{"id":13757,"url":"\/distributions\/13757\/click?bit=1&hash=85e177a78f9c0f6a33dfc3cb3cb9e2f35050b4e76776665fd219e827f5291f0a","title":"\u041f\u043b\u0430\u0442\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430 \u0434\u043b\u044f \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u0439 \u043d\u0430 1 \u043c\u043b\u0440\u0434 \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439 \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Обман в сети: как не стать жертвой мошенников

Татьяна Глазачева, CEO платежного сервиса Robokassa

События 2020 года, связанные с пандемией COVID-19, дали возможность для взрывного роста сферы e-commerce. По данным АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли) за 2020 год рынок электронной коммерции в России вырос на 58,5% по сравнению с показателем 2019 года и достиг 3,2 трлн рублей. Вместе с ним выросла мошенническая активность в сети − в прошлом году обманным путем от российских покупателей было получено 150 млрд рублей.

Как сообщают специалисты «Тинькофф»: «В 2020 году 64% успешных мошеннических атак происходило в интернете по сценарию покупки или продажи товаров как на сайтах реальных маркетплейсов, так и на сайтах-подделках».

Еще одним распространенным способом киберпреступлений стал фишинг, когда мошенники направляли покупателей на фальшивые копии популярных интернет-магазинов и платежных форм, таким образом было осуществлено 13% успешных атак в 2020 году. Согласно совместному отчету, подготовленному «Лабораторией Касперского» и сервисом бесплатных объявлений «Юла», за первый квартал 2021 года в сегменте электронной коммерции в России было заблокировано более 2,5 млн попыток перехода пользователей по фишинговым ссылкам.

Учитывая все эти данные, становится понятно, что сегодня достаточно просто стать жертвой мошенников в сети. Поэтому Татьяна Глазачева, CEO платежного сервиса Robokassa, вместе с сотрудниками отдела безопасности решили рассказать пару кейсов из своей практики, а также о том, как можно определить, что вас пытаются обмануть.

Кейс с детскими колясками

Изначально при подключении к платежному сервису Robokassa интернет-магазин с колясками престижного бренда не вызвал подозрений, так как были предоставлены все необходимые данные и документы, а также пройдена проверка двух отделов сервиса. Вопросы возникли после регистрации и запуска онлайн-платежей, потому что на сайте магазина исчезли реквизиты юридического лица. Сразу после того, как это было замечено, сотрудники отдела безопасности заблокировали вывод поступивших оплат на счет продавца и запросили необходимые документы. Помимо отсутствующих реквизитов, недоверие также вызвали цены на товары магазина – коляски указанного бренда, стоимость которых обычно варьируется от 50 до 60 тысяч рублей, здесь продавались за 30-40 тысяч рублей. Также на сайте не были прописаны условия и сроки доставки. На просьбу сотрудника представить подтверждающие документы (счет-фактуру о закупке товаров, договора с поставщиками, транспортными компаниями и так далее) продавец реагировал неадекватно и в грубой форме отказался выполнять необходимые для продолжения работы процедуры. После этого магазин был отключен от сервиса, а выплаты были возвращены покупателям.

Кейс с брендовыми купальниками

Здесь мошенническая схема выглядела сложнее. В популярном интернет-магазине брендовых купальников сотрудник, который имел доступ к сайту, зарегистрировался через ИП в платежном сервисе и подключил вторую кассу для вывода денег. В данном случае подозрение сотрудника безопасности вызвало то, что ИП был зарегистрирован совсем недавно, хотя магазин на тот момент работал уже достаточно давно. На просьбу предоставить доказательство о том, что сайт действительно принадлежит этому ИП, последовал уклончивый ответ о том, что есть какой-то договор с владельцем сайта, но прислать его на проверку продавец не смог. В данном случае сотрудник сервиса связался с владельцем магазина и обман раскрылся, к счастью, в этой ситуации никто не успел пострадать. Со стороны покупателя обнаружить обман в данном случае было бы возможно только после покупки, изучив чек, полученный после оплаты, в котором было бы обозначено, что деньги поступили на счет ИП, реквизиты которого не были указаны на сайте магазина.

Подытожим тревожные знаки и основные моменты, на которые следует обращать внимание при покупке:

  • Отсутствие SSL-сертификата
  • Отсутствие реквизитов юрлица
  • Отсутствие контактной информации (или указание только телефона/e-mail)
  • Если это товары – отсутствие информации о доставке (либо нет точных сроков по логистике и наименования транспортных компаний)
  • Если это услуги – отсутствие пользовательского соглашения-оферты
  • Стоимость товаров заметно ниже рыночных
  • Отсутствие условий оплаты и возврата
  • Магазин не предоставляет возможности оплатить товар по факту доставки
  • Редирект на другие доменные имена – все страницы сайта с товарами должны быть на одном доменном имени
  • Отсутствие кассового чека после совершения платежа

Заключение

Как показывает статистика, сегодня обманутым кибермошенниками может стать любой покупатель, вне зависимости от пола, образования или возраста – чаще всего в 2020 году жертвами становились люди в возрасте от 18 до 42 лет с образованием, двумя дипломами и даже ученой степенью. Когда под видом продавца выступали мошенники, обманутыми чаще становились женщины. Советуем быть максимально бдительными и не лениться потратить 10 минут перед оплатой на проверку пунктов, описанных в статье. Желаем удачных и безопасных покупок!

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null