{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Война за чипы: Стив Бланк о конфликте Китая и США

Перевод статьи Стива Бланка о Huawei, TSMC, действиях Вашингтона и Пекина.

Контроль производства чипов в XXI веке вполне может оказаться равноценным контролю за поставками нефти в XX столетии. Страна, которая регулирует этот процесс, может задушить военную и экономическую мощь других государств.

Недавно Соединенные Штаты продемонстрировали это, запретив китайскому гиганту Huawei передавать разработки чипов на аутсорсинг TSMC, тайваньской фабрике по производству микросхем. Если переговоры провалятся, Китай может остро отреагировать и принудить литейный завод прекратить производство чипов для американских компаний, что станет существенным ударом для США.

Не считая войны, нет очевидного способа вернуть эти литейные заводы. Без них оборонная промышленность США и производство бытовой электроники будут отброшены назад по меньшей мере на пять лет. А поскольку Китай имеет собственные передовые заводы по производству чипов, он может стать мировым лидером в области технологий в течение следующего десятилетия.

Почему и как они могут это сделать? И почему мир стал намного опаснее?

В индустрии чипов существует два типа компаний.

Такие компании, как Intel, Samsung, SK Hynix и Micron, разрабатывают и производят свои продукты (микропроцессоры и чипы памяти) на собственных заводах. Существуют также литейные заводы, которые изготавливают чипы, разработанные коммерческими и военными заказчиками – TSMC на Тайване является крупнейшим в мире из них.

Чипы, которые производит TSMC, присутствуют практически во всем: смартфонах (например, Apple iPhones), высокопроизводительных вычислительных платформах, ПК, планшетах, серверах, базовых станциях и игровых консолях, IoT-устройствах, цифровой бытовой электроники, автомобилях и почти всех системах вооружения, построенных в двадцать первом веке. Около 60% чипов, производимых TSMC, создаются для американских компаний.

Предыстория

В 2012 году двухпартийный комитет Палаты представителей США расследовал, не внедрила ли китайская компания Huawei в свое оборудование бэкдоры, позволяющие ей шпионить за данными на устройствах. Комитет пришел к выводу, что компания Huawei не может или не хочет объяснять свои отношения с китайским правительством и не соблюдает законы США – в докладе было рекомендовано, чтобы ни одна правительственная или подрядная система не использовала системы Huawei. В 2019 же году Американское Бюро промышленности и безопасности при Министерства торговли включило Huawei в список юридических лиц, для которых ограничена покупка или передача американских технологий (хотя в ряде случаев были выданы лицензии на освобождение от ограничений).

В этом месяце Министерство торговли потребовало от зарубежных производителей полупроводников, использующих американские технологии и оборудование, подать заявку на получение лицензии перед продажей продукции Huawei. Постановление было направлено на TSMC, которая является основным поставщиком передовых чипов Huawei, без них Huawei окажется в невыгодном конкурентном положении по сравнению с Apple или Samsung в индустрии смартфонов, а также по сравнению с Cisco и другими игроками на рынке сетевого оборудования. (Некоторые аналитики отмечали, что в приказе есть потенциальные лазейки.) Далее, вероятно, Вашингтон запретит продажу Китаю американского оборудования, используемого для производства чипов, которое поставляется такими компаниями, как Applied Materials, KLA и Lam.

TSMC была вынуждена выбирать сторону и выбрала США – пока что

В мае 2020 года TSMC объявила, что собирается построить литейный завод стоимостью 12 миллиардов долларов в Аризоне, чтобы производить некоторые чипы из числа самых передовых. Литейные заводы строятся не менее трех лет, и это самые дорогие заводы на земле. Строительство объекта TSMC планируется начать в 2021 году, но фактическое производство чипов начнется только в 2024-ом.

Кроме того, когда (и если) Аризонский литейный завод будет построен, он сможет выпускать только около четверти объемов по сравнению с крупнейшими заводами TMSC, что составит всего три процента от производственных мощностей TSMC на Тайване. Там у компании четыре крупных производственных участка, называемых Гигафабриками, каждый из которых имеет шесть или семь фабрик, производящих тринадцать миллионов пластин в год. Сравните это с четвертью миллиона пластин, которые они намерены произвести в США в 2024 году. Таким образом, если Соединенные Штаты потеряют TSMC в Китае, один новый американский завод не сможет компенсировать разницу в мощности.

Производство полупроводников в Китае

Десять лет назад Китай понял, что его первенство как самого дешевого производителя в мире может оказаться под вопросом. Поскольку стоимость китайской рабочей силы увеличилась, другие страны, такие как Вьетнам, могли бы занять это место. В результате Китаю пришлось создавать все более продвинутые продукты наравне с Соединенными Штатами. Однако для большинства этих продуктов требовались специальные чипы, а Китай не располагал достаточными производственными возможностями для их изготовления. Сейчас Китай использует 61% мировых чипов как для внутреннего рынка, так и для экспорта: в 2018 году страна импортировала чипы на 310 миллиардов долларов. Китай признал, что его неспособность производить самые передовые чипы является его ахиллесовой пятой.

Китай разработал два плана решения этой проблемы. Во-первых, план "Сделано в Китае – 2025", стратегия развития и механизм финансирования отраслей, направленный на переход от производства низкотехнологичных продуктов к быстрому развитию десяти высокотехнологичных отраслей промышленности, включая электромобили, компьютеры нового поколения, телекоммуникации, робототехнику, искусственный интеллект и передовые чипы. Цель состоит в том, чтобы уменьшить зависимость Китая от иностранных технологий и продвигать китайские высокотехнологичные компании по всему миру. Кроме того, чтобы побудить китайские высокотехнологичные компании выйти на рынок в Китае, а не в Соединенных Штатах, китайское правительство создало свою собственную версию Nasdaq под названием STAR market (Shanghai Stock Exchange Science and Technology Innovation Board).

Второй план – это Национальный план развития развития промышленности интегральных схем, стратегия Китая по созданию местной полупроводниковой промышленности и ускорению производства чипов. Цель состоит в том, чтобы удовлетворить местный спрос на чипы к 2030 году.

Не думайте, что это только заявления правительства, которые в конечном итоге ни к чему не приведут. Это проекты, в которые вкладываются огромные усилия. Китай тратит более ста миллиардов долларов, чтобы стать мировым лидером в развитии своей полупроводниковой промышленности. Китайский инвестиционный фонд индустрии интегральных схем (или Big Fund) привлек $51 миллиард: $22 миллиарда в 2014 году и еще $29 миллиардов в 2019-ом. Китай использовал этот капитал для запуска более 70 проектов в полупроводниковой промышленности (таких как строительство фабрик и литейных заводов, приобретение иностранных компаний и создание совместных предприятий) и прошел путь от нуля до производства 16% мировых чипов, хотя сегодня у них и низкое качество. В дальнейшем Китай планирует начать инвестировать в программное обеспечение для проектирования микросхем, передовые материалы и оборудование для производства полупроводников.

Как Китай оценивает действия США?

Китай считает, что это его век и что действия Америки направлены на то, чтобы не дать Китаю занять место, которое ему положено. Учитывая важность контроля над поставками чипов, Китай будет вынужден реагировать, если Соединенные Штаты отрежут ему доступ к этим поставкам.

Вопрос в том, будет ли Китай рассматривать действия против Huawei как санкции против одной компании или как предзнаменование дальнейших действий против доступа Китая к производству чипов.

Что Китай вынес из предыдущих действий США?

В двадцать первом веке США отводят глаза даже тогда, когда на карту поставлены их собственные интересы. С точки зрения некоторых китайских политиков, Америка устала от бесконечных войн в Ираке и Афганистане и больше не будет воевать. Они видят, что Соединенные Штаты разделены политически, отвлечены пандемией COVID-19 и вряд ли будут рисковать американскими жизнями ради чего-то столь абстрактного, как фабрика чипов.

Бумажные протесты

Когда Китай действовал агрессивно в течение последних двух десятилетий, он видел, что американская реакция в основном выражалась в бумажных протестах. В 2012 году Китай оккупировал отмель Скарборо и взял ее под свой контроль с Филиппин. Поскольку Китай в то время не был готов к военному противостоянию с США, Штаты могли бы разместить авианосную ударную группу над этими отмелями и, вероятно, навредить китайским планам военного строительства. Вместо этого Вашингтон отвел глаза и лишь послал неприятную ноту.

Сегодня на островах Спратли появились новые китайские базы, оснащенные ракетами класса "земля-воздух", крылатыми ракетами и истребителями, что изменило расчеты о военном противостоянии к западу от Тихого океана. Любая попытка Соединенных Штатов контролировать воздушное пространство в этом районе столкнется с серьезным противостоянием и большими потерями. То, что раньше было бесспорным американским, теперь оспаривается Китаем.

До прошлой недели в Гонконге, являющегося частью Китая, была демократия с гарантиями свободы слова, собраний и печати. Китай недавно разорвал это соглашение и готовится ввести в Гонконге ограничения на выступления, собрания и прессу, которые действуют в остальном Китае. США мало что могут сделать, кроме как выразить озабоченность и, возможно, отменить особый торговый статус Гонконга. Но Китаю все равно. Он уже продумал американскую реакцию и решил, что оно того стоит, с циничным расчетом на то, что любые американские ответные меры сделают Гонконг беднее, и любой бизнес, потерянный Гонконгом, уйдет и из других частей Китая. А обеднение Гонконга станет наказанием для его жителей за то, что они отстаивают обещанные им права.

На следующий день после того, как Китай двинулся на Гонконг, китайский премьер Ли Кэцян не упомянул возможность “мирного воссоединения” с Тайванем в своем рабочем докладе на ВСНП, что указывает на очевидные изменения политики.

Отсутствие жесткого американского ответа на эти события показало китайскому руководству нежелание Америки насильственно вмешиваться в азиатские дела. Это придает смелости Китаю для следующего шага.

Цели и возможности Китая

Китайское правительство, вероятно, обдумывает свой ответ на ограничение Соединенными Штатами доступа к самым передовым заводам по производству чипов Тайваня для Huawei. Этот ответ зависит от того, чего Китай хочет достичь. Приоритеты могут выглядеть примерно так:

  1. Вернуть статус-кво – восстановить доступ Huawei к фабрикам TSMC для обеспечения стабильных поставок чипов;
  2. Предотвратить усиления ограничений;
  3. Взять реванш – убедить TSMC/Тайвань обеспечить Китаю уникальный доступ к продукции TSMC;
  4. Ударить ногой по столу – сделать так, чтобы фабрики TSMC не могли быть использованы никем.

Варианты действий Китая

Так как же Китай достигнет этих целей?

Китай, возможно, пожелает избежать любой эскалации конфликта, приняв американские ограничения в их нынешнем виде и взяв со Штатов обещание, что они не пойдут дальше. Это возвращение к статус-кво с восстановлением доступа Huawei к литейному цеху TSMC может просто потребовать переговоров о какой-то торговой сделке или согласия на ограничение продажи сетевого оборудования Huawei (34% от выручки корпорации). Такая сделка позволила бы компаниям Huawei Consumer и Huawei Enterprise (66% выручки) выжить и процветать. Однако это требует от китайцев уступок – а они, возможно, решили, что Рубикон был перейден.

Если Китай не будет вести переговоры и решит отомстить, то опасность может заключаться в том, что Соединенные Штаты еще больше повысят ставку, запретив TSMC работать с большим количеством китайских фирм и/или запретив продажу оборудования, используемого для производства чипов, любой компании в Китае. Такая эскалация может привести Китай к пониманию, что действия США – это не спор о Huawei, а залп в более масштабной экономической войне.

Если дело дойдет, то планы Китая будут сконцентрированы не на том, как вести переговоры с США, а на том, как заставить TSMC выполнять свои требования. И поскольку TSMC находится на Тайване – провинции Китая по мнению последнего, история может приобрести новые интересные детали.

Самый очевидный вариант – просто выполнить план, которым китайское правительство угрожает с 1949 года: воссоединить Китай силой, подавив возражения “мятежной провинции” Тайваня. Вторжение или блокада Тайваня дали бы китайским сторонникам жесткой линии повод опробовать всю свою новую военную технику и отвлечь тем самым массы от экономического спада после пандемии. Этот вариант имеет самый высокий риск спровоцировать военный ответ Америки, и хотя он возможен, он крайне маловероятен. Несмотря на то что такие агрессивные сценарии могут показаться неправдоподобными, поведение Китая стало более агрессивным и более рискованным, когда пандемия COVID-19, начавшаяся в Ухане, взбудоражила мир.

В то же время, Китай может достичь своих непосредственных целей под номерами 3 и 4 и ослабить Тайвань без прямого вторжения.

Одним из вариантов является крупная кампания дезинформации против TSMC и Соединенных Штатов, на фоне которой текущие кампании, предпринимаемые Китаем, покажутся бледными и незначительными. Главный посыл таких акций состоял бы в том, что США являются агрессором, незаконно ведущим экономическую войну против Китая. Было бы объявлено, что, поскольку Тайвань является провинцией Китая, страна имеет право ограничить продажи TSMC в США и что Китай введет эмбарго на любые продажи TSMC американским аффилированным компаниям.

Это может сопровождаться столь же массированной кампанией по дезинформации тайваньского народа, указывающей на то, что Соединенные Штаты не пойдут на войну из-за полупроводниковой компании, и что требования Китая справедливы и разумны. (Насколько эффективной будет кампания по дезинформации, это еще повод для обсуждения, учитывая, что китайские кампании на январских выборах в Тайване не привели к избранию нужного кандидата). Китай мог бы предложить взамен обещание не вторгаться, напомнив тайваньскому правительству, что они и так знают: независимо от обещаний Соединенных Штатов, последние не смогут защитить их. Даже если Соединенные Штаты попытаются вмешаться, развернутся серьезные дебаты о том, насколько полезными будут устаревшие американские платформы – особенно авианосцы – в огневой войне с Китаем.

Есть большая вероятность, что Тайвань все равно откажется, несмотря на все меры, и тогда Китай усилит давление.

Чтобы обеспечить себе доступ к продукции, Китай может начать своего рода торговую войну с Тайванем, следуя правилам игры, которые Пекин использовал для принуждения Кореи к отказу от установки ракетных комплексов THAAD или Австралии в связи с ее недавним призывом провести тщательное расследование происхождения COVID-19 и роли правительства КНР в этом контексте. С другой стороны, агрессивной кампании саботажа могут подвергнуться тайваньские сталелитейные заводы.

Наконец, они могли бы национализировать две наименее продвинутые фабрики TSMC в материковом Китае. Далее, если соглашение не будет достигнуто, Китай может нанести точечный ракетный удар по одной из старых, менее продвинутых фабрик TSMC на Тайване, чтобы дать понять, что их намерения серьезны. Они могут объявить, что будут уничтожать один литейный завод каждую неделю, пока TMSC не согласится продавать продукцию только Китаю. Даже если они уничтожат все литейные заводы TSMC на Тайване, это все равно будет чистой победой для Китая. Очень маловероятно, что Тайвань пойдет на войну с Китаем из-за этого. Конечным результатом было бы то, что военные и потребительские технологии США не будут иметь передовых литейных заводов, а Китай будет.

Что бы сделали Соединенные Штаты?

Станут ли Соединенные Штаты воевать с Китаем из-за чипов? Потеря TSMC будет означать, что Штаты будут быстро искать альтернативные источники. США могли бы обратиться к Intel, чтобы перезапустить их литейный бизнес, или к Samsung, или даже к GlobalFoundries. Но на переход и восстановление потребуется не менее трех-пяти лет, если не больше, и десятки миллиардов долларов. А до тех пор страна будет занимать второе место по технологиям.

Исход может зависеть от сроков действий Китая.

Когда Китай может начать действовать?

Октябрьский сюрприз – перед выборами 2020 года.

Нынешняя администрация США, возможно, и не захочет начинать войну из-за завода чипов до президентских выборов 2020 года, но она достаточно непредсказуема, чтобы предвыборная кампания сезон, сфокусированная на вопросе Китая, могла изменить курс.

После выборов 2020 года.

Если президентство перейдет из рук в руки, новая администрация может изменить политику и отменить первоначальные ограничения, но многое может измениться между сегодняшним днем и январем 2021 года.

Администрация Трампа на своем втором сроке, больше не беспокоящаяся о переизбрании, также может отменить это решение в обмен на более выгодную торговую сделку.

Недостаток: большая экономическая неопределенность в течение следующих семи месяцев усугубит восстановление Китая после пандемии. Возможно, потребуются более срочные действия.

Извлеченные уроки

Спор о доступе Huawei к TSMC показал, насколько уязвима американская промышленность к потере своих единственных поставок передовых чипов.

Если этот вопрос не может быть решен путем переговоров, Китай может воспринять ограничения как экономическую войну и быстро обострить международную ситуацию, что потенциально угрожает Тайваню.

Совершенно не ясно, продумал ли Вашингтон последствия своих действий, и рассматривала ли нынешняя администрация поставки чипов в контексте вопроса безопасности и национальной промышленной политики.

Отрадно видеть, что республиканцы и демократы в Палате представителей и Сенате предложили направить 25 миллиардов долларов на поддержку американской полупроводниковой промышленности. Законопроект еще не принят, но, надеюсь, это только начало.

Учитывая, что у Китая есть более позитивные варианты, чем у Соединенных Штатов, несомненно, настало время для экспертов в этой области рассмотреть, к чему это может привести.

Перевод подготовлен Алексеем Айларовым, CEO Voximplant.

0
1 комментарий
Vladislav Knyazkov

Ужасный перевод. TSMC не разрабатывает чипы, и термин "литейный завод" здесь вообще непонятно как оказался.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда