{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как запоминать всё прочитанное. Как я организовал свою базу знаний в Obsidian⁠⁠

Знание - сила и чтение один из способов получить эту силу, но легко забыть, что в вопросе потребления информации важно не количество, а качество. Если прочитать 10 книг за неделю, то максимум, что вы получите это головные боли и усталость и никакой новой информации.

Количество усвоенной информации прямо пропорционально количеству сил, которые были потрачены на изучение, обработку и осознание принимаемой информации.

Чтобы эффективно обучиться чему-то нужно сфокусировать своё внимание на обработку материала и удостовериться, что вы действительно всё поняли.

Звучит очевидно, не так ли? Обычно приходится снова проговаривать вещи, которые и так (должны) быть всем известны.

## Как писать, чтобы легко запоминать?

Если вы читаете эту статью после моей предыдущей про полезные заметки, где я объяснял принципы чтения и ведения базы знаний (вот ссылка: тыц), то вы уже знаете, что самой наглядной формой обработки информации является письмо, структурирование идей и мыслей на бумаге. Но речь идёт не про простое переписывание, а пересказ своими словами. Так физик и лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман однажды сказал, что он может определить, понял ли он что-то, только если прочитает вводную лекцию по данному вопросу.

Выше на фото Ричард буквально объясняет на пальцах физику.

То есть, Ричард будет уверен в своём понимании темы, если он сможет о сложном говорить просто. Если вы просто на слух перепишите лекцию, то вы вряд ли что-то поймёте, вам нужно в первую очередь слушать и понимать, научиться предмету самому, обработать входящую информацию. А потом вы уже можете проверить свои знания объясняя кому-то усвоенный материал или записывая ваши наблюдения на бумагу.

Однако самостоятельные факты ничего не стоят. Знание - это связанная цепь из фактов, как нейроны в мозгу. И как раз для этого Ричард Фейнман и Николас Луман вели внешнюю картотеку из заметок. Их мыслительный процесс находился в ящике - они наглядно видели множество своих заметок на столе и соединяли одну идею с другой, что потом и создавало цепь, сеть, паутину, базу знаний.

Нам не обязательно заводить бумажную картотеку из-за её громоздкости, хотя это не пугало Лумана и он успел накопить 90 тысяч заметок, которые сейчас хранятся в одном из немецких музеев. Я использую программу Obsidian.

## Что такое Obsidian и как его использовать?

Obsidian - бесплатный текстовый редактор, который создавался как раз для соединения множества заметок-файлов. Он выделяется среди других программ для ведения заметок тем, что он:

  • Бесплатный,
  • Хранит файлы на вашем компьютере и работает без интернета
  • Настраивается за несколько шагов
  • Если вам не хватит функционала, то можно установить расширения, которые добавят новых функций и синхронизаций с другими приложениями.
  • Многооконный режим работы
  • Автоматическое исправление ссылки из одного файла в другой, если вы поменяли его имя
  • Удобный поиск, который найдёт нужное слово даже с ошибкой
  • Настраиваемый внешний вид
  • И самое прикольное, визуальный граф со связями между заметками

Ссылка на сайт для скачивания Obsidian: тыц

Сам визуальный граф, как пример, то что я успел написать за 6 месяцев

### Создание хранилища

После установки программа предложит вам создать своё хранилище - выбрать папку, в которой вы будете создавать заметки и хранить файлы

Все необходимые действия расписаны, вам будет не трудно начать работу с программой. Перейдём к самой организации базы знаний:

Вас встретит такое окно, для начала давайте зайдём в настройки, чтобы подготовить все инструменты для дальнейшей работы:

Перейдите в раздел "Встроенные плагины" и активируйте следующие функции в большом правом окне напротив:

  • Панель тегов
  • Предпросмотр страницы
  • Случайная заметка
  • Шаблоны
  • НЕ включаем уникальный идентификатор, они были нужны для физической картотеки, для цифрового варианты они будут только мешать.

Пока выйдем из меню настроек и создадим пару папок с помощью кнопки сверху:

Нам хватит всего четырёх папок:

  • Папка для заметок
  • Папка для скопированных изображений
  • Папка для источников (файлы с книгами, к примеру)
  • Папка с шаблонами

Назовите их как вам нравится. Я пронумеровал их от "01" до "02", чтобы получить тот порядок папок, который мне удобен

Вернёмся в меню настроек, чтобы настроить удобную работу с папками и файлами:

Перейдите в подпункт "Файлы и ссылки" и включите "Всегда обновлять внутренние ссылки" и переключите в пунктах "Место для новых заметок" и "Место для вложенных файлов" на "В папке, указанной ниже" и выберите нужную вам папку

Если вы хотите придать заметкам красивый вид, то вы можете добавить в текст символы, которые отвечают за определённый эффект:

* Звёздочка впереди предложения для списка

1) Номер со скобкой для пронумерованного списка

От одной решётки для большого заголовка

до шести для самого маленького

**По две звезды с каждой стороны слова, предложения для жирности**

И самая важная часть, [[двойные скобки]] для создания ссылки к уже существующей или нет заметке

Если вы не видите эффекта на предыдущих примерах, то похоже, что сайт где вы читаете эту статью не поддерживает эти стили, скопируйте их в obsidian или другой сервис, который поддерживает markdown.

Если вы всерьёз взялись за написание заметок, то я вам посоветую использовать шаблоны - заготовленные формы для заметок, вот как выглядит шаблон у меня:

После применения шаблона, с помощью кнопки в левом столбце программы или горячей клавиши, в заметку будет вставлена такая форма где:

  • Вместо "note" будет имя файла
  • Альтернативные имена заметки, aliases. Подробнее тут: тыц
  • Поле "Тег" я использую для хештегов, которые помечают статус заметки (#Входящие,#Требует_рассмотрения и подобное)
  • После идёт поле для самой заметки
  • Поле "Zerolinks" я использую для нулевых тегов - они отображают не идею, а общие понятия 00-Информатика, 00-Книги, 00-Мозг, иногда даже что-то более абстрактное 00-Радость, 00-Любовь, используйте их почаще, чтобы чаще находить связи между заметками
  • "References" используется для источников, которые были использованы для написания этой заметки, я указываю не только другие заметки, но и прочитанные книги, статьи, выжимки из которых находятся в других заметках. Можно ссылаться и на файлы, например всё те же книги

## Итог и советы

С этого я начинал создание и формирование своей базы знаний. Вот ещё несколько советов по теме:

  • Не знаете о чём писать заметку? Начните с краткого содержания прочитанной книги, статьи или может вам просто попалась интересная мысль? - тогда распишите все интересующие вас идеи своими словами, добавьте теги и нулевые теги и ваш старт уже готов
  • Не бойтесь создавать заметки - это компьютер, ему не будет больно, если вы удалите один или два файла. Плохая идея - потерянная идея. Николас Луман не боялся и вы не бойтесь, его картотека насчитывает около 90 тысяч написанных рукой заметок
  • Не торопитесь использовать сторонние плагины или приложения-дополнения. Пусть система растёт и усложняется в соответствии вашим нуждам, вы всегда сможете всё поменять, переделать под себя. Вы сами почувствуете когда вам действительно не будет хватать функционала
  • Не удаляйте старые заметки. Если вы пометили в одной заметке, что небо синее, а в другой, что оно красное - лучше сделайте ещё одну заметку, которая соединит эти две и объяснит, где вы были неправы, учитесь на старых ошибках.
  • И наконец, создание своей картотеки, базы знаний - это процесс постепенный и который привязан к вам и вашим знаниям. Не стоит просто копировать текст в заметку - вы ничего не запомните. Воспринимайте вашу сеть как ваш второй мозг, который не хранит информацию, а лишь готов напомнить, то что вы уже выучили

Спасибо за прочтение статьи, если вам понравилось и вы хотите ещё, то переходите в мой телеграмм канал, где я делюсь дополнительными материалами и даю знать, если я написал новую статью или выпустил новый ролик

0
1 комментарий
славон слава

мегареспект! До этого и читал про него, и ставил, но как высечь искру не знал. Теперь появилась надежда не просто хранить свалку , а еще и анализировать. ну и передать друзьям и потомкам.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда