3 популярных формата Совета Директоров: проверьте, какой из них подходит вашему бизнесу
Последнее время актуализировалось внедрение Совета Директоров в малый и средний бизнес. Это связано со многими причинами, но важно то, что каждый предприниматель понимает СД по-своему и не каждый выбирает формат правильно. Расскажу о трёх вариантах, чтобы вам было проще выбрать, но перечень не исчерпывающий.
Совет Директоров в формате мастермайнд
Мастермайнды популярны в бизнес-сообществах. В них резиденты собираются в форум-группы из 7–9 человек примерно одного масштаба деятельности под руководством опытного модератора. Встречи обычно проходят раз в месяц, на них разбирают по одному вопросу каждого участника, все делятся опытом. Весьма полезный формат для личного роста предпринимателя любого масштаба.
Совет Директоров в формате ассоциации профессиональных директоров
АПД — известная организация, которая хорошо выстраивает процедуры. Сертификаты имеют суровые управленцы с хорошим опытом. Можно не сомневаться, что в крупном бизнесе такие специалисты будут весьма полезны для выстраивания классической стратегии и её операционной декомпозиции.
Совет Директоров на базе СМД-методологии
СМД-методология разработана Г. П. Щедровицким, ее развивают в Московской школе управления СКОЛКОВО.
По СМД построение Совета Директоров начинается с выявления истинной цели предпринимателя. Казалось бы, цель предпринимателя — «сделать X10», «выйти из операционки», «купить виноградник на берегах Луары» или что-то ещё из десятка целей, которые навязаны окружением предпринимателя. Цели, которые декларируются из года в год, но не отзываются, не реализуются.
Дальше цель приземляется, проверяется ситуацией на рынке. У каждой цели свой рынок, свой масштаб. И уже на рынке разворачивается проектное решение (близко к понятию стратегия). Исходя из проектного решения подбираются участники Совета Директоров.
Если говорим о предпринимательском ходе, т.е. о преумножении, а не сохранении, то только предприниматели могут его осуществить. Поэтому Совет Директоров формируется из предпринимателей с сильно прокачанными компетенциями в маркетинге, финансах, IT и прочих сферах.
Например, в Росразвитии эксперты — именно предприниматели, а не топ-менеджеры или консультанты
Такой Совет Директоров способен удержать проектное решение и создать на базе него бизнес-модель, финансовую модель, маркетинговую модель, сформировать дорожную карту, расписать оргструктуру и систему бизнес-процессов. Именно в таком виде Совет Директоров становится не формально-бюрократическим инструментом, а инструментом стратегирования и достижения.
В итоге, коллеги, если у вас растёт бизнес, но ощущается потеря управляемости и смысла (или сначала смысла, а потом управляемости, то один из вариантов решения — создать Совет Директоров. И по моему мнению, если вы еще не сильно оторвались от предпринимательской позиции, то вариант Совет Директоров на базе СМД-методологии зайдёт наилучшим образом.
Посмотрите подробнее об этой методологии на сайте Росразвития или напишите мне в телеграм. Пообщаемся о вашем бизнесе, подскажу, насколько подходит СД в вашем случае.