{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Девелопмент и бизнес

О некоторых закономерностях и последовательностях девелопмента территорий. С чего всё начинается и чем всё заканчивается?

По наблюдениям, всё начинается с бизнеса. Создание (разработка) девелоперского продукта всегда начинается с ответа на вопрос: какой и в каком виде бизнес заводим на территорию? Причем не вообще бизнес, а, в первую очередь, торговлю и сервис. И не торговлю вообще, а в начале, продукты. И не сервис вообще, а сервис, связанный с едой. Другими словами, при создании девелоперского продукта необходимо решить вопрос с едой для людей. Чем и как их кормить на преобразуемой территории? Напоить людей кофе, налить им бокал пива, дать им шоколадку или пиццу — одни из самых популярных вариантов ответа на этот вопрос. При этом, никакого складского или производственного бизнеса не должно быть. Эти бизнесы создаются отдельно и независимо.

Далее, после еды идут развлечения, как пассивные, так и активные — всё, что даёт человеку положительные эмоции — в первую очередь шопинг («новый воротничок потребовал новое платье»). Затем спорт, отдых и т.д., и т.п.

Причём, чем большую территорию занимает девелоперский продукт, тем более крупный бизнес заводится на территорию. Сетевые продуктовые супермаркеты, ТРЦ работают на огромных территориях, а скромные девелоперские продукты до нескольких десятков гектар вполне могут удовлетвориться небольшими стритритейловскими лавками, лавчонками, да продуктовыми площадными рынками.

И когда вопрос с бизнесом решён, начинается его загрузка жильём. Сколько и в каком формате надо создать жилья, чтобы задуманный девелопером бизнес работал в прибыль? Если быть более точным, то девелоперский продукт создаётся в виде определённой пропорции или соотношения между бизнесом и жильём.

По наблюдениям за множеством разных девелоперских продуктов, скромный по размерам бизнес функционирует лучше крупных торговых площадок — лучше тысяча разных мелких бизнесов (500 различных кафе, ресторанов, бакалейщиков), чем одна большая «фабрика-кухня». Но, когда девелоперский продукт территориально огромен, когда негде и неоткуда брать такое количество мелких бизнесов, тогда, однозначно, стоит подумать о сетевых супермаркетах. По большому счёту, идея сетевых супермаркетов — это своеобразная компенсация недостатка в мелких и малых бизнесах.

Относительно же бизнесовой составляющей девелоперского продукта создаются и элементы, отвечающие за отдых и развлечения. Например, различные набережные, прогулочные зоны, улицы — это не трейл и не автомобильные дороги — это бизнес-зона — шопинг и развлечения, а не вариант достичь дзен. И в этом смысле мелкий бизнес для девелоперского продукта в разы эффективнее крупного. Но, как и в предыдущем случае, огромные территории испытывают жуткую нехватку мелкого бизнеса и им приходится обращаться к крупным сетевым компаниям — которые легко сочетают шопинг с отдыхом и развлечениями.

Наверное, в этом и заключается великая идея девелоперского бизнеса — он формирует площади под бизнес и нагружает их потребителями. И инвестиции в недвижимость связаны не просто с квадратными метрами, а с формированием условий для существования многих других бизнесов. На каких территориях множится бизнес, там и следует скупать «потребительские условия»

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда