Нейминг. Как легко и непринужденно придумать название для стартапа?

Короткий ответ: иметь своё мнение.

Валерий Фиронов* — мой друг, товарищ и брат из диджитал как-то сказал: «Самый худший клиент, не тот у кого куча идей и мнений насчет предложенного творческого продукта, а тот, кто не имеет своего мнения.». Считаю это применимо для всех творческих задач, будь то дизайн рекламной брошюры, лендинга, позиционирования, брендинга или нейминга. Причём помнить это полезно не разработчику креатива, но владельцу бизнеса.

Валерий Фиронов
он же он же FIRON, который сказал мне

*Валерий Анатольевич Фиронов, Valery Fironov, «Firon» (род. 21 октября 1976) — российский графический дизайнер и один из первых веб-дизайнеров Рунета, победитель многочисленных профессиональных конкурсов и премий, с 2008 года является членом Союза Дизайнеров России. Сборник LogoLounge «Typography and Enclosures". (2 логотипа). Сборник LogoLounge "Shapes and Symbols» . (5 логотипов).

Так выглядит человек придумавший нейминг
Так выглядит человек придумавший нейминг

Действительно — если вы буквально измучились вопросом о том какое название будет самым лучшим для вашего бренда, в большинстве случаев вы занимаетесь полной ерундой (как я сейчас) и просто пытаетесь задвинуть какие-то более важные бизнес-задачи,

всегда боитесь ответственности,

а следовательно и бизнеса тоже боитесь.

Есть несколько исключений:

  • Если вы работаете в крупной корпорации и цена решения может повлечь за собой экзистенциальные угрозы (название не понравится боссу и вас наконец уволят с работы) .
  • Если вы работаете на новом для себя, специфическом рынке, плохо понимаете этот рынок, культуру, язык (как в примере с Mitsubishi Pajero в испаноязычных странах называется Montero, т. к. оригинальное название для местных жителей звучит как “онанист”.) .
  • Если вы вне зависимости от рынка немножко дундук. Хотя здесь всё довольно неоднозначно, например Фрэнк Марс не погружался в глубокие размышления и назвал мегапопулярный батончик Snickers в честь любимой лошади.
Бабушка иллюстрирует отношение к названию Pajero в Испании
Бабушка иллюстрирует отношение к названию Pajero в Испании

По моему мнению, здорово, что название компании для некоторых людей очень важно в каком-то метафизическом плане. Из серии “как вы лодку назовёте, так она и поплывёт”, “название заряжает компанию на свой уникальный путь”, “подчеркивает свою уникальность, самобытность и профессионализм” и другие истории для любителей газеты “Юный Херомант”. Это всё здорово и показывает, что человек очень трепетно и серьёзно относится к своему бизнесу. Но если откинуть эмоции — название делает классным в первую очередь продукт и коммуникационная аура, созданная вокруг него, те смыслы, которые автор и общество формируют вокруг него спустя некоторое, а иногда довольно долгое время, именно поэтому я считаю, что примеров крутых неймингов не существует — есть примеры крутых компаний, крутых брендов сформировавших волшебную ауру вокруг своих зачастую заурядных имён. Я думаю, что название в первую очередь должно нравится вам, не вызывать отторжение у вас, тогда вам будет проще с ним жить и двигать его вперёд. Я вот не очень люблю лакрицу, сложно представить, чтобы я горел идеей с таким невкусным для меня названием.

И всё-таки, люди любят инструкции и секреты успеха, поэтому, не буду совсем уж занудой и попробую совершенно бесплатно описать здесь свой, абсолютно не научный метод, как разработать самое заурядное имя, которое ваш незаурядный, инновационный, уникальный бренд, под вашим гениальным руководством в последствии сделает великим неймингом!

Ух, поехали.

Подумайте, может быть ваша Фамилия или прозвище, то, как вас по какой-то причине называют люди может стать отличным именем для вашей компании. По моему мнению — именные нейминги самые классные, они очень естественно несут в себе частичку реальной жизни, творческий путь и смысл, ДНК, если хотите, своего создателя. Плюс — как же приятно будет, если проект выгорит и бренд “Иван Говнов” будет гордо, инновационно озарять свою аудиторию на Тайм Сквер, с экранов мониторов, билбордов или, представить страшно, на фоне московского Кремля.

Аккуратно, без фанатизма, подумайте над SEO-шными названиями. В моём вокабуляре — это названия с полным вхождением в имя — продукта/услуги. Скорее всего они уже заняты, но бывают исключения — если вы продаёте замечательные батоны, то название “Мои Батоны” или “Батон на улице Ленина”, будут понятны аудитории, будут иметь смысл и передавать его очевидным образом. Кроме того — такие названия, в диджитал будут органически двигать ваш сайт.

А дальше опять листики
А дальше опять листики

Забудьте о первых двух советах, т. к. вы оригинал и любите извращения:

  • Возьмите листок в клеточку, в центре листика напишите что вы конкретно продаёте, название вашего продукта, услуги, сервиса или, что у вас там есть.
  • Вокруг довольно динамично начните писать все идеи названий, самые глупые и самые невероятные, которые приходят вам в голову пока их не станет 10 (больше будет тяжко) . Обратите внимание на первые 5 названий в списке выделите их кружком, но не выкидывайте, как советуют в эксперты по неймингу, а сохраните.
  • Отложите листок и повторите процедуру еще хотя бы два раза, причём если названия в вашей голове повторяются, всё равно записывайте их и выделяйте кружком.
  • После этого возьмите 4 чистых листика. На первых трёх напишите не обведенные кружком слова с ваших листков соответственно итерации. На 4-м напишите названия в кружках. Все названия, которые вам очевидно не приятны — вычеркните сразу.
  • Найдите компанию по возможности самых разных людей, кому вы сможете показать свои листки. Сложно сказать, должны ли эти люди быть похожи на вашего будущего потребителя или нет — повторюсь, в моей парадигме — название это то, что должно в первую очередь нравиться вам, т.к. жить с ним, спать с ним, работать с ним, проводить больше всего времени с ним будете именно вы. Когда вы нашли таких людей, идеальный профиль которых я не могу научно определить в рамках этой статьи — просто покажите им свои листики.
  • Смотрите за реакцией — делайте пометки над названиями, которые вызывают у людей улыбку или вопросы — а почему “Проебанк”? В первом случае — это названия скорее всего понятные и вызывающие эмоции, во втором — тоже неплохие названия интересные, создающие повод для разговора. Первые выписываем на отдельный листик сразу, вторые выписываем, если мы можем быстро и понятно объяснить — “так почему же Проекбанк?” и видим улыбку, можно в формате — “гыг”, понимание, одобрение от вопрошающего.
Он точно знает всё про жизнь и нейминг
Он точно знает всё про жизнь и нейминг

Финальный этап

Выйдите на улицу, желательно в парк. Оглянитесь по сторонам, посмотрите как мирно гуляют люди, поют птички, собака писает на фонарный столб. У вас всё хорошо. Жизнь не так уж ужасна. У вас есть список классных названий. Все они вам нравятся, т.к. те, что вам не нравятся сходу — вы сразу вычеркнули, помните? Скорее всего каждое из них по своему прекрасно и успех вашего бизнеса не сильно зависит от того, какое конкретно вы выберете.

Но выбор за вами — принять финальное решение самому или попросить выбрать за вас бомжа Василия мирно дремлющего на соседней лавке. Выбор будет правильный, но лучше всё-таки иметь своё мнение и принять волевое решение о выборе нейминга для своего стартапа самостоятельно. Самостоятельно, уверенно принять решение — разбудить Василия и попросить выбрать за вас Бренд, который уже очень скоро будет гордо, инновационно озарять свою аудиторию на Тайм Сквер, с экранов мониторов, билбордов или, представить страшно, на фоне московского Кремля.

Михаил Проскурин
ваш любимый автор
44
1 комментарий

"Короткий ответ: иметь своё мнение." - Круто.
СВО это война или нет?

Ответить