Кейс-гайд: создаем маркетинг-фундамент с нуля на ChatGPT. Часть 1. Анализ продукта
Первое: В процессе изучения кейса-гайда у вас могут проскакивать мысли типа:
Я подобное слышал(а)
Другой автор говорит иначе
Я считаю иначе/с этим не согласен(на)
Я слышал(а) другое мнение!
Х...я всё эти ваши нейросети 🤮
🤡
... и так далее
Я не заставляю вас менять свою точку зрения или от неё отказываться. Пусть она остается. Но она станет шире, если вы позволите себе непредвзято посмотреть еще на одну.
В споре далеко не всегда рождается истина. Чаще каждый оппонент просто начинает защищать свою точку зрения и тем самым углубляется в поиски подтверждений её правильности. То есть полностью закрывается от входящей информации. А вы сюда пришли попробовать новый подход.
Потому - просто смотрите, читайте и повторяйте, если хотите. Так эффект от изучения будет выше.
Второе: Нейросеть (искусственный интеллект) крайне полезный и эффективный инструмент для обработки данных и предоставления информации. Однако существуют ряд причин, почему важно включать реальных людей при разработке маркетингового фундамента продукта и в других ключевых аспектах бизнеса:
1. Контекст и опыт: Реальные люди обладают контекстом и опытом, которые не всегда могут быть учтены нейросетью. Они могут анализировать сложные ситуации, учитывая не только данные, но и социокультурные, экономические и политические аспекты.
2. Творчество и интуиция: Люди обладают способностью к творчеству и интуитивному мышлению, что может быть ценным в разработке новых и инновационных маркетинговых стратегий.
3. Социальные навыки и взаимодействие: Реальные люди могут эффективно взаимодействовать с другими людьми, включая клиентов и потребителей, что позволяет более точно понимать их потребности и ожидания.
4. Этика и ответственность: Разработка маркетингового фундамента и стратегии часто требует принятия этических решений. Люди способны осознанно учитывать социальные и моральные аспекты в своей деятельности, что особенно важно в бизнесе.
5. Обработка неструктурированных данных: Нейросети хорошо справляются с обработкой структурированных данных, но для анализа неструктурированных данных, таких как качество обслуживания или публичное мнение, лучше использовать способности реальных людей.
6. Анализ контекста: Взаимодействие с реальными людьми позволяет учитывать актуальные изменения на рынке и быстро адаптироваться к ситуации.
7. Эмоциональный интеллект: Реальные люди способны чувствовать и проявлять эмоциональный интеллект, что важно для эффективного маркетинга и взаимодействия с клиентами.
В интернете суета:
Нейросети заменят художников
Нейросети заменят художников
Нейросети заменят прграммистов
Заменят дизайнеров
Маркетологов
Юристов
Врачей ...
Нейросети заменят людей
Нейросети захватят мир 😂
Нет. Н Е З А М Е Н Я Т
Нет. Н Е З А Х В А Т Я Т
Всё. Уз-ба-гой-тесь!
Далее вы поймете почему...
Третье: Поскольку это не просто кейс, а кейс-гайд, я буду делать:
Я думаю, что это будет вам полезно. Особенно, если вы вообще новичок.
Постараюсь ничего не упустить, но если что, буду редактировать этот пост, добавляя пропущенные шаги и дополняя его ценными моментами.
И напоследок: работа с нейросетью - процесс творческий. Не заморачивайтесь. Пробуйте, экспериментируйте, задавайте дополнительные вопросы. Уточняйте. Будьте на позитиве. Улыбайтесь.
Будьте проактивными. Действуйте. Сейчас. Сегодня.
Я показываю свою логику. Так, как это делаю я. Вы делайте так, как вы считаете нужным. У каждого из вас может быть своя логика, своя методика, свои правила. В процессе практики вы сами поймете какие промпты использовать, как строить диалоги, как получать реально крутые результаты.
Я даю вам базу, изучив которую, вы сможете дальше самостоятельно масштабировать свое взаимодействие с нейронкой:
делать анализ целевой аудитории и конкурентов
составлять УТП и офферы
собирать контент-планы
писать посты
делать сторисы и рилсы
и так далее, и так далее и так далее...
...
Да все что угодно, вплоть до составления договоров и даже программирования!
Итак, поехали:
- Здравствуйте!
Проходите.
Присаживайтесь.
Рассказывайте...
На что жалуемся?
На самом деле про реальные боли Андрея я узнал на разборе в одном закрытом клубе. Там мы собственно и познакомились. И там такааааая боль😢
Ребят, поверьте, вы даже себе представить не можете. До слез.
Настоящая. Человеческая. Боль.
Мы созвонились. Говорили долго. Я еще раз очень глубоко проникся его болью. Как будто сам пережил его историю. Я полюбил его. Как человека. Как врача.
И это важно!
И я захотел ему помочь. Искренне. От души.
И вот только после этого, мы перешли к потребностям.
- Хорошо, Андрей. Что ты хочешь?
Боже, как я люблю такие ответы.
Четко. Конкретно. Понятно. Просто.
- Ты знаешь как это сделать?
Мы попрощались.
Но я попросил Андрея выполнить одно небольшое задание.
- Напиши мне, пожалуйста, исходные данные о себе.
Коротко, но емко:
Кто ты?
Про что ты?
Для кого ты?
В свободной форме. Просто, представь, что мы вдвоем зашли в лифт и едем вдвоем на кой-то там стопяцотый этаж в Москва Сити.
У тебя есть всего 30 секунд, чтобы рассказать о себе.
- Хорошо. Я понял. Сделаю.
- Жду. На связи
На следующий день Андрей мне выслал следующее.
Итак, знакомьтесь:
Я прочитал. Круть!
Пока грелся чайник, немного порефлексировал:
Вспомнил, что тоже когда-то хотел быть врачом
Подумал, что надо завязывать с алкоголем полностью. Даже по выходным и праздникам 🙂
Вспомнил недавного хейтера на vc.ru, которому явно нужен психиатр
Подумал, что хорошо, что Андрей мой клиент, а не я его 🙂
Вода вскипятилась. Я сделал себе много кофе - много сахара - много молока.
Врубил VPN и запустил ChatGPT.
Ну что, доброе утро!
У меня есть сотрудник. ChatGPT.
С зарплатой 20$ в месяц. Он не ноет. Не болеет. В отпуск не просится. Мозги не е...т. Точно никогда не уволиться. Работает 24/7. И делает точно то, что я у него попрошу. Без лишних вопросов.
По сути это мой цифровой клон.
Он уже достаточно хорошо мной обучен и понимает меня с полуслова.
Технически - это отдельное диалоговое окно (New Chat) в ChatGPT, которое я назвал "Я - маркетолог". Он всегда со мной в мобильном телефоне. И я всегда могу к нему обратиться за советом или поставить задачу.
Перед началом работы с клиентом, я сначала пишу ему. Делаю небольшой прогрев. Настраиваюсь эмоционально на нужный лад. Задаю настроение. Себе в первую очередь.
В этом диалоге ChatGPT назначена роль моего советника по маркетингу. Маркетолога с опытом работы более 15 лет. В общем в этот диалог я "скормил" ChatGPT исходные данные о себе. И теперь он - это нейро Я.
По сути, я работаю в 2-х диалоговых окнах.
В первом - роль маркетолога, во втором - роль клиента.
Я посоветовался...
Прикольно, что нейронка сразу "широкими мазками" задает вектор движения.
Честно говоря, я не всегда с ним согласен. Но прислушиваюсь.
Например, пунктом №1 стоит определение целевой аудитории, а пунктом №3 определение продукта. Ну вот не согласен.
У меня стратегия выглядит так:
Я работаю именно в такой последовательности. Тем более, что продукта у Андрея нет вообще. И даже вариантов нет. Поэтому я для начала решил сгенерировать возможные варианты продуктов в принципе. Продуктов, которые позволят получить Андрею желаемый результат в кратчайшие сроки.
Так. Роли ChatGPT я уже назначил. Теперь необходимо задать контекст. Чтобы контекст был максимально информативный и аргументированный, необходимо тщательно проработать промпт.
Тут я подумал, что для начала неплохо было бы доработать описание Андрея. Уточнить некоторые детали. Добавить чуть "больше жизни". Добавить сторителлинга, чтобы задать стиль и тон.
Например:
указать возраст
"долгое время" работал - это сколько
что делал
что еще умеет
где и чему учился
что разработал
кому и когда помог
...
Немного упростил некоторые формулировки
В общем итоговый промпт Андрея стал такой:
Вооот. Вот теперь я доволен промптом. Максимально исчерпывающая и в то же время компактное описание. Все четко, по делу. Ничего лишнего. Сама суть.
Отлично. Идем дальше...
Я "скормил" это промпт своему ИИ - маркетологу
Информация действительно стала более конкретная и понятная. Теперь можно приступать к реализации плана.
Обратите внимание. Сейчас нейронка поставила на первое место действительно разработку продукта. Вот что значит качественный промпт.
Ну что, перейдем к продукту?
Для начала, я еще раз уточнил роль, но уже более специфичную для конкретной задачи.
Роль: Действуй как продуктовый маркетолог с огромным опытом работы в исследовании, анализе продуктов и разработке продуктовых предложений для медицинской сферы.
Задача: Напиши возможные варианты продуктов, которые можно запустить для Андрея, чтобы достичь его цели.
