{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Кейс: Как индивидуальному предпринимателю упорядочить свои доходы и создать капитал, который можно передать ребенку

Часто владельцам небольшого бизнеса сложно разделить свои личные деньги и деньги бизнеса. Учет не ведется, неразбериха с каждым днем увеличивается. И в какой-то момент у предпринимателя закономерно возникает вопрос: «А где мои деньги? Сколько их вообще? Как ими правильно управлять?»

С похожими вопросами ко мне обратилась Мила, предприниматель из Санкт-Петербурга. Она хотела упорядочить свои финансовые дела, и создать капитал, который можно передать по наследству.

Исходное положение дел

  • Семья из двух человек, мама и дочь, 5 лет.
  • Глава семьи – Мила, 35 лет. Владеет сетью кофеен в Санкт-Петербурге.
  • Семейный бюджет не ведётся. Доход семьи 400‑600.000 рублей в месяц, точнее сказать не может. Есть накопления 10.000.000 рублей.

Финансовые цели

  • Цель №1: создание пассивного дохода.
  • Цель №2: образование ребенка в Великобритании.

На стратегической сессии оцифровали эти две цели, обозначили срок их достижения, прописали, какой капитал требуется создать, составили такую таблицу:

Особенности этих целей

Чтобы создать такой капитал, нужно инвестировать. Просто накопить не получится. Да это и бессмысленно при таких суммах, деньги должны работать, а не лежать мертвым грузом.

Клиентка обозначила следующие требования:

  • Понятная стратегия, которая позволит достичь целей с максимальной долей вероятности.
  • Инвестиции в долларах (умеренный профиль риска).
  • Автоматизация инвестиций, чтобы «всё работало само». Нет желания погружаться в частности.
  • Доступ к средствам должен быть ограничен для исключения спонтанных трат.
  • Защита капитала от третьих лиц – суды, надзорные органы, кредиторы, бывшие супруги, блокировка активов, субсидиарная ответственность (чтобы не лишиться личного капитала, если у бизнеса дела не заладятся).
  • Обеспечить преемственность капитала – гарантированно передать его дочери без нотариусов, судов и полугодового ожидания.

Как мы действовали

Начали с главного – оптимизировали финансовый учет в бизнесе. Нужно было разделить понятия дохода руководителя и дохода собственника, отделить деньги бизнеса от личных.

До начала нашей работы Мила просто брала деньги в кассе, когда они были ей нужны. Или не брала, если их не было, как-то выкручивалась. Но чем директор хуже наёмного бармена, у которого есть гарантированная зарплата? Поэтому Мила назначила себе среднюю по рынку зарплату для аналогичной должности. То есть, создала себе доход руководителя.

При запуске кофеен Мила инвестировала свои средства. Она должна получать прибыль с этих инвестиций, иначе разумнее деньги разместить в другие активы. Мила определила приемлемую норму доходности и забирает деньги в виде дивидендов. Если деньги оставлять в бизнесе сверх требуемой для реинвестирования суммы, они могут сподвигнуть на ненужные траты, а бизнес не будет мотивировать. Таким образом, Мила создала доход собственника.

В итоге ежемесячный доход точно определен: Мила получает зарплату 250.000 рублей, и дивидендами 400.000 рублей в месяц.

Затем мы с ней сформировали резервный фонд на случай форс-мажора. 2.000.000 рублей из уже имеющихся накоплений разместили на банковском вкладе и в краткосрочных гос.облигациях (примерно 50/50). Уровень риска у таких инвестиций минимальный, ликвидность полная, доходность примерно на уровне ключевой ставки.

Следующий шаг – внедрили понятную и простую для использования систему учёта личных финансов главы семьи. После того, как все необходимые расходы разнесли по соответствующим статьям, увидели, что инвестиционный потенциал составляет 300.000 рублей (или 4.000 долларов на момент проведения стратсессии) в месяц.

Создание Семейной финансовой стратегии

Я разработал для Милы финансовую стратегию, которая включает в себя следующие разделы.

Инвестиционный портфель.

Мы разделили деньги, которые Мила может ежемесячно инвестировать, на две части.

Первая часть, 1.000 долларов ‒ портфель на брокерском счете, для краткосрочных и среднесрочных целей.

Защиты активов нет, но ликвидность полная. Возможно использовать деньги на периодические краткосрочные цели. Также, используя этот счет, мы с Милой будем изучать инвестиции. Цели стать профессиональным инвестором у нее нет, но общее понимание о рынках и стратегиях получить хочется.

Вторая часть, 3.000 долларов, инвестируются более основательно.

Я рекомендовал открыть счет в зарубежной инвестиционно-страховой компании, имеющей кредитный рейтинг «А» и находящейся в юрисдикции, имеющей кредитный рейтинг «АА». Это дает такие преимущества:

  • Капитал защищен от третьих лиц. Доступ к капиталу имеется только у Милы.
  • Налогообложение отложенное и льготное.
  • Наследование адресное (дочь прописана бенефициаром в страховом полисе) и безналоговое.
  • Ликвидность искусственно ограничена.
  • Списание регулярных инвестиционных взносов с личного счёта Милы настроено автоматически. Инвестиционный портфель ежемесячно пополняется на 3.000 долларов (36.000 долларов в год).
  • Распределение инвестиционных взносов по ценным бумагам в портфеле также автоматическое, по заранее подобранным активам.

Таким образом, выполняются все первоначальные требования. Для Милы я составил портфель из индексных фондов и компаний, имеющих перспективы роста. Он имеет широкую диверсификацию и статистически прогнозируемые показатели риска и доходности.

Результаты бек-теста портфеля на промежутке 25 лет:

Финансовая защита семьи. Жизнь и здоровье Милы, как единственного кормильца в семье, застраховали на общую сумму 2.000.000 долларов на срок 15 лет. Это позволит в случае форс-мажора обеспечить образование ребенку и дать средства на первоначальный старт в жизни. Страховая премия (затраты на страхование) ‒ 4.000 долларов в год.

Итоги работы

Разработка и запуск стратегии заняли 2 месяца. В итоге нашего сотрудничества Мила полностью упорядочила свои финансы:

  • Деньги бизнеса и личные доходы разделены. Появилось понимание что и труд её оценен, и бизнес приносит прибыль.
  • Семейный бюджет настроен, планирование и контроль осуществляются понятным и удобным способом.
  • Дочь финансово защищена на сумму 2.000.000 долларов на случай форс-мажора.
  • Капитал защищен от третьих лиц, обеспечено адресное и безналоговое наследование, инвестиционный процесс автоматизирован.
  • Через 13 лет будет создан капитал в размере 470.000 долларов на обучение дочери.
  • Через 25 лет будет создан капитал в размере 3.625.000 долларов, предназначенный для будущего пассивного дохода Миле в сумме 12.100 долларов в месяц. Как мы видим, статистически стратегия даже превышает целевые показатели.
  • Активы бизнеса перейдут по наследству дочери.
  • Созданный капитал в размере 3.625.000 долларов расходоваться не будет и также перейдет по наследству дочери.

Заключение

Трастовый счет в иностранной инвестиционно-страховой компании, безусловно, актуален не всем. Но это инструмент совершенно точно нужен, если:

  • Вы собственник бизнеса или ТОП-менеджер.
  • Вам важно разработать план преемственности активов.
  • Капитал крупный и находится за рубежом для снижения рисков.
  • Важна налоговая оптимизация.
  • Требуется защита от третьих лиц, блокировок и санкций.

По своей сути трастовый счёт ‒ аналог брокерского, но с защитой капитала, оптимизацией налогов и быстрой адресной передачей активов. Отличие от брокерского также в том, что доступ к деньгам имеет только инвестор.

Как на брокерском, так и на трастовом счетах имеется возможность внести сразу крупную сумму, а также создавать капитал небольшими регулярными взносами.

Запланированный на инвестиции ежемесячный взнос автоматически списывается со счета клиента и распределяется по заранее подобранным инструментам в нужной пропорции. Так мы добиваемся автоматизации процесса инвестирования.

Это позволяет поддерживать финансовую дисциплину и минимизировать человеческий фактор. Инвестор не стоит перед выбором, что покупать, ему не нужно постоянно об этом думать. Это особенно актуально во времена экономических кризисов.

Если вы тоже хотите упорядочить финансовую сторону жизни, создать такой капитал, который можно передать по наследству, пишите, решим ваш вопрос.

Если кейс показался вам интересным, то буду благодарен за подписку на мой ТГ-канал «Алексеем Родины про финансы», где я пишу об осознанном и ответственном подходе к личным финансам и инвестициям.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда