Как Embedded Finance & Banking as a Service позволяют модернизировать международный финтех
Долгое время российский финтех являлся одним из мировых лидеров. Например, «Тинькофф» — это единственный полноценный и публичный необанк, в то время как европейские онлайн-банки все еще не могут запустить свои кредитные продукты, в основном из-за отсутствия полной банковской лицензии. Также большим преимуществом российского финтеха являлся доступ к относительно недорогим талантам.
Ключевой проблемой международного финтеха долгое время были высокие барьеры для входа на рынок. Строгие регуляторные требования и высокая стоимость разработчиков ограничивали появление новых игроков, а банки не торопились модернизироваться. Тем не менее, высокие барьеры входа на рынок и несовершенства банков стали возможностью для появления нового поколения стартапов. В последние годы в мире венчурных инвестиций финтех стал все реже ассоциироваться с онлайн банками и все чаще со стартапами, поставляющими финтех инфраструктуру. Продукты этих компаний позволяют классическим банкам конкурировать с ростом популярности Revolut, N26 и других, дают возможность челленджер банкам быстрее запускаться и выпускать новый функционал, а также позволяют обычным корпорациям встраивать финтех в свой бизнес. В данной статье мы рассмотрим как с помощью финтех инфраструктуры начать выпускать карты или даже построить свой Robinhood или Revolut.
За последние 15 месяцев тема финтех инфраструктуры стала одной из самой горячих с большим количеством крупных раундов финансирования:
Изначально, всплеск интереса к этой теме был вызван потребностями челленджер банков. Им была необходима инфраструктура для создания банковского ПО и лицензия. Но сегодня главный драйвер роста – это нефинансовые организации, которые встраивают финтех в свою продуктовую линейку. Именно поэтому одними из самых горячих направлений в плане привлечения инвестиций стали Embedded Finance и BaaS (banking as a service). В 2021 году количество упоминаний этих слов на TechCrunch практически утроилось, а за первые 3 месяца 2022 года достигло такого же количества как за весь 2020 год:
Какие проблемы решают эти стартапы?
В большинстве случаев они позволяют своим клиентам быстрее и дешевле тестировать и запускать продукты. По большому счету, каждый из этих продуктов предоставляет определенную или несколько частей банковского стэка:
Как указывалось ранее, необанки были одними из первых, кто начал использовать продукты финтех-инфраструктуры. Причина проста: создание собственного банковского бэкенда и получение банковской лицензии практически нереально для стартапа на ранней стадии. Сегодня вы можете использовать сторонний core-banking, добавить BaaS (платежи и выпуск карт), создать собственный дизайн и внешний интерфейс и ваш банк готов!
Быстрое распространение новых цифровых банков вызвало беспокойство у традиционных финансовых институтов. Из-за громоздких процессов и устаревшего программного обеспечения 50-летней давности, большинству действующих компаний сложно запускать конкурирующие продукты. Именно здесь появляется место для стартапов, которые могут помочь с запуском новых продуктов и полным обновлением банковского фундамента. Например, один из самых популярных кейсов стал запуск онлайн кредитования для банков.
Наконец, нефинансовые фирмы сегодня являются основными движущими силами embedded finance & BaaS рынка. Крупные корпорации хотят получить кусок огромного пирога финансовой индустрии. Через запуск финтех продуктов они могут генерировать новые источники выручки и повышать уровень удержания клиентов. Маркетплейсы, например, могут начать предлагать кредитные услуги продавцам, с которыми они сотрудничают. Крупные B2C-компании могут начать выдачу карт своим пользователям. Провайдеры решений по управлению корпоративными расходами могут начать предлагать своим клиентам корпоративные карты со своими правилами расходов.
Другой популярный вариант использования banking as a service — встраивание финансовых технологий в вертикальные SaaS решения. Распространенной проблемой вертикального SaaS является размер рынка. Количество возможных клиентов ограничено, поэтому увеличение выручки на одного клиента — лучшая стратегия расширения рынка. Вертикальные SaaS-продукты со встроенными финтех решениями обычно увеличивают ретеншн как только они начинают покрывать платежные потоки своих клиентов.
Рыночный ландшафт
Давайте подробнее рассмотрим конкуренцию среди BaaS и embedded finance стартапов. С появлением все большего числа компаний в этом направлении, начинают возникать вопросы о перенасыщенности рынка. Эти вопросы абсолютно обоснованы, но на самом деле все компании так или иначе отличаются друг от друга.
Начнем разбор этого вопроса с позиции проблема – решение. Как раньше решалась эта проблема? – Обычно компании не запускали финтех-продукты, но если бы возникла реальная необходимость им пришлось бы делать это самим. До появления стартапов в направлении финтех инфраструктуры компаниям приходилось создавать полноценную финтех команду, искать поставщика лицензии и затем соединять большое количество компонентов между собой. Сегодня стартапы покрывают все в одном продукте:
Несмотря на то что большинство стартапов пытаются решить одну и ту же проблему, все они подходят к ней по-разному. Практически любой стартап в сфере Banking as a Service позволит выпускать карты, открывать счета, обрабатывать платежи, обеспечивать соблюдение требований комплаенса по KYC и AML процедурам. Самое большое различие заключается в том, какие продукты были созданы собственными силами, а какие переданы на аутсорсинг — особенно часто встречаются примеры, когда лицензия и карточный процессинг взяты у стороннего провайдера, например, от Marqeta.
Еще одно интересное наблюдение заключается в том, что некоторые стартапы в сфере финтех инфраструктуры работают так же, как венчурные фонды: вы формируете портфель клиентов (в основном стартапов), и если один из них выстреливает, вы вместе взлетаете. Marqeta это один из лучших примеров, по данным заявки на IPO год назад, практически 70% выручки приходилось на одного клиента – Square.
На сегодняшний день, международный финтех опирается на большое количество интеграций и аутсорсинга. В то время как в России многие предпочитают строить все сами, потому что это надежнее и более масштабируемо. Будет довольно интересно сравнить результаты этих двух подходов через несколько лет.
🔥🔥🔥