Нейросеть выдала мне возможные варианты продуктов общими направлениями.
Критерии выбора приоритета так же просты. Быстрая реализация с минимальными затратами. Если коротко, запустить MVP.
Я решил обсудить это с Андреем. Мы созвонились и решили, что наиболее короткий путь к лидам - это онлайн-курсы и вебинары и консультации.
Мы согласовали план погружения в продукт. И я стал копать дальше. Но, перед тем как уточнить направление, я все таки запросил идеи конкретных продуктов.
В общем для собственного успокоения, я сгенерил 50 вариантов возможных продуктов.
Открыл Google Docs (Таблицы). Создал файл Андрей - Запуск. Сделал первую вкладку - Возможные продукты и занес все в таблицу.
После чего прошелся по всем продуктам и пометил цветом ячейки:
зеленым - ДА
желтым - ВОЗМОЖНО
красным - НЕТ или СЛИШКОМ ДОЛГО
Из всех предложенных вариантов и путем уточнения я выбрал 2 продукта:
1. Сервис удаленной консультации с наркологом: Онлайн-платформа, которая позволит пациентам получать консультации и поддержку от наркологов удаленно, без необходимости посещения клиники.
2. Онлайн - курс "Психотерапия зависимостей": Курс, который предлагает комплексную методологию для работы с клиентами, страдающими от различных видов зависимостей.
Я еще раз созвонился с Андреем. Мы обсудили все варианты и он согласился с моим выбором.
Отлично. Копаем глубже.
Все данные занес в таблицу
Отлично. Базовое описание продукта готово.
Я чуть-чуть зашел дальше. Просто интересно стало. Почва для размышления.
Запросил офферы
Запросил потенциальные сегменты целевой аудитории
Запросил общие выводы об аудитории в целом
Запросил 10 вариантов названий продукта. На английском. Еще и на русском
Короче, немного побаловался. Все это интересно. Но это уже другая история.
Перерыв закончился и я вернулся к главному - анализу продукта.
Итак,
с основным продуктом мы разобрались - Сервис удаленной консультации с наркологом. Сделали его базовое описание. Приступаем к детальному исследованию продукта.
Ну что же, приступим наконец-то к интервью?)
Ага, неа
Прежде чем приступить к интервью, я все-таки решил сгенерить потенциальные сегменты целевой аудитории. Без исследования. Просто сегменты и их описания, Для чего? Чтобы составить исчерпывающий промпт для анализа продукта.
Задав соответствующую роль, я через минуту получил нужные данные
Данные занес в таблицу
Исследование аудитории мы сейчас проводить не будем. Это очень масштабная тема будет раскрыта во второй части кейса-гайда. Поэтому я просто внес сегменты в таблицу для последующей работы.
Сейчас я проведу интервью с самим Андреем - человеком, который лучше всего знает потенциальный продукт.
И вот теперь приступаем непосредственно к интервью.
Первое, что я сделал, это отобрал список вопросов. Часть вопросов я взял из 117 вопросов БМ. Взял только те вопросы, которые имеют непосредственное отношение к продукту. Потом открыл майнд-карту исследования продукта и забрал оттуда левую часть карты, которая также относится к продукту.
В итоге у меня получилось 44 вопроса для интервью. Вот они:
Вопросы для исследования:
1. Что вы продаете? Зачем и в какой ситуации это покупают?
2. Какую проблему в жизни или в бизнесе ваш продукт решает?
3. Почему клиенты покупают именно ваш продукт?
4. Расскажите как устроен продукт? Из каких частей он состоит?
5. Каков принцип работы продукта?
6. Распишите по этапам или по логическим элементам вашу услугу?
7. Сравните товар или услугу с аналогами. Честно укажите преимущества и недостатки
8. Как выглядит упаковка и дополнительные материалы, которые идут с основным товаром или услугой? (инструкции, буклеты, запчасти, подарки, отчеты и т.д.)
9. Расскажите все, что знаете по каждому из этапов жизненного цикла, а именно:
- Из какого сырья и материалов производится товар?
- Где, кем и как они изготавливается?
- Как продукт хранится на складе?
- Что можете сказать про выкладку на полках в торговом зале или на сайте?
- Как происходит эксплуатация и использование клиентом? Есть ли на данном этапе какие то позитивные или негативные моменты?- Что можно сказать про стадию после использования программы?
10. Используете ли вы уникальные материалы?
11. Владеете ли вы уникальными технологиями и методиками?
12. Являетесь ли вы держателем патента?
13. Можете ли вы разобрать продукт или услугу и описать его?
14. Работают ли с вами уникальные, единственные в своем роде специалисты?
15. Какие есть секреты, ноу-хау и ньюансы, которые больше никто не использует?
16. Укажите те детали и мелочи в продукции или услуге, по которым можно судить о безупречном качестве.
