Как дирижёр попал в IT (путь от гуманитария до project-менеджера, и что объединяет эти профессии)
Всем привет! Меня зовут Полина. По образованию я дирижер. Не тот, что управляет оркестром, а тот что руководит хором, чтобы голоса хористов звучали стройно, цепляя слушателей за самые тонкие струны души.
Сейчас я работаю работаю project-менеджером в компании Каруна и по сути занимаюсь тем же: могу организовать работу команды таким образом, чтобы из жуткой какофонии получилась прекрасная полифония.
Профессии одновременно весьма похожие и очень разные, и путь мой к IT был довольно длинным.
О чём эта история, и чем она может быть полезна вам?
Сейчас не будет идеальной истории успеха, когда упал, очнулся, и уже в айти. :) Прежде чем я попала и вообще узнала про дивный новый мир информационных технологий, я сменила не одну профессию, набила много шишек — к слову, ценю и благодарна каждой из них за полезный опыт. Возможно, моя история покажет вам, как ваша профессия, кажущаяся такой далекой от заветной dream job, может привести вас туда, куда хочется до мурашек, до стиснутых зубов и кажется, что никогда не добраться. Расскажу, как любой опыт может стать ценным, главное — не бояться ошибаться и пробовать новое. Сейчас получить знания можно, находясь в любом городе, стране и почти в любой сфере, имея под рукой лишь интернет и смартфон, не считая таких сложных и общественно важных профессий, как, скажем, медицина или юриспруденция.
Я расскажу вам, как я по крупицам собирала опыт, работая в разных компаниях, прежде чем устроилась в IT, откуда какие навыки я вынесла, а также какие же общие качества объединяют дирижера с проджектом. И если сейчас вы работаете в аграрном производстве или, например, преподаёте в школе, вы тоже сможете научиться подмечать сходства вашей профессии и вашей потенциальной будущей диджитал специальности.
Образование и первый опыт
Получив диплом, я год проработала в музыкальной школе, преподавателем игры на фортепиано. Года оказалось достаточно, чтобы понять, что сфера мне не очень интересна (маленькие зарплаты, космическая ответственность за несформированную детскую психику, необходимость собирать с родителей деньги за обучение в школе, будто ты не педагог, а коллектор), хотя по-прежнему притягивали творческие профессии, а именно — рекламный бизнес.
Без опыта в рекламное агентство попасть было нереально (я имею в виду не стажировку, а оплачиваемую работу), поэтому я начала с работы в фотостудии. Предполагая, что в будущем для работы в рекламе мне это пригодится. Освоила фотошоп, верстала и редачила фото на документы, собирала школьные виньетки, реставрировала старые фотографии.
Потом устроилась в типографию, где продержалась всего полгода. Скучно и жуткие переработки. Как-то мы сидели в офисе за полночь 30 декабря и собирали квартальные календари, так как заказов под новый год было много, и производство не справлялось. Но там я усвоила много полезной инфы, которая пригодилась мне позже для роли event-менеджера, когда нужно было заказывать мерч и сувенирку для профессиональных выставок. Меня уже не пугали понятия 4+4, 4+0, широкий ассортимент разнообразной бумаги, плюс я знала разницу между цифрой, офсетом, шелкографией и ризографом aka методы печати :).
Опыт в медиа
Из типографии я сбежала в медиа, где занималась рекламой на радио и в глянце. Там я развивала свою креативность и закаляла стрессоустойчивость! Это была действительно работа мечты, несмотря на переработки, ночные согласования сценариев и медиапланов, а также стрессовую ежемесячную сдачу в номер макетов, которые до сих пор мне снятся.
Однажды я не проверила хронометраж ролика, который по медиаплану проходил как 15-секундный, а по факту был 15,6. После округления в конце месяца общее количество минут получилось гораздо больше, а выходы на радио в прайм-тайм стоили так дорого, что я бы не смогла выплатить этот перерасход со своей зарплаты, если бы пришлось.
К счастью, удалось объяснить ситуацию клиенту и всё решить мирно, без вычета из моей зп. А когда внезапно уволился сценарист, я буквально гуглила статьи на тему «как писать сценарии для радиороликов» и пробовала себя в этом направлении, пока мы не нашли замену. Пара-тройка статей не сделали из меня сценариста. Я просто узнала про базовые приёмы, которые используются в сценариях: гиперболизация (человек с большими ушами-локаторами как аллегория для рекламы смартфона), имитация диалогов, где через раскрытие боли потребителя находится решение, и т. д.
А потом было множество сырых вариантов в уже пустующем вечернем офисе, пока не получалось выкристаллизовать из них что-то более-менее рабочее. Тогда не было практики работы из дома, и я уходила из офиса за полночь, молодость позволяла такие переработки, сейчас бы я не вывезла. А несколько моих роликов в итоге реально крутили на радио! Сейчас бы я их не добавила в свое портфолио, но тогда они прошли согласования с заказчиком и нашим продакшеном.
Но пойдем дальше, так как тут историй на отдельную статью. :)
Переезд и новый виток в карьере
Тут в моей жизни произошел небольшой поворот, не случайный, а желанный — я переехала в город мечты, Санкт-Петербург. Поначалу было тяжко, я работала в брендинговом агентстве аккаунтом и ненавидела продажи. Почему-то именно эта часть работы давалась мне особенно тяжело — поиск клиентов, холодные звонки, сотни отказов, прежде чем удается заключить заветный контракт, и только потом появляется возможность наслаждаться ведением рекламной кампании.
А ещё у меня не было друзей в новом городе, поэтому я завела блог в модном тогда ЖЖ. Сначала просто писала житейские заметки и общалась с другими авторами, потом меня это затянуло, я начала развивать свой блог, изучать возможности продвижения, прикрутила к блогу Google Analytics, чтобы анализировать, по каким запросам приходит аудитория, какие посты пользуются популярностью. Это хобби мне потом и помогло пробиться в digital marketing, который впоследствии привёл меня в IT. А опыт работы в продажах дал мне чётко понять, чем я точно не хочу заниматься. Недавно при смене работы, до того, как устроиться в Каруну, я получила оффер от отличной компании с хорошими условиями, но на предлагаемой должности нужно было заниматься up-sales (aka допродажа, когда ведёшь рекламные кампании клиента и предлагаешь ему доп.услуги: типа вы заказали у нас рекламу на фб, а давайте мы вам еще и посты будем писать, чтобы эффективнее было). Вспомнив свой предыдущий опыт, я твёрдо приняла решение отказаться.
От digital-маркетинга до IT один шаг?
Мне повезло, нашими клиентами в digital-агентстве были IT-компании, такие как Microsoft, Adobe. Имея опыт создания рекламных кампаний для таких монстров, через два года я устроилась в быстро развивающийся IT-стартап, который стал довольно успешной международной компанией, где я проработала последние 7 лет, получая все более ценный опыт.
Но если вы думаете, что я так просто со своим рекламным опытом, но без опыта в интернет-маркетинге нашла работу, то вы ошибаетесь. Конечно, мне отказывали: одно дело — маркетинг в офлайне, другое — волшебный digital. Я пыталась использовать в блоге базовые принципы SEO, но не знала разницы между SEO и контекстной рекламой, возможностей настроек таргетированной рекламы в соцсетях, как и по какому принципу считать метрики, и т. д.
Как ваше хобби может помочь вам найти работу мечты
После многих отказов я попала на собеседование в молодое агентство. Общение происходило в очень комфортном режиме, мы разговорились, и я призналась, что веду блог. На тот момент я уже была тысячницей в ЖЖ. :) Сейчас такой аудиторией никого не удивишь, молодые тиктокеры соревнуются миллионами подписчиков, но тогда мой опыт ведения и продвижения собственного блога позволил моему будущему работодателю разглядеть во мне потенциал. Так что даже ваше хобби может помочь вам в продвижении на работе или в достижении своей цели, главное, не бояться делиться своими успехами, даже если кажется, что они незначительные. К примеру, бывших балерин и марафонцев охотнее берут на работу в компании типа FAANG, т.к. их прошлый опыт говорит о твёрдом характере и умении преодолевать трудности на пути к поставленным целям. Задумайтесь, какие ваши ценные качества можно подсветить, упомянув о вашем увлечении. Вы создаете коллажи из глянцевых журналов — творческая натура с нестандартным взглядом на мир. Слушаете к-поп или смотрите дорамы и аниме — разносторонняя личность, которая понимает и уважает культуру других стран, а значит, сможет найти общий язык с иностранными клиентами и партнерами из Азии.
Во время онбординга я расспрашивала коллег про все неизвестные, но такие интересные digital-инструменты, конспектировала и буквально заучивала всю новую инфу, чтобы восполнить недостающие знания сначала в теории, а потом на практике.
Путь в IT
После трех лет в Digital-агентстве я пришла в IT-стартап пиарщиком, потом развивалась как event-менеджер, продвигая компанию и проекты через участие в проф.выставках. Тут пригодились и организационные навыки, и знание типографской изнанки, и стрессоустойчивость. Любой опыт может вам пригодиться в работе. Помните, как в «Блондинке в законе»: её знание бьюти-секретов помогло в суде поймать свидетеля на лжи!
Когда случилась пандемия, оффлайн-мероприятия временно прекратили своё существование, и я задумалась, чем бы мне хотелось заниматься. Сложив и проанализировав свой опыт, поняла, что роль project-менеджера мне наиболее интересна, и не прогадала.
К моему любительскому владению фотошопом добавились такие программы, как Jira/Confluence (таск-трекеры), Miro (роадмапы, исследования, ретро и брейн штормы), Qlick, Similarweb (аналитика данных) … А коммуникацию, навыки фасилитации, основы scrum и управления проектами пришлось дополнительно прокачивать на курсах, вебинарах, консультациях с ментором и, конечно, на практике. Педагогический опыт и образование несомненно помогают мне в работе, но без развития и обучения тут сложно угнаться за динамично развивающейся сферой.
Если не следить за трендами, не тестировать новые приложения, быстро останешься за бортом. Как сказал Николай Товеровский, автор курса про управление проектами, который я проходила пару лет назад: «Настоящий маркетолог не устанавливает AD Block, юзает Интернет со всей рекламой».
Когда на рынке появляются новые мобильные приложения, я их обязательно скачиваю, изучаю, анализирую, что могло бы пригодиться нам в продвижении продуктов заказчика. Это, кстати, важный момент. Потребляя огромное количество информации, важно спрашивать себя, как эта инфа может пригодиться мне в работе, в жизни, как я могу её адаптировать для решения своих задач. Бездумный скроллинг, к сожалению, не тренирует насмотренность. Если бы меня спросили, о какой суперсиле я мечтаю, я бы без раздумий назвала умение героя Брэдли Купера из «Области тьмы» быстро запоминать огромный пласт информации, а потом в нужный момент доставать её, как из картотеки 🙂 Но пока такие чудеса нам недоступны, нужно приучать свой мозг сразу раскладывать полученные знания по воображаемым полочкам, а лучше сразу применять на практике.
В Каруне у нас есть замечательная практика для шеринга компетенциями, расширения кругозора и прокачки скиллов публичных выступлений — каждую неделю наши HR’ы организовывают и проводят «Полезные встречи». Спикером на этой встрече может стать каждый сотрудник. Согласовал тему, подготовил презу и вперёд — делиться полезными знаниями с коллегами. Причём темы выступлений не только на узкоспециализированные проф.темы, но и такие как ЗОЖ, культура русского мата, нейросети, уход за кожей, профилактика выгорания и многие другие.
Что общего у дирижера и проджекта?
Спойлер: софт-скиллы
Как дирижер задает темп и характер произведения, расставляет свои акценты, так и проджект вдохновляет команду своим видением, своей энергией, и в то же время мягко направляет и контролирует, чтобы творческие порывы не сильно расходились с нотами планом, а вписывались в ожидаемые KPI.
Хороший дирижер должен обладать не только музыкальным вкусом и безупречным чувством ритма, но и такими качествами, как: твёрдость характера, дипломатия, харизма, чтобы управлять группой музыкантов, заслужить их доверие, стать с хором единым целым. Ты вдыхаешь и на выдохе делаешь первый взмах руками. Важно, чтобы весь хор почувствовал тебя, вздохнул вместе с тобой, вы становитесь единым организмом,
Со стороны часто кажется, что он тупо машет руками, ни на что не влияя, а музыканты и сами бы справились, ведь у них на пюпитрах ноты. Но на самом деле, дирижёр делает колоссальную работу.
Так и project-менеджер создает проект с командой талантливых специалистов, и, помимо умения рисовать таймлайны и роадмапы и анализировать результаты, он должен уметь найти подход к своей команде. Как и дирижер, проджект, помимо умения быть лидером, должен одновременно становиться частью команды/частью корабля, следить не только за сроками, но и за состоянием своих коллег.
Петя загрустил на последнем мите потому, что его не вдохновляет задача над которой он работает, или отвлёкся на личные переживания? Нужно поговорить с Петей 1/1, по-дружески узнать, как ты можешь ему помочь. Если у него вопросы к задаче, можно обсудить и найти оптимальное решение. Может он неправильно понял задачу, и его что-то смущает, а, может, он наоборот заметил слабую зону в проекте и не стал говорить. Если же у него тяжелый день или плохое самочувствие, может, есть возможность дать ему передышку без ущерба срокам, чтобы он с новыми силами завтра мог приступить к работе. Кстати, у нас в компании есть возможность взять day-off без вычета из отпускных дней. К примеру, нужно тебе сходить к врачу, встретить друга в аэропорту или просто взять небольшую передышку после сдачи крупного проекта? Согласовываешь дату с руководителем и идёшь отдыхать на денёк или два.
Помимо опыта и знаний, которые я получала в течение своего пути и продолжаю делать это каждый день, важно работать над своими софт-скиллами, без которых сейчас никуда в любой компании. Казалось бы, мы с детских лет учимся разговаривать и взаимодействовать в социуме. Но работая в крупной компании, ты понимаешь, что базовых умений оказывается недостаточно, и нужно развивать такие навыки, как ведение переговоров, решение конфликтных ситуаций, навыки фасилитации, системное и критическое мышление, навыки управления командой и собой (да-да, это тоже важно! Тут и тайм-менеджмент, и умение делегировать, и управление своими эмоциями), а ещё — быть гибким, адаптивным и быстро осваивать новые инструменты.
Напоследок собрала для вас тезисно все советы, которыми делилась выше, чтобы можно было сохранить себе в блокнот и возвращаться к ним по желанию:
- Ваше хобби может помочь вам в продвижении на работе или в достижении своей цели. Подумайте и запишите, какие ваши ценные качества можно подсветить, упомянув о вашем увлечении на собеседовании, чтобы повысить ваши шансы на успех.
- Любой опыт может стать ценным, главное — не бояться ошибаться и пробовать новое. Важно анализировать опыт и делать выводы на будущее. Каждая ошибка может помочь вам в следующий раз сделать лучше.
- Скажите нет бездумному скроллингу, приучайте свой мозг сразу анализировать и оценивать, как инфа может пригодиться именно вам в работе, а лучше сразу применяйте на практике — конвертируйте знания в опыт, тогда они точно закрепятся в памяти.
- Прокачивайте софт-скиллы, они сейчас нужны в любой профессии, где есть взаимодействие с другими людьми.
Спасибо за ваше время и внимание! Надеюсь, что мой опыт окажется полезным для вас.