Проблемы автоматизации бизнеса в России

Меньше 10% процессов автоматизированно в российских компаниях

Проблем с автоматизацией у отечественного бизнеса нет, потому что ее просто нет в нашем бизнесе. И это подтверждается исследованием компании Terrasoft, специалисты которой выявили, на мой взгляд, ужасающие цифры.

  • 10% процессов полностью автоматизированы
  • 60% - как-то частично автоматизированы
  • 30% - не автоматизированы вообще

Полагаю, что Terrasoft исследовал бизнес, которому хоть как-то знакомо слово "автоматизация", а это значит, что огромный пласт SMB (точнее сказать, нанобизнеса) был не охвачен. При этом надо понимать, что наличие CRM-системы вовсе не означает автоматизацию процессов. Я видела такие процессы, когда без CRM будет работать лучше, чем с используемой системой. А это значит, что представленные выше цифры будут, скорее всего, существенно ниже.

Лично я могу из этого сделать вывод, что при всем стремлении государства (и не только нашего) к цифровизации, дела идут примерно как у этого котика.

Проблемы автоматизации бизнеса в России

Котик лежит и даже не думает об автоматизации, у него и так все хорошо. Иногда, правда, наступают тяжелые времена, когда в миске заканчивается молоко. И в эти моменты "котик" - бизнес вместо того, чтобы начать автоматизировать процессы и вообще посмотреть на свой бизнес, начинает ругать всех и вся. Ну да, ладно, эта песня о другом.

Проблема автоматизации бизнеса в страхе и не желании управляющих компании брать на себя ответственность за результат.

Причины страха

Здоровый страх - это нормально, он присущ абсолютно всем людям и включает в нас защитные механизмы. Именно они бывают нашими спасителями и нашими врагами. Спасители потому, что останавливают нас и заставляют задуматься, прежде чем эмоционально принимать решение. А враги потому, что иногда очкуют по поводу и без.

Инвестиции в развитие бизнеса - это одна из тех вещей, когда наш мозг очкует по поводу и без. Понятно, что инвестиции и развитие бизнеса, и бизнес вообще - рискованы. Но и ставки соответствующие. Можно всю жизнь сидеть в болоте своего бизнеса с доходом среднего менеджера и бояться что-то сделать. А можно оценить риски, просчитать варианты и идти смело вперед.

Только инвестируя в развитие своего бизнеса можно масштабировать его и, как следствие, увеличить свой доход.

Почему автоматизация - главная инвестиция?

Что вообще такое "автоматизация бизнес-процессов"? Это настройка процессов таким образом, чтобы они выполнялись без участия человека (автоматические процессы) или с его минимальным участием (автоматизированные процессы). Разница между этими понятиями примерно такая же, как и между кофеваркой и кофемашиной.

Кофеварка - автоматизированные процессы - у вас прописан алгоритм того, что нужно сделать, чтобы получился кофе.

Кофемашина - автоматические процессы - нажали на кнопку и кофе готов. Кружку только не забудьте поставить. Все процессы машина сделала за вас.

Так и процессы бизнеса - какие-то можно автоматизировать с минимальной загрузкой сотрудника, какие-то можно сделать полностью автоматическими. И все это вместе, чтобы не путаться назовем все равно автоматизацией.

А соль всей этой системы состоит в том, что люди - ресурс низкоэффективный (по сравнению с компьютером) и очень дорогой. А еще они очень часто ошибаются, болеют, у них меняется настроение и все это негативно влияет на бизнес.

Правильная автоматизация бизнес-процессов позволит вам:

  • снизить нагрузку на персонал,
  • повысить эффективность работы персонала,
  • в процентном соотношении снизить косты на ФОТ.

Я не призываю увольнять людей. Если вы ими очень дорожите, просто масштабируйте свой бизнес. И ваш доход будет больше и у сотрудников работа будет сфокусированнее и все будут счастливы.

Автоматизация - главная инвестиция потому, что имеет самое большое плечо влияния на успех бизнеса.

Вспомнили Архимеда с его рычагом: "Дайте мне место, на котором я буду стоять, и я подвину Землю"? Так и в бизнесе, правильно настроенная автоматизация - ваш рычаг.

Что нужно для автоматизации?

Строительным материалом автоматизации является развитая IT-сеть, в которую могут входить все пункты, только часть или какие-то еще:

  • CRM-система - может быть мастер-системой или нет, если в компании есть более фундаментальное ПО. Например, Автоматизированная Банковская Система (АБС) в банках.
  • Мастер-система, если таковой не является CRM-система.
  • Фистема бухгалтерского учета.
  • Сайт, личный кабинет клиента и иные IT-продукты, предоставленные клиенту.
  • BI-система или любая аналитическая система, которая выполняет в вашей компании ее функцию.
  • Оборудование - это "железо", предназначенное, например, для производства.
  • ERP-, BPM- и иные системы, которые решают внутренние задачи подразделений. Например, в логистике - система управления грузами. Эти системы внедряются в зависимости от бизнес-процессов.
  • Системы, обслуживающие насущные потребности бизнеса, например, телефония, система документооборота и т.д.

Вся ваша IT-сеть должна быть правильно интегрирована между собой, чтобы стать единым механизмом. Как если бы вы взяли на работу отдел роботов. Также должны быть правильно настроены процессы внутри каждой системы, а также передача данных между системами. И все, что можно делайте автоматическим. Не забывайте только обвесить вашу сеть мониторингом, чтобы быстро отреагировать на неполадки (роботы тоже иногда болеют).

Как перестать бояться?

Все очень просто, как раз-два-три:

  • Поймите на сколько много у вас ручных процессов (это, как правило, узкие места). Рассчитайте необходимые инвестиции, сроки их окупаемости и влияние автоматизации на ваш бизнес. Для этого можно пригласить специальных людей. Поймите приемлем ли для вас получившийся при расчетах процент риска с учетом той выгоды, которую вы получите.
  • Пригласите специально обученных людей, чтобы автоматизировать процессы.
  • Отправьтесь в отпуск пока идет автоматизация. Так ваши нервы будут целей, а изменения компании пройдет более гладко. Любые глобальные изменения заставляют нас нервничать. Так почему бы не поменять волнительное ожидание на приятное путешествие.
Начать дискуссию