{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как создать реально продающую выкладку: 6 шагов для создания идеальной планограммы

Необходимый минимум знаний для создания продающей выкладки. В конце статьи — пошаговая инструкция со всеми пунктами, которая позволит сделать продающую планограмму.

Планограмма = эффективность бизнеса

Планограммы помогают организовать сквозной процесс по управлению ассортиментом, его выкладке, анализу, повышая эффективность бизнеса.

Владлен Дворянский, эксперт по мерчандайзингу Lasmart

Планограмма — визуальная презентация выкладки товаров на торговом оборудовании, разработанная с учетом стандартов компании, с целью привлечения внимания покупателей к выкладке и увеличения продаж.

Цели создания планограммы

● Увеличить товарооборот;

● Повысить размер среднего чека;

● Рассчитать презентационный запас товаров для его заказа;

● Сформировать и оптимизировать стандарты выкладки;

● Выполнить коммерческие договоренности с поставщиками;

● Контролировать наличие товаров в торговой точке;

● Контролировать выкладку товаров согласно планограмме;

● Контролировать размещение POS-материалов.

Принципы выкладки

Грамотно сформированная планограмма выкладки товаров должна отвечать пяти базовым принципам мерчандайзинга: достаточность, наглядность, системность, эффективность, а также совместимость.

● Принцип достаточности выкладки предполагает наличие на торговом оборудовании всего ассортимента товаров, с учетом уровня спроса и продаж, торговой площади помещения, габаритов оборудования, поведения покупателей, сезонности и других факторов.Принцип достаточности заключается не просто в размещении ассортимента на оборудовании, но и в том, чтобы верно определить количество фейсов каждого SKU, в рамках каждой единицы торгового оборудования.

● Принцип наглядности выкладки. Покупатели любят выбирать товар визуально и это надо учитывать при формировании планограммы. Поэтому, чем ярче и заметнее презентованы товары: внешний вид товаров, торгового оборудования, выкладка, освещение – все это будет напрямую влиять на продажи.

● Принцип системности выкладки заключается в группировании выкладки взаимосвязанных товаров для “комплексной покупки”. К примеру, товарная группа «Чай/кофе» традиционно располагается рядом с кондитерскими изделиями, а товарная группа «Охлажденное мясо» рядом со специями и соусами.Следуя принципу системности выкладки, можно создавать целые торговые зоны товаров одной категории, назначения, торговой марки и ценового сегмента.

● Принцип эффективности выкладки при разработке планограмм заключается:

- в увеличении уровня продаж с учетом минимизации затрат на товары; в увеличении оборачиваемости товаров

- в увеличении количества покупателей

- в уменьшении времени, затраченного покупателями на поиск товара

- других факторах

● Принцип совместимости. С помощью этого принципа при разработке планограммы выкладки, можно избежать нарушения товарного соседства и некорректной визуальной презентации.

Следуя принципу совместимости специалисты по мерчандайзингу формируют зонирование в торговых точках по товарным группам и отделам.

А для формирования планограмм используют ассортиментные матрицы, сформированные по товарным группам/подгруппам.

При формировании планограмм также учитывается фактор совместимости продуктов при хранении. Не все плоды овощей и фруктов можно хранить в одном объеме, так как они могут влиять друг на друга, выделяя и поглощая вещества и запахи, которые могут повлиять на качество продукции.

К примеру, авокадо необходимо держать вдали от продуктов, вырабатывающих этилен! А запах ананасов также может губительно влиять на авокадо!

Владлен Дворянский, эксперт по мерчандайзингу Lasmart

Как создать «идеальную» планограмму выкладки в торговой сети?

Подготовительная часть

Для подготовки "идеальной планограммы" не обойтись без предварительной работы. Специалистам по мерчандайзингу необходимо обладать всей информацией по товарам и оборудованию, знать стандарты компании по принципам выкладки и проведению ротаций.

Только на основе этих данных можно получить эффективную планограмму выкладки.

Итак, что необходимо сделать:

Собрать информацию о торговом оборудовании, которое есть в наличии в торговой сети: количество каждого типа оборудования, габаритные характеристики, число полок, крючков, доп. элементов.

Сформировать флор-планы с расстановкой торгового оборудования и зонированием в разрезе товарных групп/подгрупп

Произвести расчет количества посадочных мест по каждой товарной группе и подгруппе.

В рамках посадочных мест, рассчитать мин/максы по товарным группам/подгруппам.

Провести оптимизацию ассортимента по количеству SKU по группам/подгруппам с учетом согласованных мин/максов.

В стандартах компании зафиксировать периодичность проведения ротаций ассортимента. К примеру, 1 раз в месяц.

Разработать «Стандарт с базовыми принципами выкладки» и «Стандарт выкладки по товарным группам/подгруппы»:

«Стандарт с базовыми принципами выкладки» должен содержать общий набор правил выкладки для всего ассортимента товаров: правило"двух пальцев", правило выкладки товаров блоками, правило "лицом к покупателю", принцип "FIFO", принцип наглядности и т.д.

«Стандарт выкладки по товарным группам/подгруппы» должен содержать информацию по выкладке для каждой товарной группы/подгруппы в разрезе блоков выкладки по свойствами товаров в определенной последовательности.

Инструкция, как создать планограмму на практике

А вот и наглядные шаги к своей первой продающей планограмме!

Существует много программ для их разработки: Excel, Visio, Power Point и специализированные онлайн-сервисы. Более 15 лет я управлял мерчандайзингом в торговых сетях разных форматов и внедрял различные программы для презентации выкладки товаров.

На основе своего опыта, могу порекомендовать программу Lasmart SpacePlanner.

Снизу прикреплю примеры 2D и 3D планограмм, созданных в SpacePlanner.

Пример планограммы в сервисе Lasmart SpacePlanner: 3D визуализация
Пример планограммы в сервисе Lasmart SpacePlanner: 2D визуализация

6 шагов по созданию идеальной планограммы

Перед созданием планограммы в сервисе Lasmart SpacePlanner импортируйте данные в сервис с помощью специализированных шаблонов:
● Справочник товаров с информацией о кодах, наименованиях, габаритах, свойствах ассортиментных позиций в вашей торговой сети;
● Фотографии товаров;
● Ассортиментные матрицы по товарным группам/подгруппам;
● Данные продаж и остатков за необходимые периоды

Шаг № 1: Создайте планограмму с наименованием

Шаг № 2: Добавьте торговое оборудование

Шаг № 3: Сохраните планограмму и шаблон торгового оборудования

Шаг № 4: Заполните торговое оборудование товаром

Шаг № 5: Оптимизируйте выкладку товаров с помощью тепловых карт "Аналитики по свойствам"

Шаг № 6: Проанализируйте выкладку товаров с помощью ABC-анализа

Готово! Примеры с «Идеальной выкладкой товаров» можно увидеть ниже:

Пример "идеальной" выкладки для товарной группы "Вино"
Пример "идеальной" выкладки для Fashion-ритейла
Пример "идеальной" выкладки для парфюмерии
Пример "идеальной" выкладки для витрины с кулинарией

Заключение

Надеюсь, этот материал будет вам полезен и поможет создать по-настоящему рабочую и продающую выкладку для вашего бизнеса!

Кстати, SpacePlanner предлагает попробовать свой продукт бесплатно на 14 дней, получить доступ можно здесь!

Как вам материал? Полезно было прочесть? На ваш взгляд, идеальная планограмма — это какая? Пишите в комментариях!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда