{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Про выходы российских стартапов за рубеж

Время такое, что может оно и хорошо что с выходами на зарубеж не все так просто. Но это отдельная тема про время и будущее. А пока о наблюдениях.

Поварившись в разных странах в стартаперской среде, возьму на себя смелость предположить, что есть две основные модели коммуникаций стартаперов с инвесторами.

Первая – тамошняя. Стартапер создающий бизнес, вращается в своей бизнесовой среде, участвует в презентациях и митингах, презентует продукт тамошним акселераторам и, в идеале, получает деньги в обмен на 10-15% долю в бизнесе. Дальше интенсивное развитие, MVP переходит в настоящий продукт, компания переходит из одной инвестиционной фазы в следующую и постепенно добирается до IPO. Это в идеале. Что здесь важно? Работает система «свой-свой». То есть стартапер выросший и сформировавшийся в одной культурной среде с инвесторами, понятен им, а они – ему. Понятно, что есть единая система правоотношений и бизнес-понятий, за пределы которой никто не будет выходить. Это и становится основой доверия и кооперации. Поэтому и средний чек здесь 150 – 250 тыс. долл на развитие в обмен на 10-15% долю.

Вторая модель – здешняя (ныне тоже расходящаяся по миру вместе с отъезжающими). Все тоже самое в самом начале. Интересная идея, как минимум с точки зрения ее породителя, тусовка таких же молодых, перспективных и продвинутых. Тот же самый образок Илона Маска в красном уголке, те же самые встречи, саммиты и митинги. Но! Проблемы возникают уже на этапе вхождения в акселерацию, и уж точно – при встрече с серьезными здешними инвесторами. И проблемы эти «свой – чужой» - для местного взгляда это не столь очевидно, но для внешнего очень и очень заметны.

Завышенные амбиции стартапера – не уникальность. Все создатели чего то своего верят в свою исключительность – это нормально. Ненормальным является вера в миллиарды за два-три года. «Получилось же у Илона Маска, получится и у меня» - не получится! Среда не такая. Она не хуже и не лучше – она просто другая. То, что получается здесь легко, не планируя глубоко и с помощью быстрого кэша – там так не получается. Там это все вызывает скорее удивление и зачастую оторопь. Но все можно поправить – лишь бы человек хотел учиться.

Но здесь нужно сначала учить язык, далее признавать, что ООО «Одуванчик» в Тульской, Вологодской или любой другой глубинке, включая Балашиху и не только – это недостаточный опыт для международного масштабирования,и.т.д. Что для роста нужна серьезная инвестиция в себя и серьезная жертва, так как просто так все с неба не падает, а…. Стартапер к такому не готов.

Инвесторы готовы. Идей хороших много. И давай поможем. Но так как ты пока еще олух в управлении, пусть с идеями, и даже пусть с программированием, но олух – ты свою идею можешь не довести до ума - проще говоря похоронить. Мы поможем, но за помощь мы попросим 50% и денег много не дадим – 100 тыщ максимум, но нам сначала надо тебя, как Буратино – выстругать. Превратить «свой-чужой» в «свой-свой». Превратим – есть перспективы, не превратим – значит потеряли 100 тыщ., чего мы себе позволить очень не хотим...

Вот в этом, отсутствии соответствующей бизнесовой культурной среды, определенных стандартов как в поведении, так и в коммуникациях, и есть основной барьер и причина «свой – чужой» для всех Кулибиных, желающих получить финансирование своих проектов там, за рубежом.

И не надо винить серьезных людей с деньгами, предлагающих немного денег за проект и требующих 50%+, просто они знают всю эту специфику и просто страхуют свои риски…….

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда