Как AR и VR помогают продавать квартиры, мебель и кроссовки (не всем)

Нужны ли AR и VR в рекламе и маркетинге? Стоит ли вкладываться в эти технологии, если работают и прежние форматы?

Как AR и VR помогают продавать квартиры, мебель и кроссовки (не всем)

Нужны. Стоит. Они способны дать вам конкурентное преимущество. А в некоторых сферах уже стали трендом, от которого лучше не отставать. Например, риэлторские компании хорошо освоили VR для виртуального осмотра вариантов жилья. А сникерсторам не чужды AR: теперь пользователи их приложений могут легко померить обувь, не выходя из дома.

Договоримся о терминах, если этот текст для вас первый. AR (Augmented reality) — это технологии дополненной реальности. Они совмещают отображение действительности и элементы компьютерной графики. Реальность может быть как дополнена, так и замаскирована. Все изображения трехмерны, пользователь может активно влиять на процесс в режиме реального времени. Это происходит на экране смартфона. Вы наводите камеру на стену в своей комнате и, глядя на экран, примеряете к ней модель шкафа от «Икеи». Или выбираете косметику через приложение, а оно накладывает на ваше селфи макияж.

VR (Virtual reality) — технологии виртуальной реальности. Их результат — полностью смоделированный опыт. Человек надевает шлем или очки, наушники и полностью погружается в новую действительность. Так можно прогуляться по загородному дому, который вы думаете купить. Или по дворцу. Можно посидеть в салоне новенького BMW и поэкспериментировать с его настройками. Всё это — не выходя из офиса продаж или из собственной квартиры. В ковидные времена особенно актуально: для покупателей — удобно и безопасно, для продавцов — выгодно.

Белорусский стартап Wanna Kicks умное приложение для примерки обуви WANNABY

Итак, самые популярные маркетинговые задачи, которые компании решают с помощью VR и AR:

  • демонстрация товара в реальной жизни;
  • сопровождение мероприятий;
  • дополнение других, более традиционных инструментов маркетинга и рекламы;
  • поддержка выхода на рынок новых товаров и услуг;
  • повышение лояльности к бренду;
  • презентация очень больших объектов (например, жилых комплексов).

Производители товаров (например, мебели) с помощью AR-приложений становятся ближе к покупателям. Теперь интерактивный каталог их товаров обживается в смартфонах клиентов, по соседству с контактами близких людей, сообщениями от них, личными фотографиями. Человек может дома, поглаживая кота, примерять виртуальную одежду, подбирать постельное белье, ставить виртуальный диван туда-обратно, менять его цвет. И сделать заказ через приложение.

AR-приложение для примерки мебели в квартиру

С чего это началось?

Когда бизнес начал осваивать эти инструменты? Заметное развитие началось в 2010-х. Компании стали пробовать AR и VR для достижения различных целей. В том числе для оптимизации процессов и сокращения затрат, проектирования и обучения. Уже в 2016-м AR и VR вошли в топ-10 ключевых технологий мира по версии исследовательской компании Gartner. А в 2017 в эти технологии вложили более трех миллиардов долларов. В 2020 почти половина ритейлеров в мире поставила цель начать использовать AR и VR во взаимодействии с потребителем. В свою очередь, около 75% участников опросов выразили готовность использовать иммерсивные технологии во время повседневных покупок.

Сейчас для компаний эти технологии — способ улучшить коммуникацию с клиентами и упростить им процесс принятия решений. А кроме того — помочь им в использовании товаров. Например, существуют AR-инструкции по самостоятельной сборке мебели или настройке оборудования.

Какие ограничения и проблемы могут быть у AR и VR?

Далеко не у всех российских потребителей есть средства коммуникации, подходящие для использования этих технологий. Хотя бы хороший смартфон. Особенно за пределами больших городов.

Далеко не у всех российских компаний есть квалифицированный персонал и техническое оснащение для работы с такими технологиями.

Наработок и опыта в этой области пока немного. Поэтому решение многих задач требует индивидуальных решений. И не факт, что они будут удачными. Например, если размещать рекламные баннеры в VR-пространстве игры или чего-либо другого, может возникнуть конфликт форматов. Плоские плашки в трехмерном пространстве — не самое однозначное решение. Некоторые компании экспериментируют с рекламными 3D-объектами или надписями.

VR влияет на физиологические процессы и может вызывать головокружение, тошноту, стрессовые состояния. Больше того, для использования VR-шлема необходимо иметь свободное от лишних предметов безопасное пространство. Если в помещении много мебели или чего-либо еще, это создает риски для травм и просто неприятных ситуаций. В офисе продаж можно организовать безопасное пространство. А вот дома — будем честны, не всегда.

Как AR и VR помогают продавать квартиры, мебель и кроссовки (не всем)

Какие решения могут быть у этих проблем?

Не всё зависит от нас. Повысить благосостояние российских граждан — это не наша ответственность, мы такое не можем. То же самое касается технического оснащения компаний и квалификации их сотрудников.

Физиологические реакции на VR могут быть нивелированы. На это влияет количество времени, проведенного в VR-пространстве: чем меньше за один раз, тем ниже влияние. Плюс, с накоплением личного опыта человек начинает двигаться в этом пространстве более плавно и безопасно. Кроме этого, есть технические решения на этапе разработки, которые позволяют снизить эффект укачивания.

Если говорить о конфликте форматов во время размещения рекламы в VR, то есть определенные поиски в этом направлении. Например, в компании Fibrum используют технологию, благодаря которой рекламный баннер в VR-пространстве появляется и исчезает в определенном месте, под действием взгляда пользователя. Переход к покупке также возможен с помощью управления взглядом.

Как AR и VR помогают продавать квартиры, мебель и кроссовки (не всем)

Для накопления опыта и разработки новых универсальных решений необходимо сильное ИТ-сообщество и сообщества тех, кто использует AR и VR в рекламе. Дискуссии, конференции, мастер-классы, хакатоны, разнообразный обмен информацией — всё это нужно, и сейчас этого недостаточно.

Напомним: это уже третий наш материал о технологиях виртуальной и дополненной реальности. Сначала мы писали об истории их развития и об их месте в индустрии развлечений. Потом — о пользе AR и VR в области медицины. Сейчас вы прочитали заключительный текст из этой серии.

1212
6 комментариев

На наш взгляд это действительно круто! И если бы ввести данную возможность на все категории товаров, возможно, принятие решения о покупке занимало бы меньше времени. Минусы, конечно, тоже есть, согласны, основной - сложность реализации.

3
Ответить

Однозначно за этими технологиями будущее, как и за автоматизацией, роботизацией. Другой вопрос, насколько это будущее задержится по дороге в российские глубинки, со столицами понятно.

3
Ответить

Ну пока многое на примитивном уровне работает) Пробовала "мерить кроссовки" в виртуальной примерочной... Смешно больше, чем реалистично)

2
Ответить

Согласны, но потенциал все же есть!

Ответить

С креслами - круто-круто, хотелось бы по-больше такого

1
Ответить

Ващеее! 

Ответить