Рагнарок будет всегда!

Ragnarök - мифологический скандинавский Апокалипсис и Армагеддон
Ragnarök - мифологический скандинавский Апокалипсис и Армагеддон

Истории выдуманы, имена изменены, совпадения случайны.

С легким скрипом потертая Вольво останавливается во дворе. Я стою у подъезда с пачкой закрывающих актов, жду. Из машины выходит Димон, большой дядька с умной и бритой головой. Мы нарушает самоизоляцию, проводим личную встречу во дворе. Отдаю стопку актов и слушаю историю.

Все банально: пришел кризис.

Димон занимается промышленным отоплением. Сидел на госзаказах не жужжал, не искал сложностей. Работа не сахар, но какая есть. Зато стабильные заказы, большие обороты.

Потом пришел коронавирус и всех нагнул.

Поток госзаказов истощился, по текущим проектам задержки платежей, людей надо отправлять в неоплачиваемый отпуск и впереди полная безнадега. Все это Димон поведал, пока сидел на скамейке и подписывал бумаги.

Обычно я покладистый и добрый, выслушаю, найду слова поддержки, успокою, но тут видимо самоизоляция дала знать, вредный чертенок завертелся на языке и обронил: “а помнишь, год назад предлагал настроить автоворонку в мессенджерах? Ты тогда сказал, что кому нужны эти чат-боты и Телеграм ты не используешь.” Димон удивленно поднял голову.

История 1

А еще год назад предлагал настроить емайл-рассылку. До этого ютуб-канал. Еще раньше редизайн сайта, мобильную адаптацию. И всегда у тебя был ответ: нахрена козе баян, у тебя госзаказы.

Теперь труба госзаказов иссякла.

Она и раньше была не сильно обильная, давала только чувство стабильности и предсказуемость. Ты же сам говорил, что роста нет который год и не предвидится. Нужно купить квартиру, но бизнес не растет. А если бизнес не растет, что он делает? — Стагнирует.

Представь себе, что пару лет назад мы настроили емайл-рассылку, полгода писали тексты для рассылки, запустили рекламу с лид-магнитом, автодозвоном и бесплатными консультациями. Все лиды с телефонами и емейлами добавляем в CRM. Все автоматизируем, вручную только рекламу раз в неделю проверяем, администрируем воронку.

примерная схема авторонки
примерная схема авторонки

Да, это геморрой с продажами и надо вкладывать деньги. Клиенты частники, не госзаказы, с регламентами не знакомы, по ГОСТу не работают. В основной массе колхозники. Ну что делать, вот такие они, других нет. Проводить первую бесплатную консультацию это не всегда приятно, скорее наоборот.

Но за год собрали контакты потенциальных клиентов в твоем регионе. Это база примерно в 2-3 тыс. контактов. Все лежит в CRM. Каждый пообщался с тобой лично или с твоим менеджером, прочитал пару писем и знает, тебя как профи в теме промышленного отопления. Один клиент обеспечит работой на 2-3 месяца или больше. Там ещё сопровождение и обслуживание. На этой базе можно жить 3-5 лет вообще не вкладывая ни копейки денег в рекламу.

В момент кризиса, в момент самой тугой резиновой жопы, увольняешь весь офисный планктон, офис закрываешь, берешь CRM и телефонную трубку — и можно жить, работать на кухне и обеспечивать заказами рабочую бригаду.

Но этой крайний вариант. Скорее всего деньги на удаленщика-маркетолога все же будут, чтобы продолжать наращивать базу, придумать антикризисные предложения, выйти на новый рынок. Какой? — Например консультации. Сколько косяков знаешь в проектах отопления? — Херова туча. В каждом втором предприятии ошибки проектирования. Это сотни тысяч и миллионы потерянных рублей, неэффективный расход килоджоулей и ежемесячная оплата лишнего тепла.

Сколько руководитель предприятия заплатит, чтобы за год сэкономить пару сотен тысяч на отоплении? 15 тыс за разовую консультацию, 120 тыс. за сопровождение проекта. Мне кажется неплохой антикризисный вариант.

Чтобы внедрить емайл-маркетинг, лид-магниты, настроить автоматизацию, CRM, тестировать всю воронку и набрать базу надо 6 месяцев. Может 12. У тебя от силы 3-4 месяца и в сентябре бизнес на**нется медным тазом.

Про деньги даже молчу. Тогда ты зажал $600 в месяц, а сейчас цены выросли и рубль упал.

Тогда у тебя были деньги на внедрение. Сидела пара менеджеров-оболтусов, которые напрочь не хотели учиться консультационным продажам, тем более кому-то звонить. Что тогда не хватало? — Воли руководителя. Не хватало кипятка на заднице.

Сейчас есть кипяток, но нет денег и времени.

Рагнарок будет всегда

Одно правило в бизнесе я выучил: кризис будет всегда.

Это еще наши предки знали. Старики предыдущего поколения, которые старательно каждый год солят огурцы в банках и торопливо варят варенье из ягод. Экономически это не очень целесообразно, рентабельность вложений в садовый участк как-то вызывает сомнения. Я бы лучше в облигации вложился.

Как маркетолог и инвестор не понимаю, какой смысл заготавливать огурцы в банку. Но как смысловик знаю, что не знаю будущего. Завтра случится война, наводнение, землетрясение, эпидемия и эта банка огурцов может оказаться на вес золота.

Если взять почти все культуры мира, то везде есть миф Страшный Суд, Рагнарок, конец света, Апокалипсис. Момент последней жопы, когда мертвые встанут и надо вытащить лом и кого-то хорошо отмудохать, чтобы солнце снова засветило, — но уже не для тебя, а твоим потомкам. Ты к этому времени сыграешь в ящик, но обеспечишь жизнь детям.

Рагнарёк рисунок Йоханнеса Гертса
Рагнарёк рисунок Йоханнеса Гертса

Эта или похожая история есть в фольклоре почти всех народов: соберись тряпка, Вечный Враг у ворот!

Наши предки, буквально прошлое поколение, это помнят и сохранили традицию готовиться к войне. Моя мама до сих пор сушит сухари, ни кусочка хлеба не выкидывает.

Примерно с 2014, в начале каждого года вместе с женой обсуждаем планы и цели. С 2016 жду кризис. Прямо так конкретно. И не только я, весь фондовый рынок обсуждает, когда же очередной цикл падения рынка. (Кстати, на этом кризисе я уже хорошо заработал.)

В этом году после просмотра видео с Мовчаном, буквально пророческом, подозвал жену и сказал, ну теперь прямо точно что-то случится. Ибо, как верно подметил Андрей Андреевич, верный признак, что будет кризис, — это когда все эксперты говорят, что не видят признаков кризиса. Это прямо железобетонный сигнал сушить сухари.

Мы, современное поколение совершенно обленились и отупели. Ждем, что завтра будет лучше, что кто-то о нас позаботиться, государство поддержит и защитит. Но так это не работает. Кризис локальный, отраслевой, персональный — или глобальный — всегда приходит, ко всем без исключения. В бизнесе это неписаный закон.

Если затылком не ощущаешь, как дышит писец, это не значит, что его там нет.

Заключение

Ничего не ново в этом мире. Кризис был, есть и будет. Рагнарок будет всегда. Новизна только в одном: ты не знаешь, когда и как они придет. Здесь полная непредсказуемость. Но тем больше оснований внимательно планировать финансовую стратегию, думать о продвижении на перспективу, не ждать теплого дыхание пушистого зверька. Ибо когда настал момент кризиса и голая задница покрывается ознобом, искать виноватых уже поздно. Надо расслабиться и постигать Дзен.

Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него.

Сунь Цзы
11
Начать дискуссию