17. Чем обеспечивается это качество, за счет чего?
18. Почему пользователь должен хотеть на продукт?
19. Какие проблемы у нашего потенциального клиента?
20. Каким образом потребитель их решает прямо сейчас?
21. С чем он сталкивается при решении этих проблем?
22. Если потребитель не будет решать проблему, как усугубится его проблема?
23. Как поменяется жизнь после потребления вашего продукта?
24. В чем конкретно выражается удовольствие?
25. Как он себя чувствует?
26. К чему он пришел после потребления продукта?
27. Что он видит?
28. Как реагируют окружающие на его изменения?
29. Как человек изменился внутри себя?
30. Как потребитель может охарактеризовать себя после потребления продукта?
31. Каких эмоций хочет ваш потребитель продукта?
32. Что ему нужно увидеть, услышать, узнать, чтобы получить эту эмоцию?
33. Что плохого у потребителя было до продукта?
34. Что хорошего у потребителя стало после продукта?
35. Почему потребитель должен доверять вам?
36. Почему потребитель должен доверять вашему продукту?
37. Кто может порекомендовать вас и ваш продукт?
38. Что потребителю может рассказать о безупречном качестве вашего продукта?
39. Смысловая упаковка вашего продукта. Что это? И в чем уникальность продукта?
40. На что люди должны обратить особое внимание?
41. Что срезонирует у людей больше всего в предложении вашего продукта?
Хочу обратить внимание, что я умышленно не стал убирать вопросы из пункта 9:
- Из какого сырья и материалов производится продукт?
- Где, кем и как они изготавливается?
- Как продукт хранится на складе?
- Что можете сказать про выкладку на полках в торговом зале или на сайте?
Наш продукт цифровой. Он не хранится на складе и не выкладывается на полках. Но я же экспериментатор и решил проверить, заметить ли это нейронка. Заметила конечно.
Также некоторые вопросы, одинаковые по своей сути, я продублировал. Хотел проверить нейросеть на честность). Проверку прошла. Все честно.
Итак, я готов к интервью. ChatGPT всегда готов и ждет от меня промпт.
Промпт получился такой:
Я закинул его в диалог и тут Упс:
Как это исправить? Легко. Просто делим промпт на части
Я так и сделал
Сервис разделил мой промпт на 3 части и я строго по инструкии "скормил" их в диалог.
Интервью началось.
Время 16:05. Неплохо было бы уже пообедать. Поставил разогреваться еду и делать салат. Периодически подходил к макбуку и закидывал следующие вопросы.
15 минут. Обед готов. Интервью тоже 🙂
Через 40 минут я вернулся к монитору.
Теперь крайне важно провести фактчекинг и проверить все ответы на адекватность и релевантность.
Примерно 1,5 часа у меня ушло на эту процедуру. Я внимательно читал все ответы. Проверял. Уточнял, если нужно. Но в целом это потребовалось несколько раз. И то скорее для дополнения, а не для правки.
Ответы оказались четкими, конкретными, структурированными. обоснованными.
Я скопировал все данные в таблицу для дальнейшей работы.
На этом всё.
Казалось бы.
Однако Бешеной собаке семь вёрст не крюк (с) 😂😂😂
Мне не давала покоя одна мысль. А как сам Андрей ответит на эти вопросы?
Человек vs. Нейросеть. Кто кого?
Я позвонил Андрею и попросил ответить на все 44 вопроса.
Без лишних слов. Смотрите, что получилось. Случайные скрины.
Слева Нейросеть - Справа Андрей
18:44. Анализ продукта закончен
P.S. У нас остался неразобраным второй продукт - Онлайн - курс "Психотерапия зависимостей"? Но мы решили отложить его немного на попозже. Однако я выделил еще полчаса времени и кое-что накидал.
Нейросеть уже неплохо обучена под проект. Поэтому дальше нужно просто задавать роли и ставить задачу.
Пока это наброски. Информация для размышления.
Что я сделал, видно на скрине
Что дальше?
А дальше Часть 2. Глубокое Исследование Целевой Аудитории.
Кастдэвы. УТП. Офферы. Лид-магниты и так далее. Вот там начинается самое интересное. Не пропустите 2-ю часть, ну и последующие тоже.
У меня на сегодня все. Спасибо за внимание✌
Закрыл комп. Ушел. На связи...
Полезные Ссылки:
Хотите научиться маркетингу и не только? 👉 ПРОСТО клуб
Очень круто. Жду вторую часть.
Сам сейчас стою на перепутье и хочется запустить продукт, но понимаю что без таких исследований - бесполезно.
Буду ждать продолжения. Когда ориентировочно получится сделать?
Кстати по мне это настолько крутой материал что на него надо трафик лить))