Атмосфера в команде: идеально не бывает?

Подсвечу две не самые тривиальные причины, зачем в коллективе нужна комфортная дружественная атмосфера. А потом расскажу, как в своей практике мы внутри команды и за ее пределами выстраиваем коммуникации и создаем уют работать вместе. В комментариях предлагаю поделиться вашими best practiсes <3

Каждый hr и тимлид знает о важности создания приятной атмосферы в команде и как это напрямую влияет на бизнес. Не хочется повторяться, выделю лишь то, что может быть не всегда очевидно:

  1. Доверительная и комфортная атмосфера помогает опрозрачить процессы, которые в свою очередь влияют на ведение бизнеса на всех уровнях.
    Что за этим стоит? Когда внутри коллектива нет страха наказания, неприязни друг к другу, боязни ошибиться, недоговоренностей и замалчиваний обид, тогда проще и легче работать вместе: все коммуникации ведутся напрямую и открыто, что позволяет быстро находить проблемные зоны.
    На своем опыте работы с разными командами и отделами могу сказать, что самой частой ошибкой, даже скорее загвоздкой и причиной сложных процессов в проектах является банальное непонимание у всех участников проекта «А что собственно и зачем мы делаем»)))
  2. В дружественной поддерживающей обстановке человек способен раскрыться и выполнять задачи мотивированно и эффективно, что в свою очередь сказывается на сроках поставки продукта (Time 2 Market).
    Когда сотрудник на грани выгорания из-за тупой демотивирующей задачи, которую можно было легко делегировать кому-то другому, это сказывается на сроках выполнения остальных задач, которые ему даже очень нравятся.
    Или, когда внутри команды произошел конфликт, который не разрешился, и сотрудники остались внутри неуслышанными и непринятыми, эта команда будет работать в рассинхроне и без синергии. Что скажется на качестве и сроках реализации проектов.

Поэтому для тимлидов и руководителей так важно бережно и заботливо относиться к своему коллективу. Я не хочу сказать, что нужно дуть в попку младенцам и поощрять их инфантильность. Я о том комфортном проживании 1/3 своей жизни, которое мы сами себе можем обеспечивать.

Так как мы в своей команде создаем ту самую идеальную рабочую атмосферу?

  1. Ретроспективы, на которых обсуждаем абсолютно все! Да, личное тоже, если сотрудник хочет поделиться. На ретро мы выносим то, что понравилось за спринт, то, что огорчило и что хочется обсудить. В процессе обсуждения высказываемся и находим пути решения сложных ситуаций. А в самом начале таких встреч делаем mood check, который помогает расслабиться и повеселиться) Пару скринов прикрепляю ниже. Спасибо нашему дизайнеру за подборки — она готовит доски для ретроспектив.

2. 1+1 с каждый участником команды лично. Это поддерживающие встречи, на которых тимлид с каждым по-отдельности обсуждает пути развития сотрудника, его ожидания, задает вопросы касательно эмоционального состояния и желаний в плане работы над проектами.
Обычно на таких встречах мы обсуждаем, что хочется попробовать в рамках текущих задач, какие новые задачи хочется брать на себя, как вообще идет работа и есть ли сложности. Для меня это мини коуч-сессии со своими коллегами:) Я стараюсь не давать обратную связь на этих встречах, а тратить время исключительно на осмысление будущего развития коллеги (обратную связь даю во время работы, сразу) .
3. Командные дни. Раз в полгода мы с командой берем целый день ООО (свободный от задач и встреч) и посвящаем его разбору проектов, шаблонизации процессов, ретроспективе форматов и прочее. То есть это своего рода инвентаризация, когда мы смотрим со стороны, что мы делаем, что мы можем улучшить, а что вообще дропнуть/удалить из процессов. Пересмотр текучки или выделение новых фрагментов из change в run тоже одна из задач такой встречи. А иногда планируем время на креатив и совместный обед по зуму из разных стран:)

Атмосфера в команде: идеально не бывает?

3. Небезразличие друг к другу. Я думаю, что тимлиду как представителю команды и объединяющему ее лицу нужно самому в первую очередь давать пример и демонстрировать определенное отношение к каждому участнику. Чуткость и эмпатичность здесь очень важны. Конечно, нехватка времени и эмоционального ресурса порой могут сказываться. Но главное не забывать, что процессы — вторичны. В первую очередь мы работаем с людьми.

4. Желание разбираться и находить суть. Пусть это будет завершающим пунктом. В нем хочется отразить важность разговаривать на одном языке и убеждаться, что все друг друга поняли верно.
По опыту иногда межкомандные встречи проходят не очень эффективно, потому что между командами не настроено то взаимопонимание, которое присуще внутри коллектива одной команды. Поэтому мы всегда стараемся засинхрониться в понимании, задаем уточняющие вопросы и не стесняемся показаться глупо.
Также порой бывает, что запрос от бизнеса/стейкхолеров могут приходить не совсем внятные или обдуманные. Тогда важно совместно понять, а что в итоге-то нужно. Это помогает наладить коннект и не делать лишнего.

Вот, получается, несколько важных поинтов с моей стороны. Буду рада, если поделитесь своим опытом и практиками в треде!

55
6 комментариев

мне кажется еще важно устраивать какие-то коллективные вылазки, чтоб немного отдохнуть и пообщаться

2
Ответить

Ага) если команда в одной локации 😅

Ответить

По моему опыту, для создания мотивированной команды важно дать сотрудникам возможности для профессионального развития. Мы проводим мастер-классы для развития профессиональных навыков. Стараемся поддерживать на них дружескую, неформальную атмосферу, пьем кофе и общаемся в перерывах или после. Сотрудники могут сами выдвигать свою кандидатуру на проведение мастер-классов по темам, в которых они хорошо разбираются. Для них это одна из возможностей самореализации, и многие с удовольствием ей пользуются.

1
Ответить

Спасибо! Вы правы, возможность развиваться и получать поддержку в этом - очень важно)

А у вас это организовано комьюнити каким-то или как? Можете подробнее?)

1
Ответить

Начали за здравие, а закончили за упокой 🫡

Ответить