Dmitry Voloshin
553

Как привлекать действительно сильных специалистов?

Существует мнение, что мы работаем за деньги. И это верно до некоторого времени. По мере того, как наш профессионализм растет, растет и наша ценность на рынке труда. Новые проекты, новые знакомства, новые знания – все это увеличивает нашу капитализацию или ликвидность, а бывает, что выращивает их одновременно. В современном мире работодатели бьются за экспертов. Мало кому интересен новичок, ведь затраты на его адаптацию могут составлять космические суммы. А вот человек с опытом, который начнет приносить прибыль с первого часа прибывания на новом месте – настоящий клад. Особенно ярко эта конкуренция выглядит в высокотехнологичных отраслях, в частности – в ИТ. Сегодня мы посмотрим, что же мотивирует сеньерных (от англ. – senior, старший) экспертов быть верным своему работодателю.

В закладки

История из жизни

Напротив меня Алексей – специалист, в котором счастливо сочетаются необходимый нам опыт, прекрасный английский, взрослый профессиональный подход, знание индустрии и технологий, умение как руководить, так и работать самостоятельно. У Алексея на руках три предложения о работе, в том числе наше. По деньгам – все интересные, плюс-минус 15%. По задачам – есть стартап, где можно создать свой мир на гребне современных технологий, но мир пока маленький и хаотичный. В стартапе большие деньги, которые, впрочем, могут оказаться быстротечными. Есть мы – у нас сложные архитектурные и технологические вызовы, влияние на миллионы пользователей во всем мире, отстроенные процессы и эксперты мирового уровня, у которых еще многому можно учиться. Есть крупная продуктовая компания – известный бренд и продукт, тоже высокие нагрузки и плюс в карму от друзей и знакомых.

Все три компании – хорошие работодатели, все задачи увлекают, все готовы бороться за сильного специалиста. Алексей растерян, и я его прекрасно понимаю. Признаю, что все предложения объективно достойные и не пытаюсь их “перебить”. Я объясняю, почему в наш проект нужен именно Алексей, именно его личный индивидуальный опыт, та мозаика, которую он бережно собирал в течение своей карьеры. Почему мы нуждаемся именно в нем, не в похожем, не в «таких же навыках», а именно в его персональной конфигурации опыта, знаний и умений. Сейчас мы с Алексеем коллеги уже третий год. Вспоминая эту историю, я как-то поинтересовался, почему он выбрал именно нас. Он ответил, что при прочих равных, он почувствовал потребность лично в себе – как индивидуальности, возможность быть полезным и востребованным.

Что такое ценностное предложение для специалиста?

За попытками выстраивания ценностного предложения, гонками цен, условий, задач и возможностей работодатели часто концентрируются на себе и упускают из вида один из главных стимулов профессионалов высокого уровня – быть востребованными и нужными. Некоторые из работодателей, понимая, что их предложения должны отличаться, быть контрастными на рынке труда, изобретают различные суррогаты: шикарные офисы, безумные корпоративные праздники, беспрецедентную поддержку сотрудников со стороны HR-служб, психологов, врачей, массажистов. Кто-то делает свой бассейн, кто-то – бесплатную столовую. Пакеты ДМС, оплата такси и мобильных телефонов дополняют и без того хорошие заработные платы. Вот только является ли это фактором привлечения действительно «сильных» людей?

В конце 50-х годов прошлого века известный американский психолог Фридрих Герцберг разработал теорию мотивации, которая выделяла факторы удовлетворения от работы, а также факторы, определяющие неудовлетворенность от нее. Я бы вслед за Герцбергом разделил стимулы на гигиенические факторы и мотиваторы. Деньги продолжают иметь значение для любого уровня профессионализма и дефицитности. Просто определенный уровень дохода подразумевается как гигиентический, а не является мотиватором. Уровень этот обычно определяется тремя важными обстоятельствами – рынком, самооценкой кандидата и репутацией работодателя. Чем более дефицитный специалист, тем меньше мы можем полагаться на «рынок», часто его просто не существует. Приходится ориентироваться на самооценку кандидата – на тот уровень, при котором он сможет «не думать о деньгах». Ну, и на экономическую обоснованность желаемого дохода. Рассчитывать, что финансовый фактор может оказаться решающим для принятия решения, почти не приходится.

Какие же стимулы сейчас являются решающими для принятия решения о том, чтобы присоединиться к сильной команде? Во-первых, это глобальность проектов, возможность сделать что-то большое, что с одной стороны реально изменит жизнь сотен, тысяч людей, а с другой – позволит повысить известность, узнаваемость, уважение ИТ-сообщества. Во-вторых, хотя это плотно связанно с предыдущим стимулом, это возможность влиять. Согласитесь, сложно делать что-то большое, не имея ни полномочий, ни поддержки коллег и руководителей, ни дружелюбной атмосферы в команде. В ИТ чрезвычайно плохим тоном считается бюрократизация процессов, авторитаризм в принятии решений, самодурство руководства, «мутные» правила игры, интриги. В третьих – это команда, вернее возможность учиться у коллег, наличие рядом с тобой знаковой в сообществе персоны, уважение к своим коллегам.

Заключение

Однако, как показывает опыт, всех этих составляющих недостаточно для привлечения крутых специалистов. В последние два-три года HR-подразделения в ИТ стали, фактически, подразделениями маркетинга. Они осваивают цифровые каналы привлечения, учатся настраивать рекламные компании, занимаются созданием интересного для специалистов контента, организуют конференции и хакатоны. Все это делается для того, чтобы показать глобальные задачи, ключевых членов команды и атмосферу в компании. Но если вспомнить мой кейс с Алексеем, то есть еще один ингредиент: это искреннее внимание к специалисту как к человеку. Это умение увидеть не «человеческий ресурс», не отработать по процедуре, а подобрать действительно выгодный вариант и для бизнеса, и для кандидата. Навык выстраивать такие win-win решения и есть ключевой фактор привлечения таких дефицитных и таких нужных специалистов.

Автор благодарит Фаину Лернер (EPAM) за мудрые мысли и практический опыт, которым она щедро делится с рынком.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Dmitry Voloshin", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 2, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 93313, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 19 Nov 2019 12:48:16 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 93313, "author_id": 195032, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/93313\/get","add":"\/comments\/93313\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/93313"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 195032, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }