Рейдерский захват компании «Bona Fide»: как у предпринимателя угнали товарный знак стоимостью в 45 миллионов рублей

На примере дела «Bona Fide» разбираемся, как предпринимателю защитить себя от кражи бренда и что делать, если проблемы уже начались. Учимся на чужих ошибках: смотрим в законы, судебную практику и базы Роспатента.

Знакомьтесь: Вадим Иванов, он же «Доча». Создал бренд спортивной одежды «BonaFide», построил собственное производство и вырастил компанию до оборотов в несколько сотен миллионов рублей. На фабрике в Санкт-Петербурге компания выпускает лосины, купальники, костюмы и другую спортивную одежду для девушек.

В 2018 году Вадим нанял в компанию директора. Сначала все шло по плану, но потом в компании начались проблемы с деньгами. Спустя год в компании разгорелся конфликт и дальше события развивались как в сериалах по НТВ.

Как рассказывает Вадим, через подписание подложного устава и ряд других махинаций у него сначала выманили 20 миллионов рублей, потом вывезли товар со складов еще на 72 миллиона и теперь увели товарный знак. Сейчас с помощью товарного знака новые правообладатели пытаются остановить работу компании Вадима.

У себя на ютуб-канале Вадим открыто рассказывает и показывает историю с самого начала со всеми документами, скриншотами переписок и записями разговоров.

Понятное дело, что в любом конфликте есть две стороны. Выяснять, кто прав, будут суды и полиция. Мы тем временем на примере дела «Bona Fide» попробуем разобраться, как уводят товарные знаки, чем это опасно, и как не попасть в подобную ситуацию. Учиться на чужих ошибках дешевле, чем на своих — давайте заглянем в базы Роспатента, законы и судебную практику и посмотрим, как все это устроено.

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151. Возможно, мы с вами уже знакомы: вы могли видеть мои прошлые публикации о патентах, товарных знаках и франшизах на vc.ru или может быть заглядывали в мой канал в телеграме. Я надеюсь, что эта публикация поможет предпринимателям обезопасить себя и свою компанию.

Хроники «Bona Fide»: угон, блокировки, суды и расщепление бренда

В мае 2015 года Вадим открывает компанию ООО «Одежда Дочаком». В 2016-2017 годах компания регистрирует в Роспатенте три товарных знака «Bona Fide»: название, логотип № 1 и логотип № 2

В 2018 году Вадим нанимает в компанию генерального директора. Директор выкупает 15% доли в компании, 85% остаются у Вадима. Вадим занимается продуктом и маркетингом, директор — текущей работой.

Завязка конфликта

К лету 2019 года «Бона Файд» захлестывают проблемы: компания накапливает долгов на несколько десятков миллионов рублей и попадает в кассовый разрыв. Вадим покрывает недостачу своими деньгами, а к эффективности работы директора у него возникают вопросы.

Вадим ставит вопрос ребром: или директор решает все вопросы и работает нормально, или Вадим выкупает у него назад долю и решает все проблемы сам. В итоге останавливаются на первом варианте — директор получает последний шанс исправить ситуацию.

Подводные камни в уставе

Первым делом директор берется за документы. Он приводит в компанию нового юриста и предлагает внести изменения в устав, ссылаясь на некие изменения в законах. Не особо вникая в детали, Вадим подписывает устав и продолжает заниматься своими делами.

Тогда Вадим еще не знал, что всего через полгода эта подпись будет стоить ему компании.

«Мне приносят новый устав, я его подписываю, затем они берут титульник от этого устава и кладут его к совершенно другому уставу, его и несут в налоговую» — Вадим Иванов

Дальше, как показывает Вадим, у него сначала выводят 20 миллионов рублей, а потом вывозят товар еще на 72 миллиона. Всю историю Вадим публикует у себя на канале. Кажется, это первый рейдерский захват, который мы с вами наблюдаем практически в прямом эфире.

«Угон» товарных знаков

Стоимость товарных знаков обычно рассчитывают в размере примерно 10-30% от выручки товаров, которые продаются под зарегистрированным брендом. По открытым данным выручка ООО «Одежда Дочаком» за 2019 год составила почти 200 миллионов рублей. Поэтому когда Вадим говорит, что эксперты оценивают товарные знаки «Bona Fide» в 45-60 миллионов рублей, то у нас нет оснований ему не доверять.

Но у наемного директора другой взгляд на цену бренда, созданного Вадимом. За 500 000 рублей, в сто раз дешевле оценки экспертов Иванова, директор продает все товарные знаки «Bona Fide» другому предпринимателю. С Вадимом передачу товарных знаков никто не согласовывает — судя по всему новый устав компании этого и не требует.

Один договор на три страницы — и Вадим теряет право на бренд «Bona Fide», который создавал пять лет. Говорит, что даже эти номинальные 500 000 рублей из договора его компания так и не получила

Дальше директор отправляет договор на регистрацию в Роспатент. Вадим узнает об этом и отправляет следом в Роспатент письмо с протестом, но уже поздно: переход права регистрируют, сделка состоялась. Теперь бренд «Bona Fide» больше не принадлежит создателю.

Телефон Эппл может стоить заоблачных цен, хотя его железо не дороже обычного телефона, тем не менее люди молятся на этот телефон — эта разница и есть бренд. Именно он придает ценность всему, что вы производите. Товарный знак — это и есть по сути компания. И этот бренд у меня украли.

Вадим Иванов, Создатель бренда «Bona Fide»

Казалось, что хуже уже некуда, но тут из судов постучали.

Суды и блокировка работы ООО «Одежда Дочаком»

С помощью товарных знаков новые правообладатели начинают останавливать работу компании Вадима.

Сначала они направляют запросы на блокировку страниц «Bona Fide» в Вконтакте, Инстаграме и Фейсбуке. Следующая мишень — магазин «Bona Fide» на Вайлдберрис, именно через Вайлдберрис идет 70% от всех продаж компании Вадима.

В одной из своих прошлых публикаций «Что нужно знать о товарных знаках, чтобы продавать товары на маркетплейсах и не попасть в суд, на компенсации и штрафы» я рассказывал, как маркетплейсы реагируют на нарушения товарных знаков поставщиками и показывал примеры реальных договоров и судов.

В основном маркетплейсы перекладывают ответственность на самих поставщиков и отправляют предпринимателей выяснять отношения в суд. В деле «Bona Fide» так и происходит: Вайлдберрис отказывает правообладателям, магазин Вадима продолжает работать, правообладатели идут в суд.

Первый иск новые владельцы товарного знака подают на сам Вайлдберрис: требуют от Вайлдберрис прекращения продажи товаров «Bona Fide» и выплаты компенсации за нарушение права на товарный знак — 300 000 рублей. Второй иск подают на компанию Вадима, и тут уже ставки возрастают: с компании ООО «Одежда Дочаком» пытаются взыскать 6 600 000 рублей компенсации за нарушение уже не принадлежащих ей товарных знаков.

Суды только начались, но прогнозы пока что не в пользу Вадима. Если суды и полиция не найдут нарушений в передаче знаков, то скорее всего решение вынесут в пользу правообладателя.

Расщепление бренда «Bona Fide»

Пока суд да дело, правообладатель подает в Роспатент новую заявку на еще один товарный знак «Bona Fide». Когда ему принадлежат товарные знаки «Bona Fide», он может зарегистрировать сколько угодно похожих знаков.

Новый знак подают на регистрацию от лица того же предпринимателя, которому теперь принадлежат исходные товарные знаки

Расщепление бренда — излюбленный ход патентных троллей. Фокус в том, что новые знаки начинают жить своей жизнью независимо от старых. Даже если у первого правообладателя и получится вернуть свои знаки через суд, то новые знаки останутся у тех, кто подавал их на регистрацию.

Конечно, эти новые регистрации можно обжаловать, но получится или нет — это уже вопрос времени, денег и вероятностей.

Что дальше

Чтобы вернуть товарные знаки, нужно идти в суд за признанием недействительными сделок по передаче прав на товарные знаки. Вывод активов, нарушение порядка одобрения крупной сделки, угроза введения потребителей в заблуждение — оснований хватает.

Параллельно нужно следить за тем, чтобы за время судов не наплодились новые знаки. Для этого нужно направить в Роспатент обращение заинтересованного лица — протест против регистрации новых знаков. Судя по делопроизводству, Вадим это уже сделал.

История еще не закончилась и продолжается прямо сейчас. Каждые пару недель Вадим выкладывает у себя на канале новое видео с новыми подробностями.

Директор не так публичен, как Вадим. В интервью «Фонтанке» директор сказал, что никакого рейдерского захвата нет, а в конфликте разберутся компетентные органы.

Конечно, в любом конфликте есть две стороны, поэтому финальную развязку истории мы узнаем, когда появятся решения по судебным и уголовным делам. А пока госорганы разбираются в делах «Bona Fide», давайте посмотрим, как можно избежать подобных ситуаций.

Как защититься от «угона» товарных знаков

История с «угоном» товарных знаков не нова, просто раньше про такие дела не рассказывали на ютубе, а рейдерские захваты не постили в сторис.

Например, в 2013 году директор алкогольной компании «Бельведер-Русь» увёл 9 товарных знаков на премиальную водку. Тогда у настоящего правообладателя получилось вернуть товарные знаки, правда суды заняли четыре года и закончилось все только в Верховном суде.

Возвращать ускользнувшие товарные знаки долго, дорого и не всегда получается. Что можно сделать, чтобы не попасть в такую ситуацию или хотя бы уменьшить риски?

Регистрировать товарные знаки на головную компанию или на себя лично

Большие группы компаний не просто так регистрируют товарные знаки на отдельные управляющие компании. Это нужно для того, чтобы сохранить контроль над самыми дорогими активами.

Допустим, есть группа из пяти компаний. Среди них есть головная компания и права на товарный знак принадлежат ей. Остальным компаниям она дает лицензию — не сам товарный знак «целиком», а только право его использовать.

Если какая-то из компаний группы начнет чудить, то головная компания отзовет у них лицензию. Тогда партнеры превратятся в бывших партнеров и больше не смогут законно использовать бренд. Если продолжат — станут нарушителями со всеми вытекающими в виде миллионных компенсаций, конфискаций, блокировок и прочего.

Если бизнес еще не вырос до группы компаний, то есть вариант попроще. Когда у предпринимателя есть и ИП, и ООО, он может зарегистрировать товарный знак на себя как на ИП, а ООО дать только лицензию. Тогда ИП будет сам контролировать свой товарный знак и никто не сможет увести бренд с помощью пары подписей в левом договоре.

Ограничить уставом полномочия директора

Допустим, регистрация товарного знака на ИП не подходит, и группы компаний тоже нет — есть всего одна компания. Тогда стоит подстелить соломки в собственный устав.

Устав компании — это правила, по которым живет компания, ее учредители и директор. Учредители с помощью устава могут запретить директору распоряжаться товарными знаками. Тогда даже если директор продаст знаки, их можно будет вернуть: выход за пределы полномочий — очевидное нарушение.

…несмотря ни на какую степень доверия акционеров генеральному директору, устав общества должен ограничивать его полномочия в совершении ряда сделок, связанных с отчуждением товарных знаков и других наиболее ликвидных, привлекательных активов общества. Зачастую акционеры не обращают внимание на этот момент, и это приводит к тому, что директор общества, злоупотребляя своим положением, производит отчуждение ликвидных активов общества, совершая сделки, формально не являющиеся ни крупными, ни сделками, совершенными с заинтересованным лицом

Если устав дает директору безграничную власть, то остается последний рубеж — закон. Дело в том, что есть сделки, которые директор обязан согласовывать с учредителями, и плевать, что написано в уставе. Речь о крупных сделках — ст. 46 ФЗ «Об ООО».

Крупные сделки — это нетипичные для компании сделки на большие деньги. Если компания не продает каждый день права на товарные знаки, а цена внезапной сделки больше 25% от активов компании — такую сделку могут признать крупной.

Проблема в том, что «крупность» нужно еще посчитать и доказать. Это суды — время и деньги. Создателю бренда придется нанимать экспертов-оценщиков, чтобы те оценили товарный знак по его реальной рыночной стоимости. Новоиспеченному правообладателю никакие экспертизы не нужны — он будет ссылаться на сумму из договора и балансовую стоимость, которая, как правило, ниже рыночной в сотни раз.

Кто победит — неизвестно. А в то время, пока идут суды, новоиспеченный правообладатель будет топить компанию в расходах с помощью товарного знака.

Если у вас есть компания, а у компании — товарные знаки, загляните на всякий случай в свой устав. Если директор по уставу не может без вашего согласия отчуждать интеллектуальную собственность компании — значит все в порядке. Если таких ограничений нет, то возможно их стоит добавить. На всякий случай.

Ирония судьбы: «bona fides» — это юридический термин из латыни. Знаете, как переводится? Добросовестность.

Как всегда — общие вопросы пишите в комментарии, частные вопросы по именно вашей ситуации можно написать мне в личные сообщения или в телеграм @bchlf.

Если вам в целом показалась полезной эта публикация, заходите ко мне в телеграм-канал «Бизнес-юрист». Там я разбираю самые частые юридические ошибки предпринимателей и рассказываю, как их избежать, при этом стараюсь сделать каждый материал максимально понятным и полезным.

Возможно, вам пригодятся мои прошлые публикации об интеллектуальной собственности для предпринимателей:

0
93 комментария
Написать комментарий...
Студия Чижова

У меня прям не сходится история:
— зачем-то отдает долю в компании новому наемному сотруднику;
— порождает конфликт: либо заберу обратно долю, либо все разрули;
— подписывает доки не глядя.

Как можно, находясь в конфликте, не глядя подписать доки?

Судя по тому, как быстро развиваются события в пользу прошлого дира, тот парень дело свое знает, в отличии от самого Дочи.

Но это отдельная история. Главное — поймал фишку с лицензией на право пользования тованым знаком. Спасибо автору.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Kobelian

Сотрудник выкупил долю, так как на тот момент необходимы были доп.инвестиции: покупка оборудования итп. 
+ Это мотивирующий фактор для ген.дира - работать не только по найму.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисовский

зачем вообще инвестиции прибыльному бизнесу?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Шультайс

Ну вот продает компания на 100 млн в год, 30 млн прибыли. Бизнес прёт и хочется открыть еще одну линию производства, и несколько магазинов, и товаром закупиться под это всё, и маркетинг. Посчитали, получилось 35 млн. 

А еще хочется себе новый порш и дом. Поэтому прибыль оставляем себе, а 35 млн привлекаем в виде инвестиций. Если в следующем году бизнес не выгорит, то ты потеряешь бизнес, а инвестор деньги. Но у тебя останется порш и дом.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович

Как-то читал интервью опытного бизнесмена, так он сказал примерно так: "Твоя прибыль в бизнесе - это все, что ты успел из него вытащить, пока он не прогорел"

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда