{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как развивать креативность у сотрудников? 4,5 рецепта от дизайн-студии

Три года назад у команды дизайн-студии ЦЕХ появился запрос на перемены в рабочих буднях. Ребята уставали за компьютером, им хотелось переключиться. В студии уже был формат, когда ребята обсуждали свои и чужие кейсы, но этого оказалось недостаточно. Коллеги хотели сменить деятельность: например, поделать что-то руками.

Было решено выделять час в неделю на необычные активности. Так спонтанно и не совсем осознанно начался наш путь по работе с креативностью. Позже мы с Артемом поняли, что это суперважный скил, и начали вкладываться в его развитие. Для начала нам понадобился специалист, который знает всё про креативность. Поэтому в команде появился тренер творческих состояний (ТТС).

Мы узнали, что люди не рождаются креативными. Что это навык, который можно прокачивать. Например, так:

  • С помощью творческих практик научиться входить и выходить в состояние креативности, управлять им.
  • Развивать насмотренность, кругозор, рефлексировать, анализировать, накапливать опыт.

За 3 года мы провели десятки встреч для развития креативности, попробовали совсем разные форматы. Теперь хочу поделиться лучшими практиками. Ловите рецепты идеальных встреч для создания креативной команды.

Форматы для развития креативности

Дизайн-среда

Время: 1 час.

Ведущий: 1.

Спикеры: 2–4 человека.

Количество участников: 10–15 человек.

Регулярность: раз в неделю.

Бюджет: часы сотрудников на подготовку и проведение мероприятия.

Самый старый креативный формат в ЦЕХе — Дизайн-среда. Это еженедельные встречи, которых не хватало многим сотрудникам. Коллеги обсуждают узкие профессиональные темы, тонкости проектов, успешные и не очень кейсы, увеличивают насмотренность. От таких встреч мы ожидали построения горизонтальных связей, признания индивидуального вклада в проекты и возможности отработать навык публичных выступлений.

Учтите, что нужна поддерживающая, а не демотивирующая обратная связь. Мы не сразу об этом подумали, поэтому вначале коллеги получали много критики друг от друга. Никто не хотел портить отношения, просто ребята демонстрировали экспертность, указывали на недочеты. Мы это пофиксили, я провела мастер-класс по бережной оценке чужих работ, и Дизайн-среды перестали быть причиной холивара.

Советы:

  • Проводите встречи регулярно. Это помогает специалистам чувствовать себя в профессиональном тонусе и заражаться мотивацией.
  • Делайте встречи тематическими. Желательно, чтобы после люди уходили с новым инструментом или навыком.
  • Позволяйте коллегам дискутировать. В этом смысл мероприятия для небольшого количества людей.
  • Следите за корректной обратной связью. Спецы должны уметь говорить о недочетах деликатно: грубые отзывы о работе никому не нравятся.

Не бойтесь сужать профессиональные темы. На таких мероприятиях можно подушнить, делиться узким нишевым опытом. Рассказывать про кейсы тоже круто, но иногда поделиться решением какого-то конкретного затыка будет более ценно.

Андрей Сергунин, Head of Design.

Вечёрки

Время: 2–2,5 часа.

Ведущий: 1 человек.

Спикеры: 2 человека.

Количество участников: 30–70 человек.

Периодичность: раз в месяц.

Бюджет: от 50 000 ₽.

Крупное имиджевое мероприятие для дизайн-студии, куда мы приглашаем всех желающих офлайн и онлайн. Благодаря ему мы становимся более прозрачными для клиентов, соискателей и собственных сотрудников.

С «Вечёркой» мы создаем комьюнити вокруг нашего бренда, проводим сессии нетворкинга, зовем коллег выступать. Ещё мы подумали, что можно приглашать спикерами наших клиентов, которые хотят прокачать личный бренд. На предложение сразу откликнулись, и на первом мероприятии выступил дизайн-директор Газпром Нефть.

Советы:

  • Делитесь уникальной экспертизой. Тщательно выбирайте темы для выступлений. Ваши гости — профессиональное сообщество, которому интересно узнавать инсайты.
  • Проведите сессию нетворкинга. В перерывах между лекциями гости могут заниматься нетворком. Если вы анонсируете свободный блок для общения, заинтересованных людей станет больше.
  • Приглашайте своих специалистов. Ваши коллеги могут участвовать не только как классные спикеры, но и как гости. Так они узнают что-то новое, будут перенимать экспертизу у более опытных сотрудников.
  • Позовите вашего HR-менеджера. Часто на такие мероприятия приходят потенциальные соискатели. Будет здорово, если специалист по найму будет доступен для коммуникации, и вы сможете направить к нему желающих работать с вами.

На одной из Вечёрок мы занялись интерактивным нетворкингом и провели аукцион. Предложили купить картину, которую нарисовали на одной из креативных сессий. Стартовая цена — 100 рублей. В людях проснулся азарт и включённость, подсветилась ценность — быть победителем в этой забаве. Картина, кстати, ушла с молотка за 700 рублей.

Лев Ушаков, тренер творческих состояний.

Креативные сессии

Время: 1,5 часа.

Ведущий: 1 человек.

Количество участников: 10–15 человек.

Периодичность: 2 раза в месяц.

Бюджет: от 5000 ₽ (в зависимости от спикера и материалов для креативной сессии).

В среднем 2 раза в месяц мы стараемся приглашать в дизайн-студию спикеров, которые проводят креативные сессии. Это могут быть тренинги по развитию эмоционального интеллекта, самооценки, софт-скилов и творческие мастер-классы.

Например, ТТС Женя проводила сессию по каллиграфии. Методика этой сессии заключалась в том, чтобы дизайнеры творили в необычной модальности, постарались поменять привычное творчество на непривычное.

На таких сессиях можно не только водить пером по бумаге, но и петь, танцевать, писать стихи, лепить из пластилина и т. д. Получается особый опыт сотворчества с коллегами и работы с неизвестным инструментом.

Помимо самого процесса, ключевым этапом является рефлексия. Когда мы рефлексируем, то понимаем, как применить прожитый на сессии опыт в работе, проекте и в жизни.

Важно иметь в виду, что для сессий нужен запрос. Просто творить без цели тоже прикольно, но лучше, если сессия решает какую-то задачу. Например, командообразование, решение креативной задачи на проекте, прокачка уверенности сотрудников и т. д.

Советы:

  • Выбирайте разные модальности. Приглашайте ведущих сессий из разных сфер, чтобы сотрудники пробовали себя в новом и развивались.
  • Проводите сессии по запросу. Здорово, когда есть запрос на работу специалиста с какой-то задачей.

У бизнеса уже есть запрос на решение задач через креативные сессии. Бывает, что креативная команда сформирована, но ей в работе необходима новая методика. Недавно был такой кейс, я предложил креативной группе объединить методики креативности с управлением своими состояниями. И всё получилось.

Лев Ушаков, тренер творческих состояний.

Челленджи

Время: 2–3 недели.

Количество участников: от 5.

Жюри: 2–4 человека.

Бюджет: от 10 000 ₽ на призовой фонд.

Самый фановый формат и самый азартный. Дизайнеры соревнуются в креативности во время тематических челленджей и получают призы в десятки тысяч рублей. Неплохо, да?

Идея была в том, чтобы немного расшевелить креативность людей во внерабочее время. Так придумался формат, цель которого — в сжатые сроки предложить лучшее креативное решение задачи и получить награду.

Последний челлендж был про применение нейросетей в работе. Оказалось, что придумать оригинальную прикладную идею довольно трудно. Даже когда перед тобой в прямом смысле неограниченные возможности нейросети.

Еще один классный кейс:

Мы проводили челлендж по благоустройству офиса. Самую крутую идею удалось реализовать.

Советы:

  • Проводите полезные для бизнеса челленджи. Коллеги смогут освоить новый навык, помочь идеями для реализации проектов.
  • Несколько членов жюри. Выбор победителей не должен быть единоличным.
  • Не забывайте про награду. Мотивация важна, поэтому не скупитесь на призы, и сотрудники будут охотнее участвовать во внерабочих мероприятиях.

Челленджи ценны не только для победителей, но и для команды с бизнесом. Пока ребята осваивают новые инструменты, происходит “опыление” опытом. Челленджи — это платформа для экспериментов, после которых появляются новые навыки и берутся в работу.

Андрей Сергунин, Head of Design.

Креативный чат

Кроме миллиона рабочих чатов у нас есть креативный чат. Это не совсем формат, это, скорее, полезная фича, которая помогает собрать и организовать креативное ядро компании. В самом начале было только четверо участников, сейчас — около 30. Чат вырос благодаря практикам креативных сессий, и в нем оказались люди с самой разной экспертизой.

Когда возникает потребность в решении необычной задачи, первым делом запрос направляется в эту группу. Именно там формируется костяк для брейнштормов по внутренним и внешним проектам.

Вывод

Развивайте креативность как отдельный скил, используйте разные форматы, модальности, находите способ применять знания на практике для бизнеса. Если вы не знаете, с чего начать, но хотите развивать креативность в своей компании, то можете обратиться к нам за консультацией или проведением мероприятия. Для этого на сайте нашей студии есть услуга «Консалтинг». Мои коллеги на личном опыте знают, как сплотить команду, развить креативность, и готовы делиться экспертизой.

0
3 комментария
Наталья Банникова

💙Спасибо за наши активности! Больше всего люблю вечерки и креативные сессии😍🫶🏼

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бобков

такие мероприятия сплачивают коллектив ,и плюс дает новую пищу для размышления и креатива

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

6/10

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда