«Я верю в справедливость законодательной системы России»: Татьяна Ким о конфликте вокруг Wildberries и будущем маркетплейса

Выбрали главное из интервью предпринимательницы «Ведомостям».

Татьяна Бакальчук, фото «Ведомости» 
Татьяна Бакальчук, фото «Ведомости» 

Об объединении с Russ

  • Процесс первой интеграции, который продолжался в течение трёх месяцев, прошёл «весьма успешно», считает Татьяна Ким (ранее — Бакальчук). В ходе него Wildberries пересматривал процессы и проводил аудит, в том числе финансовый. «У нас усилился рост, [...] мы догоняем те цели, которые ставили перед собой»..
  • Параллельно Wildberries и Russ выстраивают дальнейшие планы развития, «ради которых и объединились». Рассказать о них планируют в конце 2024-го или начале 2025 года.
  • Возможности, которые предоставило объединение с Russ, позволяют сделать так, чтобы «не только крупные компании могли рекламироваться и повышать узнаваемость своего бренда, но и каждый, даже самый небольшой продавец или производитель, мог получить новый канал для общения со своей аудиторией». Сейчас в этом направлении идёт разработка «одного интересного продукта», его рассчитывают представить до конца 2024 года.
  • События, которые сейчас происходят в отрасли, показывают, что объединение — «правильный» шаг. Люди понимают, что «реклама, как ни банально звучит, – это двигатель торговли». Например, «Яндекс» заявил о планах выйти на рынок наружной рекламы. Свои рекламные инструменты развивают «Т-Банк», «Авито» и другие платформы.

Мало произвести хороший товар, нужно ещё иметь возможность донести информацию об этом товаре до потребителя.

Татьяна Ким

О разводе с Владиславом Бакальчуком и разделе компании

  • «Это мой бизнес. Я его придумала, я его создала. Финансирование тоже было за счёт моих собственных средств. Мне помогали родители», — подчёркивает Ким.
  • Владислав пришёл в компанию работать в 2007 году. Он пытался принимать участие в управлении «на правах супруга». Но в последние два-три года начало нарастать напряжение между ним и сотрудниками.
  • В конце 2023 года произошёл «очень серьёзный конфликт» с одним из топ-менеджеров, «без которого компания, в принципе, не могла существовать». Он заявил, что не будет работать с Бакальчуком и попросил об увольнении. «Пришлось ему пообещать, что он больше с Владиславом работать не будет».
  • «Первая попытка отобрать компанию» предпринималась ещё в 2017 году. Тогда один из сотрудников бухгалтерии сообщил, что друг Бакальчука пытается «тайком переписать на себя половину бизнеса». После этого Ким отстранила супруга от управления, дальше «разгорелся конфликт».
  • Второй инцидент произошёл зимой-весной 2024 года. Тогда предпринимались «попытки увезти меня куда-то, заставить силой переписать бизнес».

Был случай, когда я сидела в комнате с несколькими оперативниками, набирала адвокату и спрашивала, что мне делать. Она мне говорила: «Пишите заявление в полицию, что вас сейчас силком хотят куда-то увезти».

Татьяна Ким
  • После этого ситуацию удалось взять под контроль, но Бакальчук «видимо, решил пойти ва-банк, обратился к каким-то структурам, [...] сейчас у него просто нет выхода — он должен играть по тому сценарию, который для себя выбрал».
  • Они (команда Бакальчука) продолжают попытки попасть на склады Wildberries, пишут открытые письма «всем подряд», чтобы «у них повысилась цитируемость».
  • Но несмотря на все события, компания продолжает работать, показатели улучшаются. «Мы взяли на себя управление всеми стройками. У нас всё по плану».

Я верю в справедливость законодательной системы Российской Федерации. И верю, что то, что произошло, — не останется безнаказанным. Гарантии [безопасности] у меня, как у любого гражданина нашего государства.

Татьяна Ким — на вопрос об ощущении безопасности

О текущих показателях и планах развития Wildberries

  • За девять месяцев 2024 года рост оборота объединённой компании РВБ составил 67%. Рост оборота всех продавцов — 63%, а в среднем на одного продавца — 27%. Абсолютные цифры Ким не раскрывает.
  • Основная сложность, которая может повлиять на финансовые результаты, — нехватка складских площадей. Но в ближайшее время маркетплейс планирует «расширить логистические мощности», строительство — основная статья затрат.
  • Wildberries также активно занимается автоматизацией. Запущены маршруты с беспилотными фурами из Москвы в Санкт-Петербург. На складах тестируются роботы для перевозки товаров между стеллажами.

Мы понимаем, что необходимое количество трудовых ресурсов будет очень сложно найти, поэтому мы идём к автоматизации. Мы, в принципе, считаем, что автоматизация процессов позволяет улучшать жизнь сотрудников и неизбежно повышает ценность человеческого труда.

Татьяна Ким
  • Выход на биржу (IPO) в Wildberries не рассматривают, потому что «не видят необходимости». Сейчас компания изучает возможность помогать продавцам и производителям выпускать облигации, но это связано с некоторыми сложностями: например, нужно иметь трёхгодичную отчётность, которую не все могут себе позволить.

О выводах после пожара на складе в Шушарах

  • Склад в Шушарах не был «полностью» застрахован. Это недоработка команда, которая занималась страхованием. Теперь порядок запуска складов изменили. Случаев, когда недооформлены какие-то документы, «больше нет».
  • Компенсации продавцам, пострадавшим от пожара, «почти полностью» выплатили.
  • Новые склады вводятся в эксплуатацию. Строительство логистических площадей практически не остановилось, несмотря на судебный спор с генподрядчиком «ВБ Девелопмент», которым владеет Владислав Бакальчук. «Все субподрядчики встали на нашу сторону, заключили с нами прямые контракты».

О регулировании платформенной занятости

  • Из трёх обсуждаемых инициатив, которые предполагают регулирование маркетплейсов, Татьяна Ким поддерживает законопроект «о платформенной занятости».
  • При этом она отмечает, что самозанятые — «это не совсем правильный для нас термин». «Мы скорее говорим [именно] о платформенной занятости», которая предполагает оказание услуг большим компаниям через цифровые платформы. Wildberries не против того, чтобы «было какое-то регулирование».

Мы просто считаем, что должно быть определено понятие платформенной занятости. Человек имеет право выполнять услуги, оказывать услуги нескольким компаниям или людям. Он сам определяет, когда, сколько и за какие деньги он будет работать.

Татьяна Ким
  • Платформенная экономика — новые реалии и «пытаться увязать их с существующими нормами неправильно». По этому пути движутся и другие страны. Это работа для законодательных властей. «Они сделают её хорошо», — уверена Ким.
  • Wildberries объявил об объединении с оператором наружной рекламы Russ в июне 2024 года. В ООО «РВБ» 35% принадлежит ООО «Стинн» (владеет 99% в «Русс Аутдор», это основное юрлицо Russ), а 65% — ООО «Вайлдберриз» (Татьяне Ким принадлежит 99%, Бакальчуку — 1%). Реструктуризацию завершили к октябрю.
  • Сделка сопровождается конфликтом между Татьяной Ким и её супругом. Последний считает, что это «захват» бизнеса. Ким опровергает информацию. В сентябре дошло до стрельбы в офисе Wildberries, в результате которой погибли двое. Бакальчуку предъявили обвинения, но затем отпустили.
  • Сам Бакальчук тоже подал иск — к Татьяне Ким, «Вайлдберриз» и «РВБ». Он оспаривает передачу активов маркетплейса в «РВБ». Среди них: банк, товарные знаки, домены, ПО, «логистические мощности». Сумма иска, по его словам, превышает 350 млрд рублей.
  • «РВБ» в свою очередь заявляла о намерении судиться с Бкальчуком из-за срыва строительства логистических объектов для маркетплейса, которым управляла его компания «ВБ Девелопмент».
  • 14 октября «ВБ Девелопмент» подала иск к Бакальчуку на 37,09 млрд рублей. В эту же сумму Wildberries оценивал незакрытые авансы, которые выплатил компании за строительство логистических объектов.
7878
1313
55
160 комментариев
70
3
Ответить
7
1
Ответить

Картинка со звуком

8
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

я узнаю ее из тысячи...

1
Ответить

Брендан уже в возрасте

Ответить

Объясните, пожалуйста 🙂

Ответить