Итоги работы краудплатформы Lender Invest в сегменте e-commerce в 2023 году
В 2023 году рынок электронной коммерции повторил тенденции стремительного роста, которые демонстрировал на протяжени последних лет. Самым быстрорастущим сегментом оставались маркетплейсы. В течение года активно росла база селлеров, многие масштабировали свой бизнес и выходили на новые направления, привлекая для этого дополнительные инвестиции.
По оценке экспертов платформы Lender Invest, в 2023 году больше всего средств от общего портфеля привлек именно сегмент e-commerce (маркетплейсы): 260 млн рублей. Это направление стало новым для платформы, было запущено в марте 2023 года. Всего для финансирования на Lender Invest доступны три категории - «грузоперевозки», «маркетплейсы» и «развитие бизнеса». Совокупный кредитный портфель по итогам 2023 года составил 590 млн рублей.
Наиболее востребованными нишами, по данным исследования Tinkoff eCommerce и Data Insight, на популярных российских маркетплейсах по итогам 2023 года стали направления мужской и женской одежды, а также товары для дома. Селлеры из этих сегментов чаще всего обращались за финансированием на краудплатформу - 73% от общего объема привлеченных инвестиций в разделе электронной коммерции. Самым продаваемым товаром направления одежды стало женское коктейльное платье, а в категории товаров для дома лидерами продаж стали пятновыводители и ролики для одежды.
Также в этих сегментах фиксируются самые большие чеки. Средний размер оферты по маркетплейсам в 2023 году составил 5 млн рублей, а максимальный — 20 млн рублей. При этом дефолтность займов таких компаний не превышает 0,02% от общего портфеля краудлендинговой платформы.
Среди ключевых проблем селлеров на маркетплейсах эксперты Lender Invest отмечают недостаток возможностей для быстрого финансирования бизнеса e-commerce.
По итогам 2023 года, по данным исследования Tinkoff eCommerce, все крупные российские маркетплейсы отмечали прирост количества продавцов в среднем на 25-30%. Основными причинами являются простота и сравнительная дешевизна выхода на рынок. Несмотря на ужесточение правил работы в электронной коммерции, а также увеличение комиссий, эксперты платформы Lender Invest прогнозируют сохранение тенденции роста количества селлеров. По данным сервиса аналитики и управления продажами на маркетплейсах MPStats, динамичнее развивались сегменты продавцов с выручкой от 500 000 до 1 млн, от 1 до 2 млн и от 300 000 до 500 000. Прирост доли по итогам 9 месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года составил 2,8%, 2,7% и 2,5% соответственно.