{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

6 кейсов, как аудит контролирует деньги в бизнесе

Кейсы из практики аудита АКГ "Правовест Аудит" - 15 место RAEX 2021

Сегодня расскажу о ситуациях, в которых бизнесу требовалась аудиторская помощь и что аудит дал по итогам собственникам бизнеса.

Кейс 1: Схема увода прибыли.

Кейс 2: Страховка от налоговых претензий ФНС.

Кейс 3: Недостача в 1 млрд руб.

Кейс 4: Ошибки в использовании денежных потоков.

Кейс 5: Как нехватка первички стоила компании 586 млн руб.

Кейс 6: «Рейдерский захват».

Кейс 1. Как с помощью аудита защитить активы бизнеса и сохранить реальную прибыль?

Учредитель компании начал сомневаться в добросовестности генерального директора. Были основания подозревать, что деятельность руководителя компании наносит ущерб, т.к. норма прибыли не соответствовала запланированной, некоторые договоры заключались с низкой рентабельностью, «что-то не то» было с планом продаж и себестоимостью продукции. Учредитель не мог сам контролировать деятельность компании, т.к. проживал за пределами РФ.

В связи с этим он решил провести инициативный аудит компании за 3 года с отдельными пунктами в техзадании на проверку конкретных сделок, потому что по ним были вопросы.

В ходе аудита была выявлена не только подделка подписей в протоколах общих собраний и договорах, но и корни проблем с себестоимостью. При анализе прибыли выяснили, что сделки были заключены в интересах других компаний с ущербом для нашего Клиента. Повышение оклада гендиректора было необоснованным. На складе выявилась недостача.

Задокументированные факты в отчете независимого аудитора, компания Клиента будет использовать при обращении в следственные органы и суд. При этом есть вероятность, что бывший гендиректор захочет возместить нанесенный компании ущерб добровольно (до суда и следствия).

Нередки случаи, когда организация самостоятельно выявила нарушения. Но дальше этого дело не идет - требуются независимые эксперты, зачастую, именно аккредитованная в СРО надежная аудиторская организация, которая все это подтвердит, посчитает, отразит в отчете по правилам. И уже с этим материалом можно идти в суд и другие компетентные органы.

Кейс 2. Как получить страховку от налоговых претензий?

Одна из крупнейших компаний-производителей стеклопластиковых труб проводила комплексный аудит в компании «Правовест Аудит».

Был выбран именно комплексный аудит за 2021 год, поскольку такой вид аудита обеспечивает защиту и поддержку налоговых юристов в течение 3-х лет после проведения проверки, а также включает финансовые гарантии от “Ингосстрах”.

Аудит был проведен, однако весной 2022 года выяснилось, что аудиторы не увидели (хотя должны были, но сыграл «человеческий фактор»), что налог на прибыль рассчитывался хотя и верно, но уплачивался без учета обособленного подразделения. Компания ошибочно не предоставляла декларации по налогу на прибыль по месту нахождения зарегистрированного обособленного подразделения в Москве, а платила все в Московскую область.

Это могло повлечь множество неблагоприятных последствий: блокировка р/с, повторная уплата налога в другой бюджет, длительная процедура перезачета налога между бюджетами и т.п.

Когда ошибка была обнаружена, аудиторы и налоговые юристы нашей аудиторской компании активно включились в решение проблемы Клиента. В итоге:

- межбюджетный взаимозачет был произведен в течение 2-х недельного срока вместо 1,5 месяцев. Это избавило клиента от рисков блокировки р/с и необходимости брать кредит для повторной уплаты налога в Московский бюджет.

- по договору на комплексный аудит наша компания направила весь пакет документов о страховом случае в «Ингосстрах» и наш Клиент в течение 3х недель без судебных разбирательств получил 2,8 млн руб.

Кейс 3. Как аудиторы подтвердили недостачу в 1 млрд руб?

Проведение инвентаризации активов раз в год - обязательная и полезная процедура в бизнесе. При этом, не всегда составление инвентаризационных документов гарантирует компаниям защищенность от рисков.

Организация после инвентаризации получила результаты от компании «Х», которые говорили о недостаче ТМЦ в размере более 999 млн руб.

Но при обращении в компетентные органы выяснилось, что сама процедура инвентаризации и порядок документирования ее результатов были нарушены. Описи были составлены некорректно, необходимые подписи отсутствовали, материально ответственные лица были включены в инвентаризационную комиссию, протоколы оформлены ненадлежащим образом, были и другие нарушения установленного порядка.

Руководство компании обратилось в «Правовест Аудит» для подтверждения отчетности, а также для надлежащего проведения инвентаризации и оформления ее результатов.

Аудиторы инициировали и приняли участие в проведении альтернативных процедур инвентаризации. Результаты задокументированы в соответствии с требованиями законодательства.

По итогам, документы альтернативной инвентаризации смогли быть использованы руководством для обращения в суд и помогут компании компенсировать потери товара в сумме около 1 млрд руб.

Кейс 4. Как выявить ненадлежащее использование денежных потоков и предотвратить убытки?

Аудиторы всегда обращают внимание на денежный поток. Они анализируют рентабельность. Этот кейс как раз про то, что потери миллионов рублей на «ровном месте» появились из-за того, что были приняты неправильные управленческие решения. Этот кейс подтверждает, что аудитор в какой-то части смотрит и управленческий учет. Но если такая потребность у Клиента есть – то управленческий учет можно проверить и более глубоко.

Руководство компании после оценки финансового результата пришло к выводу, что не только повышенная налоговая нагрузка привела к стабильному и динамичному снижению нормы прибыли, существовали и какие-то иные причины, которые предстояло определить.

Компания обратилась в «Правовест Аудит» с целью проведения комплексного аудита. Аудиторы установили: из-за неправильных управленческих решений и использования денежных средств на хозяйственные цели, не соответствующие общей стратегии, компанией получен незапланированный убыток. Это свидетельствует об отсутствии контроля за планированием и распределением денежных потоков.

Результатом аудита явилось не только выявление убытков, но и получение руководством полной информации о том, как образовывался убыток, по каким договорам и вследствие чего. Это поможет эффективнее спланировать денежные потоки в будущем, а также организовать систему управленческого учета, направленную на нивелирование такого рода рисков и просчетов (в т.ч. снижение производственных затрат).

Неоднократно в ходе аудита обнаруживались и переплаты в бюджет, которые при несвоевременном истребовании или зачете могут быть утеряны окончательно по истечении срока исковой давности, резервы, создаваемые в налоговом учете, неиспользуемые льготы и др.

Кейс 5. Как аудиторы предотвратили 586 млн руб. доначислений из-за отсутствия "первички"

Наиболее рискованной зоной в любой компании являются налоги. Своевременное выявление и оцифровка налоговых рисков – одна из наиболее эффективных инвестиций организации.

В ходе комплексного аудита крупной строительной компании было выявлено отсутствие большого количества первичных документов, обосновывающих расходы по налогу на прибыль. В том числе отсутствовали внутренние документы на списание материалов, ГСМ (путевые листы), карточки учета средств индивидуальной защиты, табели учета рабочего времени и др.

Отсутствие документов бухгалтерия объяснила тем, что работники компании, которые должны отвечать за их своевременное оформление (руководители объектов строительства, кладовщики, прорабы, водители и др.) не успевают это делать — они заняты своей непосредственной работой и не хотят тратить время на «бумажки».

Аудит «подружил» строителей и бухгалтеров и сэкономил 586 млн руб, т.к. был надлежащим образом организован процесс взаимодействия и подготовки первичных документов.

Кейс 6. Как защитить бизнес от захвата с помощью инвентаризации, проведенной с аудиторами?

В последнее время все чаще стали встречаться незаконные действия соучредителей, направленные на захват бизнеса.

Обратился к нам один из собственников производственной компании, которая занимается кулинарией. В последнее время по ряду косвенных признаков у нашего Клиента возникло подозрение, что может произойти рейдерский захват компании.

Все началось с того, что из бизнеса вышел управляющий партнер. А к обратившемуся к нам Клиенту стали приходить претензии и иски от вновь вошедшего незаконным образом учредителя. Сначала их предметом была оценка и раздел оборудования, которое находится на производственной площадке. Затем пришла претензия, что части производственного оборудования нет в наличии. Конечно, это был шок для Клиента.

Что делать в такой ситуации?

Собрать команду юристов, аудиторов, других экспертов, которые организуют линию защиты.

Когда аудиторы попали на производственную площадку, было установлено, что система внутреннего контроля (СВК) компании разрушена. Инвентарных номеров нет, идентифицировать ничего не возможно, а найти оборудование в производственных цехах очень сложно. Пришлось привлекать производственников, оценщиков, что повлекло весьма существенные дополнительные затраты. Их можно было бы избежать, если бы регулярно проводить чек-ап СВК и работы финансовой службы.

В сложившейся ситуации задача аудиторской компании: подтвердить, что оборудование есть в наличии в таком-то количестве.

Мы также предполагали, что будут предъявлены претензии и к расчетам, поэтому нужно производить и сверку расчетов. Следовательно, наши аудиторы инициировали и задокументировали внеплановую инвентаризацию основных средств и расчетов – дебиторской и кредиторской задолженности.

С этими доказательствами можно будет говорить о конкретных суммах задолженности, которая существенно ниже, чем заявленная новым соучередителем. Документы, полученные по результатам инвентаризации, могут быть законно использованы в суде для отстаивания своей позиции.

Существует заблуждение, что инвентаризация и другие процедуры, связанные с «выполнением формальностей», никак нас не защищают. Но юристы говорят о том, что независимый аудит и должным образом оформленная инвентаризация - реально спасают бизнес не только от каких-то незаконных действий, претензий, но и работают на сохранение активов.

Кстати, налоговая инспекция тоже вправе проводить инвентаризацию, если вы «поленились». И делается это за счет компании. Поверьте, проводить проверку рисков самим с привлечением аудиторов выходит на порядок дешевле.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда