Почему E-learning не равно EdTech
Мы уже привыкли: всё, что ушло в Интернет стало, “е”-электронным: e-mail, e-learning, e-teaching, e-commerce и т.д. И всё это одна история. Мол, есть Интернет, запихнули всё туда и ладно.
Но не тут то было. Пандемия внесла свои коррективы не только в образ жизни и модели поведения, но и в понимание многих интернет-процессов — стали видны тонкости и нюансы.
И вот сидят люди дома, делать особо нечего, пошли учиться. А со всех сторон шумят медиа: онлайн-образование переживает бум! В общем, на этом фоне резко стало очевидно, что Duolingo — это EdTech-стартап, Course Buffet — агрегатор онлайн-курсов, а Нетология — собственно e-learning.
А лекции в Zoom, воркшопы в Instagram — это вынужденное и для обучения не сильно подходящее. И вообще, учиться по тем же технологиям, с помощью которых рубашки и кеды продают в Интернете, ну такое себе. И кто-то скажет, это всё очередное оправдание лени и отсутствие мотивации. А я скажу: и правда, учиться, так и учиться. И технологий хочется не только высоких, но и соответствующих.
E-learning
В центре системы e-learning — сам ученик (невиданное для традиционного обучения дело) и собственно его образование, вплоть до индивидуальной траектории обучения. Там нет акцента на преподавателя, все лекции могут быть составлены великими умами анонимно. Ученик материал изучает сам в любом удобном формате: как дома на диване, так и в школьном классе на безопасном расстоянии, естественно, от других учеников.
Учениками могут быть как дети и подростки, так и взрослые дяди и тёти. E-learning уместен и эффективен в большинстве случаев: поможет точечно закрыть пробелы в знаниях и оперативно обучиться чему-то принципиально новому.
Есть и другой сценарий: система обучения выстраивается вокруг экспертов с громким именем. Но так или иначе, учится человек сам. Именитый эксперт зачастую чистой воды маркетинг. Создатели онлайн-курсов и университетов — это методисты. Они фокусируются на качестве и подаче материала. Вопрос технологий, чаще всего идёт вторым пунктом.
EdTech
EdTech — это не образование как таковое, но продукты и сервисы, сопровождающие его.
Сегодня EdTech-стартапы — золотая жила для инвесторов. Но так было не всегда. Всё дело в том, что EdTech-стартапы создают айтишники. И вопрос реализации идеи, вопрос технологий здесь стоит на первом месте.
Сегодня в этой сфере известно множество компаний-единорогов. И единорогами они стали не только потому что обладают космическим оборотом, но и потому что заметно подтянули методологию. Новейшие EdTech-продукты создаются по последнему слову образовательных трендов: там и микрообучение (короткие лекции не больше 10 минут), и элементы геймификации, иммерсионное обучение (AR, VR) и многое другое.
Образовательные технологии улучшают процесс обучения, помогают управлять им, создают необходимую для обучения эксклюзивность происходящего. А немножко “вау” очень будоражит вдруг приунывший ум. Таким образом, EdTech решает стратегическую для онлайн-образования задачу — формирования новой привычки, новой модели поведения, когда учиться хочется, когда учиться — это не в полной тишине, где-то на чердаке, вдали от детей и котов, а за чашкой кофе, в пробке, во время скучного разговора уткнуться в телефон.
И тут самое время напомнить, куда мы все идём: а идём мы в P2P обучение, когда одни люди будут учить других людей напрямую без учителей. А помощниками в этом деле станут роботы. Поэтому мне кажется вполне логичным, что e-learning рано или поздно придёт в EdTech, а EdTech позаимствует базу знаний у e-learning. В общем, топать нам всем вперёд, работать, пробовать, внедрять!