{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Клиент не платит за рекламу, которую открутили до блокировки Фейсбука*. Что делать агентству

«Ой, да просто идти в суд». Еще пару месяцев назад это был хороший совет. Теперь всё не так просто. Суды отказываются взыскивать деньги в пользу агентств, так как считают, что они пойдут на финансирование экстремизма. Вот как это получилось и что теперь делать.

Что случилось

Два интернет-агентства пошли судиться с клиентами, которые перестали платить за рекламу после запрета Фейсбука*. Сами агентства, судя по всему, рекламу тоже крутить перестали. Всё, что хотели — оплату за последний месяц перед блокировкой.

Клиенты в суде сказали, что да, рекламу заказывали, по договору платить должны, но не можем. Meta* теперь экстремистская организация, ее соцсети запрещены, а значит любые платежи в их пользу — финансирование экстремисткой организации. Есть риск, что директоров за такие платежи посадят по ст. 282.3 УК РФ.

Как так вышло? В договорах с агентствами было два вида платежей. Первый — рекламный бюджет, то есть сумма, на которую агентство показало рекламу, второй — плата за услуги агентства. Так как в запрещенных соцсетях рекламу показывали «в кредит», то по договорам выходило, что клиент сейчас выплатит рекламный бюджет агентству, оно погасит минус в рекламном кабинете и вуаля — деньги попали экстремисткой организации.

Заказчиков рекламы понять можно, уголовный риск на самом деле есть. Для них действительно безопаснее заплатить эти деньги, когда есть решение суда, в котором написано, что всё законно. Тут сложно представить, что правоохранительные органы этим заинтересуются. Раз суд взыскал деньги, компания обязана исполнить решение и всё. А за неисполнение решения суда есть отдельная ответственность, и тоже уголовная.

Суды пачкой взыскали оба вида платежей: и рекламный бюджет, и плату за услуги. Логика простая. Услуги оказаны до того, как соцсети запретили, реклама крутилась, клиент получил выгоду от услуг, лиды и др. Поэтому как в договоре записали, столько и обязаны заплатить.

Заказчики подали жалобы на решения, и апелляция встала на их сторону. Все, что клиенты должны — это плата за услуги самого агентства и больше ничего. И совсем недавно Арбитражный суд Московского округа подтвердил, что права апелляция. Для бизнеса это значит, что теперь арбитражные суды Москвы и Московской области будут рассматривать такие дела только так. Чтобы суд округа не изменил и не отменил решения.

Что теперь делать

Есть два варианта. Оба касаются только рекламы, которую показывали до блокировки соцсетей — когда это было еще законно. Если платили Meta* после запрета, то в суде такую сумму никогда не взыщете (а правоохранительные органы этой ситуацией точно заинтересуются). И конечно, тут речь про взыскание рекламного бюджета, так как плату за услуги суды взыскивают без проблем.

1. Рекламу открутили, ушли в минус, Фейсбук* не списал деньги (не успел, не смог, почему-то еще)

Тогда только один выход — договариваться, но через суд. То есть подаете иск о взыскании денег, а потом предлагаете заключить мировое соглашение. Мировое утверждает суд, и перед этим он обязан проверить, что оно не нарушает закон. Это значит, что и при таком варианте клиент сможет обезопасить себя от уголовных рисков.

Вот такую формулировку можно использовать в мировом соглашении. Это цитата из реального мирового, которое утвердил суд (судебный акт).

«Истец гарантирует, что денежные средства, поступающие от ответчика (а также любые иные денежные средства, находящиеся в распоряжении истца) не направляются и не будут направляться в компанию Meta Platforms Inc. (владелец социальных сетей Facebook и Instagram), поскольку решением Тверского суда г. Москвы от 21.03.2022 г. компания Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией.

Также истец гарантирует, что в случае, если компания Meta Platforms Inc. будет признана не являющейся экстремистской организацией, истец незамедлительно переведет в компанию Meta Platforms Inc. денежные средства, полученные от ответчика в счет оплаты рекламы заказчиков ответчика, размещенной на рекламных ресурсах компании Meta Platforms Inc. до даты признания компании Meta Platforms Inc. экстремистской организацией»

2. Рекламу открутили, Фейсбук* списал деньги

Тут вроде проблем у агентства возникнуть не должно. Так как запрещенная соцсеть деньги уже получила, то очевидно, что ни на какое финансирование экстремизма деньги клиента не пойдут. Нужно просто заплатить агентству ту сумму, которую оно по факту потратило. То есть вообще сложно представить, на что сошлется суд, чтобы не взыскивать деньги с заказчика. Таких судов пока в принципе нет — ни в пользу агентства, ни в пользу клиента.

Кстати, попался интересный телеграм-канал.

И еще вот такой сайт https://owners-legal.ru

* Meta, Фейсбук запрещены в России

0
2 комментария
Ростислав Симонов

Агентство, которое потеряло деньги из-за блокировки рекламы на Facebook, действительно не несет ответственности за это?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Крылов
Автор

Если ФБ списал деньги до блокировки, то нет. А вот если это происходило уже после — риск есть. Практика складывается именно такая. Именно поэтому в мировом соглашении, которое я привёл в статье, агентство и клиент специально указали, что деньги не пойдут ФБ, пока он под блокировкой.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда