{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Парадокс Парето⁠⁠

"Принцип Парето” был назван Джозефом Джураном в честь известного итальянского экономиста Вильфредо Парето. Парето сделал удивительное открытие - 80% всего земельного фонда Италии принадлежит 20% населения.

Именно отсюда пошла самая известная формулировка принципа - “20% усилий дают 80% результата”. Раньше я писал, что важен сам принцип “значительности немногого и незначительности многого”, а не конкретные пропорции.

Возникает закономерный вопрос, если небольшая часть прикладываемых усилий дает лучший результат, почему не концентрироваться исключительно на них?

Например, 80% прибыли компаний поступает от 20% клиентов (товаров). Давайте не будем тратить силы и средства компании на 80% клиентов, которые дают так мало “денек”. Даже если такое соотношение действительно работает, то возникают 2 проблемы.

Первая проблема. Найти эти заветные 20%.

Сначала надо сформировать хоть какую-то клиентскую базу, а уже после это проводить анализ. Когда компания начинает работать с потребителем, не сразу становится ясно, что “вот он мой золотой клиент, именно он будет приносить мне большую часть прибыли”.

Вторая проблема. Низкая диверсификация.

Допустим, мы нашли одного клиента, который дает 95% всей прибыли. Что будет, если он решит перестать сотрудничать с Вашей организацией или просто уйдет с рынка?

Та же картина с товарами. Мало кто пойдет в супермаркет, в котором пустые полки, зато реализуются 20% “успешных” товаров. Хотя здесь есть и исключение. Например, интернет магазин может позволить себе отказаться от 80% ассортимента, чтобы максимизировать прибыль.

В любом случае Вы остаетесь с очень узкой группой товара, дающей до 100% прибыли. Любые изменения рыночной конъюнктуры могут стать для Вас фатальными.

Нефтегазовый парадокс России

По официальным данным Росстата в отраслях, связанных с добычей полезных ископаемых занято всего 1,6% трудоспособного населения страны. Удельный вес основных энергетических товаров в 2022 году составил 63,5% в товарной структуре экспорта.

Нефтегазовая отрасль обеспечивает от 27% до 45% всех поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации.

Если бездумно фокусироваться на принципе Парето, то всей стране надо бежать на добычу нефти и газа. Но это лишь верхушка айсберга. Ресурсы проходят длительный процесс от добычи до продажи. И на каждом этапе происходят сложные взаимодействия между компонентами системы.

Ключевое свойство сложных систем в том, что поведение совокупности невозможно предсказать, исходя из ее компонентов. Взаимодействия влияют на систему больше, чем природа каждого ее элемента. Изучение отдельных муравьев почти никогда не сообщает нам, как действует муравейник. Чтобы это понять, нужно смотреть на сам муравейник, не больше и не меньше; муравейник — не совокупность муравьев. Такое свойство целого называют «непредвиденным»: части и целое различаются, потому что важнее всего взаимодействие между частями

пишет Нассим Талеб

Любая сложная система состоит из набора параметров, которые распределяются неравномерно и постоянно взаимодействуют друг с другом. И любое вмешательство, даже по “Парето”, может нарушить этот хрупкий баланс.

Подписывайтесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Еще больше экономики и котиков в Телеграмме

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда