{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Теория латентного безумия и его влияния на соц. процессы. Тезаурус

* — предлагаемые к дискуссии, конкретизации и закреплению в законодательстве понятия и определения.

*Латентное безумие (ЛБ) — скрытое, неявное дестабилизирующее влияние на личные и семейные отношения, права, социальные процессы и институты со стороны людей с ЛБ и пребывающих с ними в состоянии индукции, создающее точки (происшествия, события, отношения, ситуации) повышенного напряжения, на которые человек, семья, общество и государство решения:

  • не находит,
  • не ищет — в силу разных причин, к примеру, находясь в процессе осознания проблемы, или
  • этот процесс блокируется,

и решения которых искажаются, в следствии этого, методами:

  • криминальными,
  • коррупционными,
  • социальной инженерии.

*Носитель латентного безумия — человек/группа лиц:1. В стадии латентного (скрытого, неявного) психического расстройства в вялотекущей или периодической форме, вызванного:

  • нейродегенеративными, инфекционными, генетическими, аутоиммунными и т. п. заболеваниями,
  • органическим строением мозга,
  • пребывающий(-ие) с ним(-и) в состоянии индукции.

2. На момент происшествия/событий формально дееспособный(-е) и не попадающий под:

  • критерии ограниченной вменяемости или невменяемости и
  • меры принудительного психиатрического лечения,
  • признаки уголовного преступления.

3. С признаками/изменением/утратой ряда когнитивных функций:

  • чувства тревожности,
  • адекватности ситуации, понимания социального контекста,
  • социальной осведомлённости,
  • эмпатии, способности принимать в расчёт чувства других,
  • чувства реальности и адекватности,
  • абстрактного мышления/логики, чувства юмора (как раннего диагностического критерия нейродегенерации) ,
  • памяти и когнитивного опыта,
  • и др.

выражающимися в деструктивном, антисоциальном или криминальном поведении, которое определяется совокупностью факторов в отношении неопределённого круга лиц:

  • создания, поддержания и расширения конфликта — через разрушение базового доверия, невротизацию, поляризацию мнений по тенденциозному ряду (в основном второстепенных) признаков и т.п.
  • подстрекательского, провоцирующего, дестабилизирующего и дезорганизующего влияния,
  • нарушения формальных и неформальных прав,
  • злоупотребление правами, в том числе при привлечении государственных структур,
  • взятие на себя функций государственных, муниципальных и т. п. структур,
  • попыток психологического разделения (сепарации) членов семьи,
  • препятствие и лишение доступа к информации и общению по признакам территориальности — ограничение доступа и исключение из форумов, чатов, социальных сетей,
  • распространения эмоционально окрашенной недостоверной информации (фейков) , искажение информации (деконтекстуализация) , лжи по неофициальным каналам,
  • создание ситуаций эмоционального давления (буллинг) и обнаружения, преследования (моббинг) , раскрытия фактов частных и семейных отношений, места жительства,
  • использование узкоспециальных психологических техник и знаний и/или доступа к подобной информации в личных целях,
  • подбор (рекрутинг) и/или вовлечения в конфликт участников с заведомо нестабильной психикой — несовершеннолетних, беременных и недавно родивших, престарелых, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, в климактерическом периоде, людей с определённым психотипом, неврологическим заболеванием и т.п.,
  • использование и навязывание упрощенной (тривиальной, банальной) логики, шаблонных представлений (аффирмаций) , двойных посланий (шизофреногенных паттернов) и тому подобных манипулятивных приёмов,
  • нарушения этики, в том числе для создания состояний аффекта (пранк) ,
  • вмешательство в дела семьи и нарушение родственных отношений,
  • призыв и/или препятствия прямому диалогу сторон и разрешению конфликта,
  • организация сообществ(-а) с целями обмена перечисленными техниками,
  • организация сообществ(-а) с целями обмена информацией о личной жизни конкретного лица/семьи

лично или с использованием средств коммуникации в сети «Интернет».
Лучников Андрей Леонидович
---
ПРОЧИЕ ПОНЯТИЯ

Теория разума — относится к способности понимать других людей, приписывая им психические состояния. Формируется в детстве по мере развития префронтальной коры головного мозга. Включает в себя знание о том, что убеждения других, желания, намерения, эмоции и мысли могут отличаться от ваших собственных.

Владение функциональной теорией разума считается решающим для успеха в повседневных человеческих социальных взаимодействиях. Люди используют теорию разума при анализе, осуждении и выводах о поведении других.

Факторы, включая употребление наркотиков и алкоголя, языковое развитие, когнитивные задержки, возраст и культуру, могут повлиять на способность человека проявлять теорию разума. Наличие теории разума похоже, но не идентично способности к эмпатии или сочувствию.

Нарушения могут возникать у людей с аутизмом, нервной анорексией, шизофренией, дисфорией, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, кокаиновой зависимостью, и повреждением мозга, вызванным нейротоксичностью алкоголя.

Нейровизуализация показывает, что медиальная префронтальная кора, задняя верхняя височная борозда, предкунеус и, возможно, миндалевидное тело, связаны с задачами теории разума.

Закон Рибо (Закон регрессии памяти) — последовательность нарушений при прогрессирующей амнезии. В случаях, если происходит восстановление памяти, то его этапы происходят в обратном порядке.

Закон сформулирован французским психологом Теодюлем Рибо, который заметил определённый неизменный порядок распада, который начинался с неустойчивых недавних воспоминаний и заканчивался самым стойким, то есть идет по линии наименьшей организации:- только что пережитое, недавние события, - утрачивается умственная деятельность — профессиональные знания, языки, в том числе родной, - исчезают аффективные способности — чувства, - распадается инстинктивная память — автоматическая деятельность, привычки. Соответственно, с обратным порядком при восстановлении памяти.

Когнитивистика, когнитивная наука — это междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику, невербальную коммуникацию и теорию искусственного интеллекта. В когнитивной науке используются два стандартных вычислительных подхода к моделированию когнитивных систем:— символицизм (классический подход) — основывается на предположении о том, что человеческое мышление подобно мышлению компьютера с центральным процессором, последовательно обрабатывающего единицы символьной информации.

— коннекционизм (более поздний подход) — основывается на предположении, что человеческое мышление не может быть уподоблено центральному цифровому процессору из-за несовместимости с данными нейробиологии, а может имитироваться при помощи искусственных нейронных сетей, которые состоят из «формальных» нейронов, выполняющих параллельную обработку данных. Классическая когнитивная наука игнорировала проблему связи сознания с мозгом, а также проблему связи психологии с нейробиологией. Это послужило причиной критики в её адрес.

В 1980-е годы психологи и нейробиологи стали взаимодействовать теснее, что привело к возникновению новой науки — когнитивной нейробиологии, использующей методы визуализации мозга, которые позволяют эмпирически связать ментальные феномены с физиологией мозга. Если классическая когнитивная наука не принимала во внимание сознание, то в современной когнитивной нейробиологии сознание является предметом изучения. Ключевым техническим достижением, сделавшим когнитивистику возможной, стали новые методы сканирования мозга. Томография и другие методы впервые позволили получить прямые данные о работе мозга. Важную роль сыграли и всё более мощные компьютеры. Прогресс в когнитивистике, предположительно, позволит «разгадать загадку разума», то есть описать и объяснить процессы в мозге человека, ответственные за высшую нервную деятельность.

Это позволило создать системы так называемого сильного искусственного интеллекта, которые обладают способностями к самостоятельному обучению, творчеству, свободному общению с человеком. В когнитивистике совместно используются компьютерные модели, взятые из теории искусственного интеллекта, и экспериментальные методы, взятые из психологии и физиологии высшей нервной деятельности, для разработки точных теорий работы человеческого мозга.

Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ (как животных, так и высших приматов, включая человека) .

Нейропсихология применяет научный метод и рассматривает отдельные психические процессы как процессы обработки информации. Данная концепция пришла из когнитивной психологии и когнитивной науки. Это одна из самых эклектичных дисциплин психологии, пересекающаяся с исследованиями в области философии, нейробиологии, психиатрии и информатики. На практике нейропсихологи в основном работают в научно-исследовательских организациях и в организациях, занятых клиническими исследованиями, специализированных клиниках, судебных и следственных учреждениях или индустрии.

Патофизиология — раздел медицины и биологии, изучающий закономерности возникновения, развития и исхода патологических процессов, особенности и характер динамического изменения физиологических функций при различных патологических состояниях организма. Является одной из основных медицинских дисциплин. Общепринятым является разделение на общий и частный разделы патологической физиологии. Раздел общей патофизиологии включает в себя такие подразделы, как «общая нозология» и «учение о типовых патологических процессах/патологическая физиология органов и систем.»

Нозология — учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины: познание структурно-функциональных взаимосвязей при патологии, биологические и медицинские основы болезней. Она включает в себя этиологию и патогенез. Нозология отвечает на вопросы, что такое болезнь и чем она отличается от здоровья, каковы причины и механизмы развития болезни, выздоровления и смерти.

Гериатрия — самостоятельная медицинская специальность, для которой характерен междисциплинарный подход к диагностике, лечению иреабилитации заболеваний у людей пожилого и старческого возраста.

Гериатрическая помощь оказывается преимущественно людям старше 65 лет. Современная гериатрия ориентирована на продление и повышение качества жизни лиц пожилого и старческого возраста, сохранение и поддержание функциональной способности и максимальной самостоятельности человека.

По мнению специалистов, особо важно и значимо не само по себе наличие той или иной болезни, а то, в какой степени происходит ограничение повседневной деятельности пожилого человека и формирование его зависимости от посторонней помощи.

Нейрогенез — комплексный процесс, который начинается с пролиферации клеток-предшественниц, миграции, дифференцировки новообразованных клеток и кончается образованием нового функционирующего и интегрированного в нейрональную сеть нейрона. Наиболее активный во время пренатального развития, нейрогенез ответственен за наполнение растущего мозга. Нейрогенез у взрослых — это явление, относительно недавно признанное научным сообществом, которое опровергло существовавшую долгое время научную теорию о статичности нервной системы и её неспособности к регенерации. В течение многих лет только небольшое число нейробиологов рассматривало возможность нейрогенеза. Однако, в последние десятилетия, благодаря развитию иммуногистохимических методов и конфокальной микроскопии, сначала было признано наличие нейрогенеза у певчих птиц, а затем были получены неоспоримые доказательства нейрогенеза в субвентрикулярной зоне и субгранулярной зоне (части зубчатой извилины гиппокампа) у млекопитающих, в том числе у людей.

Нейродегенерация, Нейродегенеративное заболевание — группа в основном медленно прогрессирующих, наследственных или приобретённых заболеваний нервной системы.

Общим для этих заболеваний является прогрессирующая гибель нервных клеток (нейродегенерация) , ведущая к различным неврологическим симптомам — прежде всего, к деменции и нарушению движений. Заболевания могут наступить в различном возрасте, протекают диффузно или генерализированно, гистологически определяется специфический тип изменений.

Когнитивный опыт — это структуры мышления, умственный опыт, ментальные структуры, отвечающие за эффективную переработку информации.

Когнитивный опыт можно сформулировать как своего рода накопленные и закрепленные знания, полученные путем познавательной активности, как качество умственной деятельности.

Социальный контекст — относится к факторам, которые могут влиять на поведение и восприятие человека. Это может включать культурные, исторические, экономические и политические условия, в рамках которых человек функционирует. Например, социальный контекст может определять, какие социальные нормы признаются в определенном сообществе или какие ожидания предъявляются к членам этого сообщества.

Дополнительные исследования показали, что правая парагиппокампальная извилина, в частности, выполняет функции, выходящие за рамки контекстуализации визуального фона. Тесты, проведенные калифорнийской группой под руководством Кэтрин П. Рэнкин, показывают, что доля также может играть решающую роль в определении социального контекста, включая паралингвистические элементы вербальной коммуникации. Например, исследование Рэнкина предполагает, что правая парагиппокампальная извилина позволяет людям распознавать сарказм.

Социальная осведомлённость — относится к знаниям, которыми обладает человек о социальной реальности, о том, как функционируют общественные институты, культурные нормы и ценности, политические структуры и процессы. Это может включать знания о том, как определенные группы людей могут испытывать дискриминацию или какие проблемы существуют в определенных социальных группах.

Тривиальная логика — это логическая система, которая применяется для обработки очень простых и очевидных утверждений или предложений.

Оперирует простыми утверждениями, которые всегда истинны или всегда ложны. Например, в тривиальной логике утверждение «Это либо солнце светит, либо нет» будет истинным, потому что оно представляет собой логическое ИЛИ между двумя противоположными утверждениями.

В этой логической системе нет сложных правил вывода и рассуждений, так как многие выводы могут быть извлечены непосредственно из определений и аксиом. Например, в тривиальной логике утверждение «если A равно B, и B равно C, то A равно C» будет являться тавтологией, то есть истинным по определению.

Однако, в реальном мире часто возникают более сложные ситуации, которые требуют применения более сложных логических систем, таких как предикатная логика или модальная логика.Банальная логика — используется для указания на очевидные или тривиальные выводы, которые можно сделать на основе общего здравого смысла или повседневного опыта. Например, "Если идет дождь, то улица будет мокрой" — это банальное логическое утверждение, которое понятно большинству людей.Паралогическая логика — использование нелогичных рассуждений или ошибочных принципов при построении аргументации. Паралогическая логика может приводить к неверным или искаженным выводам, которые не соответствуют правилам формальной логики.

Пралогическое мышление — описывает более элементарные формы мышления, которые предшествуют развитию формальной логики. Оно представляет собой ранний этап мышления, характерный для младенцев и детей до возраста приобретения формальных логических навыков.

Пралогическое мышление основано на восприятии, конкретных представлениях, интуиции и простых логических связях, а не на сложных рассуждениях или анализе.

Палеологическое мышление — относится к примитивному способу мышления и рассуждения, характерному для ранних фаз развития человеческого разума. Это тип мышления, который преобладал у людей в эпоху палеолита (до 10 тысяч лет назад) и был связан с основными потребностями выживания, такими как поиск пищи, укрытия и защита от опасности.

Примером палеологического мышления может быть ситуация, когда человек приходит к выводу, основываясь на простых аналогиях или интуитивном понимании, без использования научного метода или систематического анализа данных.

Например, предположим, что человек замечает, что в последние несколько дней он видел много ворон в парке, и делает вывод, что вороны появляются только в плохую погоду. Это палеологическое мышление, потому что вывод делается на основе неполных или поверхностных данных, не учитывая других возможных объяснений или факторов.

Отражает более примитивный или интуитивный уровень мышления, который может быть полезен, например, при быстром принятии решений в условиях ограниченной информации. Для более точных и надежных выводов наука использует систематический подход, эксперименты и анализ данных.

Таким образом, палеологическое мышление описывает специфический тип мышления, характерный для эпохи палеолита, тогда как пралогическое мышление описывает более ранние и базовые формы мышления, которые встречаются у младенцев и детей.

Шаблонность (или прототипность) — склонность к упрощению и категоризации сложных информационных образов в своем мышлении. Описывает процесс выделения общих характеристик или сведение множества объектов или ситуаций к некоторому типичному представлению (прототипу) .

Например, в отношении понятия «фрукт», большинство людей может назвать яблоко или апельсин в качестве шаблонных представителей этой категории.

Стереотипы — заранее установленные предубеждения или автоматические представления о члене определенной группы людей или объектов. Могут быть положительными или отрицательными и часто основываются на общепринятых убеждениях, предрассудках или недостаточной информации.

Эпигенетика — раздел генетики, изучает наследуемые изменения активности генов во время роста и деления клеток, изменения синтеза белков, вызванных механизмами, не изменяющими последовательность нуклеотидов в ДНК. Эпигенетические изменения сохраняются в ряде митотических делений соматических клеток, а также могут передаваться следующим поколениям. Регуляторы синтеза белка (активности генетических последовательностей) — метилирование и деметилирование ДНК, ацетилирование и деацетилирование гистонов, фосфорилирование и дефосфорилирование транскрипционных факторов и другие внутриклеточные механизмы.

Парагиппокампальная извилина — регион серого вещества головного мозга, который окружает гиппокамп и является частью лимбической системы. Регион играет важную роль в кодировании памяти. Он также в некоторых случаях вовлёчен в расстройство под названием склероз гиппокампа. Асимметрия этого региона может быть обнаружена при шизофрении.

Психоорганический синдром — также известный как органический психосиндром, характеризуется следующей триадой признаков:

ослаблением памяти, снижением интеллекта, недержанием аффектов (триада Вальтер-Бюэля) . Часто наблюдаются астенические явления. Нарушение памяти в той или иной степени затрагивает все её виды.

С наибольшим постоянством выявляется дисмнезия, в частности, гипомнезия, возможны амнезии, конфабуляции.

Объём внимания значительно ограничен, повышена отвлекаемость (гиперметаморфоз) . Страдает качество восприятия, в ситуации улавливаются лишь частные детали. Ухудшается ориентировка, вначале в окружающем, а затем и в собственной личности.

Уровень мышления снижается, что проявляется обеднением понятий и представлений, слабостью суждений, неспособностью адекватно оценивать ситуацию, свои возможности. Темп мыслительных процессов замедлен, торпидность мышления сочетается со склонностью к детализации, персеверациям.

Дисмнезия — расстройство памяти, характеризующееся снижением возможности запоминания, уменьшением запасов памяти и ухудшением воспроизведения.

Когнитивные функции — высшие психические функции:

  • память,
  • внимание,
  • психомоторная координация,
  • речь,
  • гнозис,
  • праксис,
  • счет,
  • мышление,
  • ориентация,
  • планирование и контроль высшей психической деятельности.

Дофамин — главное активное вещество системы поощрения в мозгу человека и животных. Его выделение субъективно переживается как улучшение настроения, обострение желаний и повышение мотивации.

Эта система заставляет нас прилагать полезные для организма усилия: искать еду пожирнее и послаще, побеждать соперников, совокупляться с подходящими партнерами и продолжать род. Мозг приманивает нас предощущением удовольствия.

Шизофрения (от греческих слов «шизо» – расщепление, и «френос» – разум.) — это хроническое психическое расстройство, при котором развиваются фундаментальные нарушения восприятия, мышления и эмоциональных реакций.

Наиболее частыми признаками шизофрении являются бред, галлюцинации, апатия, нарушение мышления и др. Это заболевание влияет как на социальную, так и на профессиональную сферу жизни самого больного и его близких.Одно из наиболее распространённых — (болеет около 1 % населения) и тяжёлых психических расстройств. Женщины и мужчины одинаково часто болеют шизофренией, но у мужчин это заболевание, обычно, начинается раньше (в 18-25 лет) и протекает тяжелее. а у женщин обычно приходится на возраст 25-30 лет.

Супер-Эго — это совокупность всех установок, всех ценностей, которые усвоил ребенок. Фрейд указывал на три функции Супер-Эго: формирование моделей общественного поведения, самонаблюдение, этика. Эта часть личности направляет деятельность человека в сторону интересов общества.

Супер-Эго старается усовершенствовать и скорректировать поведение человека в соответствии с законами, культурой, запретами, которые приняты в обществе. Супер-Эго — это последний компонент, который формируется в личности.

Это все усвоенные нами моральные ценности, нормы, идеалы — мы получаем их от родителей, именно они составляют наше представление о правильном и неправильном. Супер-Эго начинает проявляться с 5 лет. В психологии Супер-Эго направлено на формирование цивилизованного и совершенного поведения.

Деменция (лат. dementia — безумие) — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В отличие от умственной отсталости, представляющей собой недоразвитие психики, деменция — это распад психических функций, происходящий в результате заболевания или повреждения головного мозга после завершения его созревания. Наиболее часто деменция наблюдается в старости (сенильная деменция, от лат. senilis — старческий, в обиходе — старческий маразм).

Нейроинфекции — инфекционные заболевания, сопровождающиеся поражением различных отделов центральной нервной системы (ЦНС) .

Функциональное МРТ (фМРТ) — разновидность магнитно-резонансной томографии, которая проводится с целью измерения гемодинамических реакций (изменений в токе крови) , вызванных нейронной активностью головного или спинного мозга. Этот метод основывается на том, что мозговой кровоток и активность нейронов связаны между собой. Когда область мозга активна, приток крови к этой области также увеличивается.

ФМРТ позволяет определить активацию определенной области головного мозга во время нормального его функционирования под влиянием различных физических факторов (например, движение тела) и при различных патологических состояниях.

Анозогнозия — в психиатрии понимается такое состояние больного, когда тот не осознает наличия у него психического расстройства (либо дефекта) , при этом он может выступать против проведения соответствующего лечения. Анозогнозия может указывать на тяжёлое психическое расстройство с нарушением критики

Например, на:

  • некоторые психозы, особенно шизофрению,
  • слабоумие,
  • маниакальный синдром,
  • бредовый или корсаковский психоз.

Встречается и у близких родственников больного, которые не замечают проявления болезни, и считают, например, негативную симптоматику при простой форме шизофрении плохим характером или ленью. Анозогнозия у близких родственников встречается часто при таких заболеваниях, как эпилепсия, олигофрения, шизофрения, даже если родственники являются достаточно образованными людьми и даже врачами.

Ограниченная вменяемость (уменьшенная вменяемость) — термин, используемый в уголовно-правовой теории для обозначения психического состояния лица, способности которого осознавать характер и общественную опасность своих действий или руководить ими ограничены ввиду наличия у него какого-либо психического расстройства.

Ригидность характера — это черта личности, которая характеризуется сильным сопротивлением или неспособностью к изменению поведения, мнения или отношения. У термина есть несколько проявлений:

  • В быту людей с таким типом мышления называют упрямыми — они не привыкли пересматривать принятые когда-то решения и плохо адаптируются к переменам в жизни.
  • В клинической психологии ригидность может быть как индивидуальной характеристикой, так и изменением личности при психических расстройствах — деменции и алкоголизме.
  • Согласно же словарю Американской психологической ассоциации ригидность проявляется еще и у пациентов после черепно-мозговых травм — они склонны выполнять задачу одним способом, несмотря на более эффективные и доступные альтернативы.

Архаичные психологические защиты

Изоляция (изоляция аффекта) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, заключающийся в удалении из сознания эмоциональной составляющей переживания, но сохранении при этом его понимания.

Отрицание (инверсия, от лат. inversio — переворот, логическое «НЕ») :

  • в логике — унарная операция над суждениями, результатом которой является суждение, «противоположное» исходному. Является обратной функцией идентичности.
  • в психологии — это выбор человека отрицать реальность как способ избежать психологически неудобной правды. Отрицание — это по существу иррациональное действие, которое препятствует подтверждению исторического опыта или события, когда человек отказывается принять реальность, поддающуюся эмпирической проверке.

Вытеснение — исключение из поля сознания опыта который не вписывается в собственные рамки нормы, нежелание осознавать того что травматично.

Казуистичность — склонность проявлять изворотливость в споре, доказательстве, защите ложных, сомнительных положений, подведение частных случаев под общую догму, наклонность давать предпочтение частным вопросам над общими принципами и разработке деталей — над обобщениями.

Ограниченная вменяемость — в российском уголовном праве ч. 1 ст. 22 гласит: «Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности».

При этом, согласно ч. 2 ст. 22, данное расстройство учитывается судом при назначении наказания (поскольку таких расстройств нет в перечне отягчающих обстоятельств, они могут рассматриваться лишь как смягчающие вину и ответственность) и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

Спорным является, например, толкование понятия «психическое расстройство» применительно к данной статье. Одни авторы говорят о том, что данный термин понимается так же, как и в ст. 21 УК РФ: это может быть одно из состояний, которые в принципе способны приводить к признанию лица невменяемым.

По мнению других авторов, психические расстройства, рассматриваемые в рамках ст. 22 УК РФ, не носят патологического характера, не являются болезнями; к их числу следует относить неврозы, расстройства личности, акцентуации характера, физиологический аффект, состояние опьянения и т. д.

Вследствие этого применение ст. 22 УК РФ вызывает достаточно существенные затруднения у практических работников. Отмечается, что большинство судей испытывают затруднение в принятии собственных решений по данному вопросу.

Социопатия — расстройство личности, которое характеризуется агрессивностью, импульсивностью, нарушением способности к формированию уважения, чувства привязанности к людям. Страдающие данным расстройством, имеют твердую убежденность в том, что их действия полностью правомерны, они не чувствуют неудобства, стыда, страха. При этом отлично ориентируется в обстановке, манипулируют другими. Лечение патологии основано на применении медикаментозных средств, методов психотерапии.

Патология характеризуется устойчивостью антисоциального поведения. У человека отсутствует стыд, он лишен чувства вины. Вопреки распространенному мнению, не все социопаты являются преступниками. Некоторые больные совершают действия, которые с точки зрения закона не наказываются, но осуждаются нормами морали.

Диссоциальное расстройство личности или социопатия — относительно новый термин, который появился в психиатрии. При возникновении сложностей в социальной адаптации человека можно говорить о нарушениях в его характере, носящих стойкий характер.

Социопатия это болезнь, которая характеризуется нарушениями во взаимодействии с людьми. Люди, страдающие недугом, не могут выстроить конструктивные отношения с участниками социума.

Люди, не относящиеся к медицинским кругам, об социопатии узнали относительно недавно. И многое они почерпнули из фильмов, в которых герои выделяются тем, что выходят за рамки общепринятого поведения и правил. Специалисты отечественной психиатрии, психологи различают социопатию и психопатию.

Несмотря на разные названия имеющейся патологии, оба термина объединены общими характеристиками:

  • стойкость проявления нарушений;
  • всеобщность (нарушения затрагивают личность человека, но не отдельные психические функции) ;
  • нарушения социальной адаптации.

Грань, разделяющая психопатию и социопатию, условна. Основное различие состоит в происхождении нарушений (этиологии) . Психопатия считается врожденным расстройством, при котором наблюдаются особенности строения головного мозга, нарушения биохимических, обменных процессов, которые обуславливают проблемы поведения. Социопатия характеризуется социальными причинами происхождения. Это деструктивные отношения в семье, психические травмы, искаженный тип воспитания.

При личностных расстройствах у человека наблюдаются нарушения социального поведения. И отличительной особенностью этого явления выступает отсутствие психических болезней, следствий поражения головного мозга. При психопатии затрагиваются многие сферы деятельности, в которых пребывает больной человек. Это не редко приводит к страданиям окружающих, полной социальной дезадаптации.

Дофаминовая петля — это ловушка постоянной самостимуляции. В такой ситуации человеку важно не столько достижение цели, сколько сам процесс погони. Предвкушение удовольствия становится важнее удовольствия, и попавшие в дофаминовую петлю не могут остановиться — тут же переключаются на другую цель. Это относится и к перееданию, наркотикам, лайкам, репостам, постоянной проверке почты. Суть петли в том, что дофамин продуцирует удовольствие не столько от получения желаемого, сколько от самого поиска.

Сверхценные идеи — Если у больного над всеми переживаниями доминирует продуцирование сверхценных мыслей и идей, то рассматривают паранойяльную психопатию.

Эпилептоидная психопатия сама по себе также является почвой для возникновения сверхценных идей ревности и ипохондрических (В. М. Морозов, 1934). П. Б. Ганнушкин (1933) отмечал большую частоту возникновения сверхценных идей у фанатиков, которых он, так же как и паранояльных психопатов, называл людьми сверхценных идей, отличающихся лишь тем, что их болезненные переживания часто основаны не столько на логических построениях, сколько на вере.

От больных паранояльной психопатией в плане развития сверхценных идей фанатиков отличает известное бескорыстие; борьба фанатиков определяется, по их мнению, общими интересами, они не стремятся выдвинуть на первый план свою личность.

Бред интерпретации (бред толкования) — систематизированный бред, в основе которого лежат ошибочные интерпретации, «кривая логика», т. е. паралогическое мышление (см. выше) .

При построении интерпретативного бреда больной опирается на реальные факты и события, но трактует, интерпретирует их избирательно, тенденциозно — берет только то, что подкрепляет и способствует дальнейшему развитию его идеи, а все контраргументы игнорирует и отбрасывает.

Индоктринация (от латинского «doctrina» – учение, научная или философская теория, система, руководящий принцип) — процесс повторения и внушения идеи, убеждения или доктрины кому-либо до тех пор, пока он не воспримет их без критики или лишних вопросов, идеологическая обработка, преследующая разные цели. Данное явление может проявляться в разных сферах, так или иначе связанных с мышлением, состоянием и поведением человека при разных жизненных обстоятельствах.

Индуцированное бредовое расстройство (в западной литературе "folie à deux" — помешательство вдвоём) — психическое расстройство которое может развиться даже у здоровых людей под влиянием частого общения с психически больным человеком.

Данный вид расстройства называется индуцированным психозом, что с медицинской латыни можно перевести как «введенный», «оказавший влияние». В специализированной литературе встречаются описания случаев, когда подобное заболевание было диагностировано у всех членов семьи, проживающих в одном доме. Название расстройства объясняется тем, что при его развитии идентичные бредовые переживания диагностируются у двух людей, которые находятся в тесном контакте. Для описания патологии специалисты используют два основных термина:

  • донор (человек, имеющий психологическое заболевание) ;
  • реципиент (родственник, проживающий с психически неуравновешенной личностью, который перенимает его мысли) .

Индуцированное бредовое расстройство чаще всего диагностируют у женщин, патология может развиваться в любом возрасте.

Бред, появляющийся у реципиента, на 100% соответствует маниакальным идеям донора, но при этом он имеет более осмысленный и правдоподобный характер.

Человек, страдающий от патологии, с головой погружается в собственные переживания и тягостные мысли. Согласно статистическим данным, около 50% реципиентов избавлялись от недуга после разлучения с донором. Остальным дополнительно требовалась медикаментозная терапия и помощь психиатра.

Треугольник Карпмана (драматический треугольник) — это психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми, впервые описанная Стивеном Карпманом. Описывает 3 привычные социальные роли (или ролевые игры) , которые люди часто занимают в ситуациях:

  • Жертва,
  • Преследователь, который оказывает давление, принуждает или преследует жертву,
  • Спасатель, который вмешивается, как кажется, из желания помочь ситуации или слабому.

Эта ситуация разыгрывается, когда возникают обстоятельства, в которых человек берёт на себя роль жертвы или преследователя. Тогда другие люди берут себе другие роли. Затем «два игрока перемещаются по треугольнику, так происходит переключение ролей».

Так, например, жертва превращается в спасателя, спасатель переключается на преследование, или, как это часто бывает, спасатель пытается выйти из ситуации и оказывается жертвой. Скрытая цель для каждого игрока и причина пребывания в ситуации в том, что каждый удовлетворяет их невысказанные (и часто бессознательные) психологические желания таким образом, который они считают приемлемым. При этом они не хотят признавать то, что в стратегическом плане эта ситуация принесёт им вред.

Таким образом, каждый игрок действует из своих корыстных потребностей, а не из истинной ответственности или альтруистичности. Эта игра подобна мелодраме про «героя, злодея и девицу в беде».

ГГНС — гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы

АКТГ — адренокортикотропного гормон

Гнозис — собирательное понятие для процессов перцептивной категоризации (опознания) стимулов разной модальности.

  • Предметный зрительный гнозис — наиболее важный для ориентации в окружающей действительности, с помощью него человек различает предметы. Формирование зрительного гнозиса начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений.
  • Цветовой гнозис также развивается постепенно. Вначале осваиваются яркие цвета спектра (красный, синий, зеленый) , затем — менее яркие — белый, черный, коричневый, оранжевый.
  • Лицевой гнозис — особый вид зрительного гнозиса, который формируется относительно изолированно от остальных видов зрительно-гностической деятельности. Первым, что усваивает ребенок зрительно — это лицо матери или близкого ему человека. Затем приобретается способность различать и запоминать другие лица.
  • Симультанный гнозис — это способность видеть сложные изображения целиком, укладывать детали в единое целое, выделяя существенные и второстепенные признаки.
  • Слуховой гнозис характеризуется необходимостью восприятия последовательности стимулов, реализующихся во времени.
  • Тактильный гнозис — это способность распознавать на ощупь поверхность, текстуру материала; узнавать форму предмета; а также принимать тепловые и болевые сигналы.

Мнезис (в переводе с латыни означает память) — это зрительная память (мнемическая деятельность, мнезис — память, зрительный анализ и синтез) – необходимая функция для формирования навыка письма и чтения.Праксис — практическое (предметное) действие.Предметные действия бывают:1. Кинестетические (чувствительные) – афферентные («центро-стремительные»), подразумевают направление нервных импульсов от периферии к центру.2. Кинетические (двигательные) – эфферентные («центробежные»), подразумевают направление нервных импульсов от центра к периферии.Виды праксиса:

  • Символическиий праксис — способность совершать смысловые предметные действия без предметов (по имитации);
  • Пальцевый праксис свидетельствует о значительной степени дифференцированности кистевых действий;
  • Оральный праксис — умение по заданию подуть, поцокать, пощелкать языком, надуть щеки и т.д. Он формируется на основе менее предметных, а следовательно, более абстрактных действий;
  • Артикуляционный праксис — способность произносить звуки речи и их серии (слова). Это наиболее сложный из всех видов праксиса.
  • Афферентный артикуляционный праксис — это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляцион¬ные уклады (позы) , которые часто называют также речевыми кинестезиями или артикулемами.
  • Эфферентный артикуляционный праксис — это способность произносить серии звуков речи.

Апраксия — нарушение способности воспроизводить практические действия. Принципиально важно, что при апраксии человек теряет способность выполнять движения и действия именно произвольно. Непроизвольно эти же действия могут быть ими легко выполнены.

Специализации, затронутые в теории относятся к различным областям медицины и психологии, каждая имеет свои отличительные особенности в области знаний, методах диагностики и лечения, а также видах терапии и консультирования, которые они предоставляют.

Терапевты — специализируются на общей медицине и диагностике, лечении и профилактике различных заболеваний у взрослых пациентов.

Психологи — изучают и понимают мышление, эмоции и поведение людей. Они предоставляют психологическую помощь и консультирование, используя различные методики и терапевтические подходы.

Психоаналитики — это психотерапевты, которые работают в рамках психоанализа — формы психологической терапии, разработанной Зигмундом Фрейдом. Они исследуют детство, неосознаваемые мотивы и конфликты, чтобы помочь пациентам решить психологические проблемы.

Психоневрологи — специализируются на диагностике и лечении нервных расстройств и психических заболеваний, как органического, так и функционального характера.

Психиатры — это врачи, специализирующиеся на диагностике, лечении и профилактике психических заболеваний.

Психиатры могут назначать лекарства и проводить психотерапию.

Неврологи — занимаются диагностикой и лечением заболеваний нервной системы, включая головной мозг, спинной мозг и периферические нервы.

Невропатологи — это специалисты, которые изучают и лечат нервные заболевания, включая патологии нервных и физических функций организма.

Эндокринологи — специализируются на диагностике и лечении заболеваний эндокринной системы и гормональных нарушений.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда