{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Анализ ПО на импортонезависимость и пригодность к импортозамещению

Анализ ПО на импортонезависимость и пригодность к импортозамещению

И так:

  • Наш подход к импортозамещению – пригодится, как чек-лист первого уровня
  • Наш стек (пришло время говорить – набор)) технологий
  • Список заменяемости и аналогов для подсанкционных решений

Импортозамещение само по себе не является целью, чтобы пересмотреть родословную оборудования либо софта. Целью является создать более устойчивое решение, по возможности сохранив функционал, а ещё, как и при любой реконструкции, что-то оптимизировать или улучшить.

Первое, что важно отметить — опасно рассматривать замещение какого-то решения без изучения его экосистемы.

В первую очередь для любого IT-решения нужно базовое оборудование, на котором оно может работать — серверное, сетевое и клиентское оборудование. И, например, сейчас применять ресурсоемкие решения не желательно, потому что в ближайшее время нас ожидает дефицит вычислительных мощностей. Особенно с учетом того, что некоторые мощности с рынка заберут государственные органы и стратегические проекты.

Мы должны понимать на чем будет работать наше решение.

Мы должны понимать — что в этом оборудовании зашито на уровне микроконтроллеров, где тоже возможны и уязвимости и требуется обновление или к примеру, вендор может воспрепятствовать нормальной работе этого оборудования. И история CISCO – только начало. Надеюсь, все ИТ-директора подсуетились и залочили обновления коммутаторов.

Или по причине недоступности свежих прошивок мы не сможем защитить вновь выявленные уязвимости или обеспечить совместимость с другими частями системы.

Для любого решения мы должны обеспечить среду выполнения, потому что у нас может быть софт, который отечественный – который устраивает нас по функционалу, но мы не можем обеспечить ему среду выполнения – это и сетевая инфраструктура, и операционные системы, средства виртуализации, либо кластеризации, которые тоже могут быть недоступны.

Ещё сложнее – если используются внешние ЦОДы или облака. Самым надёжным считался германский хостинг. Теперь… спросите у КамаЗА с красной кабиной, каковО с немцами дружить.

Мы должны обеспечивать не только доступность решения, но и доступность среды разработки, а в большинстве своем, среда разработки опирается все-таки на иностранное ПО.

И вот тогда мы только можем рассмотреть прикладное ПО, ради функций которого это и было настроено, т.е. устраивает ли нас не только сама программа, а и сможем ли мы ее развивать, обслуживать, контролировать и обеспечить ей работоспособность.

Ну и еще очень важный вопрос – это среда поддержки. Многие пользователи IT-систем привыкли к ОнЛайн доступу, привыкли к дистанционной поддержке и эти сервисы сейчас в значительной степени разрушаются.

Ну и мы должны обеспечить среду пользователей. Какой бы мы не предоставили функционал пользователю, но, если мы рассчитываем на смартфон, то мы не сможем ни доставить ему это приложение потому что нас выпилят из гуглплэй или апстора, ни эксплуатировать его, потому что не факт, что завтра у пользователей со смартфонами будет все хорошо. Ставим ставки на выпиливание GPS)

Мы должны предусмотреть администрирование. Все привыкли к удаленному доступу, поддержке производителей и технической службы, что сейчас может быть либо не доступно, либо даже вообще может воспрепятствовать нормальной работе оборудования или создать новые уязвимости.

Таким образом рассматривая любое решение, мы должны смотреть не только на происхождение софта, а и возможность его функционирования в сложившихся условиях и в специфической экосистеме, любой компонент которой тоже, в свою очередь, стремится к импортозамещению.

Ну и то, что мы должны обеспечить работоспособность и восстановление всех этих компонентов в случае необходимости, мы должны обеспечить возможность их доработки и развития, и мы должны все это защищать, причем защита – это не только хакерские угрозы или конкурентная разведка (это тоже очень комплексная проблема, но это предмет отдельного разговора). Сейчас же речь о том, что, рассматривая пригодность на импортозамещение какого-то решения, мы должны рассматривать всю экосистему, рассматривать основные вектора ситуации, основные факторы, его совместимость и валидность по всем уровням.

Но и кроме вопроса применимости ПО в данных условиях, есть факторы еще важнее – это наличие специалистов. Специалисты — громадный дефицит, и он не равномерный по разным направлениям. Мы применяем стэк различных технологий — от широко известных до уникальных. И бывает, что само решение очень удачное, но применимость его ограничивается недостатком специалистов, которые готовы его дорабатывать или хотя бы внедрять и сопровождать.

Это вопрос наличия компетенций, которые сложно наращивать быстро. И если оборудование можно еще раздобыть по каким-то хитрым схемам, жили мы уже под санкциями – то компетенции выращиваются долго и сложно. Но и эти хитрые схемы надо еще организовать. Логистика уже перестраивается в пожарном порядке. Но как минимум она будет дольше и дороже.

Ну и по многим решениям нет достаточной практики или она широко не известна, поэтому мы призываем рассмотреть стэк решений готовых к импортозамещению и обменяться опытом, касательно практики их применения. Это позволит выиграть самый дорогой ресурс — время.

Прежде чем подбирать средства и системы для ИТ-ландшафта или переобустраивать существующие, нужно еще раз проанализировать цели и задачи, стоящие перед нашим предприятием и пересмотреть их с учетом сегодняшней ситуации, с учетом кардинальных изменений, которые формируют сегодняшнюю повестку.

Любой бизнес создается ради потребителей – они нам платят, они нас кормят. И в том числе нам могут понадобиться средства для профилирования, оцифровки наших клиентов. И мы должны понимать процессы – как мы привлекаем новых клиентов, в том числе чем мы удерживаем уже существующих, какие для этого у нас есть ИТ-системы. С этим более-менее все хорошо, это достаточно изученные процессы, перекрываются они в большинстве своем отечественными продуктами, но ситуация на большинстве рынков не только кардинально изменилась, но и стала быстро меняющейся, стала волатильной и мало предсказуемой. Теперь CRM – это не только про маркетинг и впаривание.

Для любого более-менее значимого продукта у нас будут ИТ-средства, обеспечивающие и поддерживающие его применение. Даже для муки и сахара сейчас есть онлайн-рецепты и ролики с лайфхаками для их применения. А для технически сложных продуктов, его цифровая часть иногда даже важнее материальной.

Для большинства продуктов производитель или поставщик оказывает поддержку на протяжении всего жизненного цикла, в том числе и какие-то инструменты, помогающие потребителям правильно пользоваться продуктом – рачительно и эффективно.

Такая же ситуация и с сервисом. Иногда он включает и настройку, и восстановительный ремонт, и модернизацию и даже утилизацию.

И нам придется использовать ИТ-средства для поддержания сообщества потребителей или участвовать в чьих-то чужих, а может коллективных или государственных. И понятно, что нам надо обеспечить достоверную информацию о том, что происходит с потребителями и продуктами.

Возможно, придётся управлять некоторыми процессами уже на стороне потребителей, иногда обеспечивать логистику. Как например эвакуация гарантийного автомобиля – он уже не принадлежит ни поставщику, ни производителю, но они его перемещают за свой счет, если он своими ногами не едет.

Возможно, что наш продукт требует обучения пользователей. И эта часть тоже быстро цифровизуется и сейчас будет быстро меняться, потому что погоду на этом рынке делали иностранные продукты и платформы.

Поставщики.

Ни одно предприятие не поддерживает весь жизненный цикл любого продукта, даже если это добыча песка, все равно кто-то нам поставляет и ремонтирует земснаряды, баржи, насосы и экскаваторы. У любого предприятия есть поставщики, которых надо еще найти, особенно сейчас, когда все существующие производственные цепочки разрушаются, из них выпадают либо иностранные поставщики, либо отечественные предприятия, которые не справились с ситуацией.

Возможно у нас есть цифровые средства валидации поставщиков, проверка их вменяемости, и возможность поставлять приемлемый продукт, на приемлемых условиях, в приемлемые сроки.

Очень сложно, но успешно оцифровывается инжиниринг. Здесь подразумевается весь комплекс по разработке продукта и технологии, и всегда какая-то сторона имеет более высокие компетенции. Поэтому очень часто либо предприятие навязывает поставщикам какие-то формы и методы работы, в том числе и транслирует инженерную культуру. Или наоборот, заинтересована в том, чтобы какие-то конструкторско-технологические наработки не потерялись. Ведь все равно они будут этому поставщику оплачены.

Иногда мы вынуждены организовывать обеспечение наших поставщиков какими-то ресурсами, особенно в сегодняшней ситуации, когда у них есть производственные мощности, но им стала недоступна, например, трансграничная логистика.

Ну и точно также иногда мы вынуждены также создавать и поддерживать экосистему вокруг своего продукта или участвовать в каких-то внешних производственных конструкциях. И точно также мы должны все это контролировать, возможно какими-то процессами управлять, иногда обеспечивать логистику, иногда обучать поставщиков.

И вот создание ценности для клиентов – это то, что позволяет существовать нашему предприятию. И надо еще раз задать себе вопрос – а какую же ценность мы производим, которая удерживает нас в производственной цепочке?

Но здесь уже все сильно зависит от бизнес-модели, рынка и производственной системы, поэтому внутреннюю часть мы рассмотрим отдельно — для разных типов предприятий, потому что только в машиностроении мы рассматриваем несколько бизнес-моделей, а еще есть рецептурное производство, еще есть многопередельные холдинги.

Их бизнес-модель и процессы будут отличаться, следовательно, и будет отличаться подход к ИТ-ландшафту.

Ну и нам надо понимать и контролировать материальные потоки и дефициты. Причем, в текущей ситуации не только на своих этапах процессов, а желательно понимать потоки у поставщиков и потребителей, чтобы по возможности поддержать потребителей и обезопаситься, если подведут поставщики .

Финансовые потоки и ликвидность. Все-таки деньги никто не отменял, а ликвидность вышла на первое место, потому что рынок кредитования сильно лихорадит и дальше — может быть не лучше, чем сейчас.

Мы должны контролировать и сквозные и локальные процессы. Включая внешние и обеспечивающие. Естественно — для этого обеспечить адекватные метрики в реальном времени, какие-то средства аналитики, по возможности строить какие-то прогнозы, причем и в сторону потребителей, запросы которых могут резко измениться, и в сторону поставщиков, потому что может быть за пределами нашего предприятия в жизненном цикле продукта произошли изменения несовместимые с жизнью.

Ну и по возможности выявлять и купировать риски, риски всякие – внешние и внутренние, зависящие от нас и не зависящие.

Изменился подход к производственным системам и к ИТ-средствам их поддерживающим, на первое место вышла безопасность, потому что кроме традиционных рисков, многие производственные системы подвергаются атакам и сейчас очень часто устойчивость важнее рентабельности.

И гибкость, которая всегда была важна, но теперь скорости изменений всего возросли и нам нужно не только быстро действовать, но и быстро менять подходы, пересматривать политики, в том числе и по поддержке производственной системы, средствами информационных технологий.

Какой стэк технологий использует наша компания

Больше 20лет внедряем и дорабатываем решения на платформе 1С, в том числе с упором на производственные процессы. И в сегодняшней ситуации непредсказуемого поведения западных вендоров и дефицита специалистов важность этих решений возрастает.

В том числе мы применяем специализированные решения, разработанные на платформе 1С нашими партнерами. Например, DDFLOW – молодое решение, но единственное, найденное нами , позволяющее быстро взять под контроль производственное планирование и диспетчеризацию, управление партиями и ресурсами в условиях неполных данных. Это решение работает только на платформе 1С ERP.

Мы продолжаем дорабатывать ряд своих решений, намеченных на создание единой логической шины производства и способных закрыть пробелы в производственных процессах, либо заменить те участки, где они реализованы не эффективно.

Причем важность стыковки производственных процессов с данными с оборудования, вертикальная интеграция цеховых процессов с данными оборудования и в том числе проекты по опытному и тотальному внедрениям системы мониторинга DPA и других SCADA-систем в случае с уникальным оборудованием.

Также мы развиваем применение целого ряда других продуктов и технологий. Лоукодинг, в частности мы опираемся на ELMA365 позволяет быстро реализовать недостающие этапы процессов или наоборот получить метрику сквозного процесса, а также уменьшить стресс при внедрении. Потому что если мы автоматизируем «как сейчас», то получается бардак, умноженный на производительность компьютеров — превращается в мега бардак, если же мы пытаемся сразу натянуть совершенные процессы, то они вступают в конфликт с существующими производственными практиками. И именно лоукодинг позволяет уменьшить стресс при совершенствовании производственных систем и процессов.

Продолжается работа по переносу данных в независимые среды и СУБД, мы опираемся на PostGGRE, если нужно уж совсем быстрое решение и взять под контроль передачу информации мы применяем мессенджер Telegram, позволяющий несколько автоматизировать передачу информации за счет ботов и настроек и он понятен пользователям в случае стартовой автоматизации, в том числе и позволяет задействовать бытовые устройства, с которыми работники приходят на работу.

Битркис24. Он развивается как программная среда, если раньше он применялся в клиентском контуре, как классическая СРМ, то теперь расширяется связка с бытовыми и производственными процессами в том числе с реализацией каких-то решений на битриксе, например, наши коллеги даже переносят свой ТОиР с платформы Майкрософт Дайнемикс на платформу Битрикс. Есть все предпосылки к тому, что это получится.

Также мы применяем ряд облачных сервисов, особенно в случаях, когда это стандартные процессы нулевой степени цифровизации и их нужно быстро оцифровать то ряд облачных решений, которые размещаются на российских платформах и не намекают на самовыпиливание, могут быть задействованы именно для стартовой автоматизации, чтобы быстро вовлечь в цифровые процессы массовый персонал. Особенно интересны те решения, которые при необходимости как Элма и сервис сВизитом могут быть перемещены из облака в онпремис(on-premise).

Каковы наши приоритеты в текущей ситуации при выборе средств – в первую очередь это скорость, потому что в кризисной ситуации, не надо бежать быстрее медведя, достаточно бежать быстрее других. Те средства, которые позволяют быстро получить аналитику, взять процессы под контроль и понимать какие этапы у нас отстают и не взвешивать мнения, а опираться на реальные данные.

Очень важная задача –вынести в первоначальные цели закрытие уязвимостей, что важна даже не оптимизация, не прибавить в эффективности, а заткнуть те дырки, от куда может пролезть какой-нибудь «черный лебедь», откуда нам может прилететь проблема.

Совместимость. Так как сейчас осложнены всякие долгосрочные комплексные и масштабные внедрения, то очень важна совместимость, чтобы если сейчас что-то предпринимать, то внедряемые или усовершенствуемые решения должны работать согласованно с тем, что уже есть и уже работает. И по возможности даже приносить дополнительный эффект от прошлых инвестиций, от тех решений, которые уже сейчас применяются, которые уже сейчас задействованы и не только в производственном контуре предприятия, а и в экономическом, и в технологическом, и в сбытовом.

Ну, и гибкая настройка. Она важна, потому что ситуация меняется слишком быстро и нужно быстро реагировать на эти изменения и второй вопрос, что у нас нет времени доводить процессы до совершенства и гибкость позволяет перенести в цифровизацию производственной системы методы Kaizen (кайзен), когда последовательность небольших, но непрерывных улучшений дает бОльший эффект, чем попытка внедрить что-то глобальное.

Еще раз скорость. Потому что важно не только, как быстро мы развернули решение, а то как быстро оно стало частью повседневной практики предприятия, как быстро производственные сотрудники научились этим пользоваться, добывать из этого выгоду.

Ну и очень важный фактор в нестабильных условиях и разрывы многих зарубежных цепочек — это гибкие финансовые условия. Мы стараемся убедить партнеров на гибкий подход к стоимости лицензий для расширяемого или добавляемого ПО и стараемся маневрировать стоимостью своих работ по внедрению и поддержке.

В смежных областях — составляются перечни решений-аналогов. Некоторые вполне заменимы сразу, некоторые отстают по функционалу, но он, для некоторых некритичен. QR-код ведёт на наш список, который будет обновляться.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда