Инновации в банковском секторе: какие проекты пилотируют банки для решения бизнес-задач
Команда «Акселератора ФРИИ» уже писала про то, какие инновации востребованы у банковского сектора в 2022 году. Продолжаем тему — фокусируемся на технологиях и стартапах, которые банки выбирают для пилотирования, метриках, имеющихся и прогнозируемых эффектах от внедрения.
Кризис финансовых рынков, высокая конкуренция, быстро меняющиеся потребности пользователей — все это делает постоянное развитие ключевым фактором стабильности в банковской сфере. Пилотирование инноваций — один из инструментов, позволяющих корпорациям двигаться вперёд даже в условиях нестабильного рынка.
Пилоты для решения каких задач ищут банки?
Пилотный проект — тестовый запуск нового, уникального бизнес-решения в ограниченном формате. Он позволяет быстро проверить жизнеспособность и оценить эффективность технологии перед началом её полномасштабного внедрения.
У банков две основные задачи в контексте сегодняшних трендов и вызовов — оптимизация работы и увеличение прибыли. Какие технологии в связи с этим сейчас пилотируют банки? Комментирует руководитель консалтинговой практики «Акселератора ФРИИ» Дмитрий Беленький:
BNPL
Buy Now, Pay Later (BNPL) — сервисы, позволяющие разбить оплату по принципу рассрочки без обращения в банк, прямо в интерфейсе приложения, магазина и т. д. В последние месяцы запустился целый ряд таких проектов в банковской сфере и не только. BNPL, например, используют сетевые магазины, и маркетплейсы, чтобы повысить покупательскую способность и количество покупок на фоне их фактического снижения.
Геймификация
Банки рассматривают возможность интегрировать отдельные механики и игры в свои приложения и продукты. Как никогда востребованы новые способы геймифицировать отдельные пользовательские пути, привлечь больше внимания к продуктам, генерировать больше выручки и повысить лояльность.
Персонализация предложений
Персонализация — сбор данных о клиенте, анализ цифрового следа для понимания потребностей человека. Она нужна, чтобы сделать наиболее интересное конкретному человеку предложение в удобном ему канале. Банкам, ритейлерам и другим компаниям сейчас важно находить новые инструменты персонализации взамен ставших недоступными соцсетей и рекламных площадок.
Агрегация партнерских офферов
Пример агрегации партнерских предложений — сервис Sweetcard: банкам он дает возможность делать новые кешбэк-предложения для повышения лояльности клиентов и получения дополнительной прибыли, а ритейлерам — проводить узконаправленные рекламные кампании в цифровых каналах банков с оплатой за результат.
Что банки делают сами, а что доверяют инноваторам?
Как отмечают в банке ВТБ, большое количество инновационных проектов корпорации реализуется силами внутренней разработки. При этом в компании внимательно следят за появлением у стартапов новых разработок.
В формате пилотных проектов банк ВТБ сейчас тестирует решения с открытого рынка и проверяет связанные с ними бизнес-гипотезы о востребованности и целесообразности запуска новых сервисов для клиентов.
В Газпромбанке рассказали, что среди направлений, над которыми сейчас работает Центр инноваций, выделяют:
Оптимизацию внутренних бизнес-процессов
Изменение клиентского пути для повышения NPS и уровня удовлетворённости клиентов
Персонализацию клиентских предложений
Обогащение данными и предиктивную аналитику
Новые сервисы для премиального сегмента и сегмента МСБ
- Повышение MAU/DAU.
Второе направление включает в себя дистанционный онбординг клиентов, возможность получения услуг и в цифровом виде, создание офисов нового поколения и т. д.
Метрики для оценки эффективности пилотных проектов
Как отмечают в ВТБ, в пилотных проектах в сфере клиентских сервисов в фокусе — стандартные продуктовые метрики: транзакционная активность, индекс потребительской лояльности (NPS), доход с клиента и т. д. В проектах по привлечению новых клиентов важна конверсия лидов в продажи и стоимость привлечения клиента. В сфере оптимизации внутренних бизнес-процессов акцент делается на снижение расходов и повышение производительности.
По словам эксперта Газпромбанка, в зависимости от целей бизнеса и пилота в качестве метрик используется финансовая выгода (заработать или сэкономить), количественная (рост числа клиентов, сокращение обращений), а также рост удовлетворённости клиентов или конверсии в продажи.
Вот несколько примеров пилотов Газпромбанка с уже полученными результатами или прогнозируемыми профитами:
2 проекта, связанных с речевыми технологиями — зафиксированный рост продаж во фронт-офисах Банка в 2,3 раза
Проект по автоматизации внутренней поддержки сотрудников — сокращение количества обращений по типовым вопросам на 56% и высвобождение трудовых ресурсов для решения более сложных задач
Проект по оценке эффективности рекламы — потенциальная экономия до 100 млн бюджетных средств в год
- Формирование персонализированных предложений клиентам — потенциальный рост продаж ипотечных продуктов на 200%.
Перспективы работы с пилотами
Работа с пилотами в банковской сфере продолжается — корпорациям важны и нужны технологии, которые могут предложить стартапы.
В Газпромбанке полагают, что венчурный рынок ждет перераспределение сил.
Корпорации сейчас не просто ищут стартапы — они объединяются с конкурентами и крупными ритейлерами для решения текущих задач бизнеса.
Один из таких примеров — Платформа корпоративных инноваций ФРИИ. Какой профит взаимодействие в рамках этой площадки даёт участникам?
Вместе с участниками Платформы корпоративных инноваций эксперты ФРИИ заинтересованы в новых идеях, которые могут в перспективе стать пилотами.
Если у вас есть инновационный проект, идея, готовый продукт в сфере финтеха или ритейла, подайте заявку на партнёрство с банками здесь: возможно, именно ваш проект будет выбран для роста, реализации и масштабирования.