Просчитался, но где? или Почему никто не покупает мой бизнес?
Часть предпринимателей, не желая сотрудничать с брокерами или не зная о них, пробуют продать бизнес самостоятельно и у кого-то получается, а у кого-то нет. Рассказываю, почему не каждого удается продать свой бизнес и как это исправить.
Топ-8 ошибок предпринимателя при продаже бизнеса
Чаще всего дело в предпринимателе и его предложении и стоит оценить рынок, выяснить ЦА и посмотреть на само предложение. Ниже ключевые ошибки.
- Переоценен или недооценен бизнес. Вы не в рынке, аналогичные предложения стоят других денег. У вас дешевле других – это вызывает подозрения что с бизнесом что-то не так. У вас сильно выше других? Что ж, переплачивать никто не хочет.
- Нет конкретики ни в объявлении, ни при общении. У вас в объявлении написано «хороший прибыльный бизнес» или что-то похожее и одинокая картинка? Тогда забудьте о покупателях, всё непонятное даже рассматриваться не будет. При общении вы не можете ответить конкретно на вопросы? У вас постоянно звучит фраза «ну где-то столько-то» или «от стольких-то до стольких-то». Снова непонятное, снова покупатель ушел к другому.
- Отсутствие навыка деловой коммуникации. Вам звонят, а вы общаетесь как сонная муха? Используете жаргон или какие-то неуместные фразы или шуточки? Так вы точно покупателя на свой бизнес не найдете.
- Скидки на право и налево. Как только человек начинает сомневаться вы предлагаете скидку? А если не согласен сбрасываете еще? У меня для вас плохие новости…
- Нет подтверждений финансов. Поверить вас на слово сможет не каждый, ведь бизнес — это серьезная покупка, имеющая определенные риски. Нет подтверждения цифр – пойдут к тому, у кого есть. Черный бизнес не каждый готов купить.
- Отсутствие документации. Вы работаете без договоров, у вас понятийные отношения с поставщиками, клиентами, даже чеки не пробиваете. Как думаете, какой человек возьмет на себя такие риски?
- Скупость/жадность. Отсутствие вложений в продажу бизнеса сказывается на сроках сделки. Без рекламы и корректных материалов о бизнесе шансы на обычный отклик снижаются в 3-4 раза.
- Самозанятость. Если вы выполняете большую часть задач в бизнесе – вы ошиблись, это не бизнес, а самозанятость. Человек, который ищет бизнес вряд ли купит.
Когда причины в рынке:
- Неликвидный бизнес. Та ситуация, когда вы прогадали еще на старте и проще открыть бизнес самому, чем купить его у вас. Причиной может быть как отсутствие барьеров для входа в нишу, так и финансовая часть, когда бизнес дешевле открыть и довести до прибыли, чем покупать.
- Рынок перенасыщен схожими предложениями, и вы ничем не выделяетесь. У вас похоже показатели, перспективы бизнеса.
- Бесперспективность отрасли. Отрасль на этапе трансформации или отмирает совсем. Здесь выход дожить свое, либо сменить направление бизнеса, либо закрыть бизнес. На умирающем рынке вряд ли кто-то будет покупать бизнес.
Как сделать привлекательное предложение?
- Собрать все цифры и подтверждающие документы по своему бизнесу;
- Проанализировать рынок и найти похожие бизнесы по показателям и материальным активам;
- Проверить, что у вас не самозанятость, не мертвый рынок и не перенасыщенный;
- Установить стоимость бизнеса в рамках рынка.
- Подготовить все необходимые материалы для продажи, фото, текст, цифры.
- Потренироваться в общении с близкими и коллегами и получить обратную связь о вашем общении.
- Говорить на языке логики, цифр и перспектив бизнеса, ведь никто не хочет покупать старую корову.
- Вкладываться в продвижение бизнеса и его упаковку.
Заключение:
Продажа бизнеса – сложный процесс, который требует внимания к деталям и проактивных шагов для привлечения покупателей. Если ваш бизнес до сих пор остается без покупателей, обратитесь к профессионалам - бизнес-брокеру или консультанту, чтобы получить экспертную помощь и увеличить вероятность успешной сделки.
Еще больше полезных статей по сделкам купли- продажи бизнеса и инвестированию читайтев моем профиле на VC.ru
Чем Я еще буду Вам полезен?
1. Консультации — оценю стоимость бизнеса и составлю стратегию продажи бизнеса или привлечения инвестиций именно в вашу компанию — Вы сможете сделать всё сами без потери времени и качественно.
2. Упаковать проект — детально проработаем упаковку проекта, ответив на все вопросы потенциального инвестора/ покупателя и вызовем интерес к вашему проекту.
3. Взять задачу по продаже бизнеса / привлечению инвестиций — я и команда возьмем все заботы по сделке на себя, вам останется продолжить развивать бизнес.
Остались вопросы — пишите в комментарии.
Еще больше вопросов, ситуаций и историй сделок по продаже бизнесов и привлечению инвестиций в моем телеграм канале.