирования.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда