{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Причины колебаний рынка ИТ-аутсорсинга в 2022 - 2023 годах

Статья посвящена изменениям рынка ИТ-аутсорсинга с позиции заказчиков – потребителей ИТ-услуг, а также с позиции аутсорсинговых компаний.

Рассмотрим внешние изменения и тренды, с которыми столкнулась наша компания – разработчик программного обеспечения на заказ. Итак, начало 2022 г. – рынок ИТ-аутсорсинга на подъёме, заказы есть. Дефицит специалистов усиливается, зарплаты поднимаются. Российский ИТ-рынок продолжает рост, который по оценке TAdviser в 2021-ом году составил 20%.

После начала СВО на рынках произошли изменения. Разберёмся детальнее, что повлияло на аутсорсинг. Объём ИТ-аутсорсинга определяется двумя ключевыми параметрами: спросом, т.е. объёмом размещённых заказов, и предложением – ценой за которою можно привлечь аутсорсинговые компании. Отдельно посмотрим на оба параметра. Как менялся спрос? Остановки и заморозки текущих проектов, как это было с началом пандемии, не произошло. Государственный заказ в моменте не упал. Бизнес стал осторожнее c инициацией новых проектов, но действующие проекты продолжались. Инвесторы замерли в ожидании. Стал падать объём иностранных заказов. Но даже в этом сегменте работы продолжались по инерции: иностранные заказы мгновенно не обрушились. У нашей компании было 4 месяца на завершение и передачу зарубежных проектов. Схожий сценарий сокращения работ на экспорт сработал и в других компаниях-разработчиках. Тренд на уход западных компаний с нашего рынка ускорил рост оборота крупнейших отечественных ИТ-компаний, который уже в первом полугодии 2022 г. взлетел на 60%. По итогу 2022 г. в среднем выручка ИТ-компаний увеличилась на 35,3%, т.е. ИТ-рынок продолжил рост, следовательно, снижение потребления ИТ-аутсорсинга не связано с резким изменением объёма заказов в РФ.

Цена аутсорсинга напрямую зависит от предложения на кадровом рынке. С марта 2022 г. рынок труда начал наполняться специалистами, которые работали на западных заказчиков. Впервые за последние 10 лет на открытых площадках, в том числе на hh, массово стали появляться специалисты уровня middle, senior, а также лидеры команд. Это обстоятельство запустило новый тренд на формирование в компаниях – заказчиках ИТ-услуг собственных ИТ-команд, отказ от аутсорсинга, замещение аутсорсинга на аутстаффинг. Определимся терминологией. ИТ-аутсорсинг – привлечение команды подрядчика для выполнения ИТ-проектов. ИТ-аутстаффинг – привлечение специалистов компании подрядчика для усиления действующей команды. Мы отметили, что спрос на аутсорсинг начал снижаться. Уменьшилось количество контактов, переговоров. Заказчики чаще стали запрашивать специалистов в аутстафф. Почему это произошло? Причина в том, что появилась альтернатива привлечению аутсорсинга – свой ИТ-штат. Это стало возможным за счет появления на рынке труда свободных специалистов.

Правильный ли это выбор со стороны заказчиков? Далеко не всегда. Ясно, что если норма доходности компании заказчика выше, чем норма доходности аутсорсинговых компаний, то ИТ надо отдавать внешним подрядчикам и сосредотачиваться на развитии своего дела. Конечно, бизнес руководствуется не только этим правилом, в формировании собственного штата компании видят возможность сохранения ИТ-экспертизы внутри компании. Но задача сохранения экспертизы не является определяющей, т.к. решается формированием команды, которая управляет ИТ-функцией и координирует внешние работы. Что важно для бизнеса, что является главной причиной снижения аутсорсинга? – Заказчики столкнулись с некачественным сервисом и теперь при открывшейся возможности формирования своего штата идут по этому пути.

Возникает ситуация, в которой спрос на ИТ-аутсорсинг снижается, а требования растут. Компании, предоставляющие услуги ИТ-аутсорсинга оказались в условиях повышенной конкуренции. Вместе с тем это вызов. Чтобы остаться на рынке, нужно улучшать качество услуг. Другой путь – определение специализации и работа в выделенном сегменте.

Спрос на ИТ-аутсорсинг за последние 20 лет менялся под воздействием разных факторов – кризисы, изменение валютных курсов, объём государственного заказа. Одновременно с этим, ИТ-аутсорсинг остаётся и будет востребованным в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Текущее сокращение ИТ-аутсорсинга безусловно носит конъюнктурный характер. При выборе между развитием своего ИТ-штата и привлечением аутсорсинга обязательно выйдет на первый план прагматический подход, нацеленный на стратегическое развитие компаний потребителей ИТ-услуг, а не кажущуюся сиюминутную выгоду. А значит нас ждёт стабилизация рынка ИТ-аутсорсинга – сокращение количества игроков, повышение качества аутсорсинга, и, конечно, рост спроса на ИТ-аутсорсинг.

0
1 комментарий
Артем Салютин

Все так, непростые времена. СВО еще сильнее подстегнуло многие компании выводить отдельные юрлица под ИТ-аккредитацию, лишая аутсорсинговые компании преимущества и усиливая конкуренцию с инхаусом.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда