Тихая кофейная революция или как технологии помогают делать вкусный кофе

Меня зовут Денис, я лидер проекта «Дринкит». «Дринкит» — это кофейный стартап компании Dodo Brands. В этой статье я хотел бы поделиться своими мыслями о том, почему нет массовых глобальных сетей кофеен третьей волны, что вообще такое третья волна кофе, и какой компанией хочет стать «Дринкит».
Про мой новый стартап в Нидерландах читайте тут, в моем телеграм-канале.

Немного занудства

В XVI кофе начал активно распространяться по миру. По настоящему массовым продуктом кофе стал в ХХ веке. Кофе появился в локальных магазинах у дома, на рынках и в супермаркетах США и Европы. Именно этот момент принято называть «первой волной кофе». Кофе оказался в каждом доме, на каждой придорожной заправке, в каждом офисе. Бодрящий напиток с очень понятным вкусом — черный кофе.

Кофе Фолджерс – один из старейших американских брендов. Торговая марка принадлежит компании JM Smucker, крупному производителю джемов, арахисового масла и безалкогольных напитков.

В 1971 году, сами того не зная, Гордон Боукер, Зев Сигл и Джерри Болдуин дали старт «второй волне кофе». Трое энтузиастов из Сиетла запустили первый магазин «Starbucks». Да, да, вы не ослышались. Тогда это была еще не кофейня, а просто магазин кофе, чая и специй.

Гордон Боукер, Зев Сигл и Джерри Болдуин за прилавком первого магазина Starbucks, 1971 год, Сиэтл, США.

Со временем к Старбакс присоединился Говард Шульц: человек который сделал из этой компании именно то, что мы видим сейчас. Говард понял, что нужно делать кофейни, а не просто магазины. Основатели не сразу поверили ему, и в какой-то момент ему даже пришлось покинуть Старбакс чтобы открыть свои кофейни под брендом «IL Giornale». Позже Говард с помощью Била Гейтса старшего выкупил бренд и магазины Старбакс у основателей и начал воплощать свои масштабные идеи в жизнь. Эта история очень подробно описана в книге Говарда Шульца «Как чашка за чашкой строилась Starbucks». Старбакс запустил «вторую волну кофе». Стало открываться все больше и больше кофеен. Люди стали проводить больше времени в кофейнях не только для отдыха и перекуса, но и для работы. Появилось понятие третьего места: дом, работа, кофейня.

1986 год, Говард Шульц на складе первого обжаренного цеха Starbucks

В начале 2000-х люди начали интересоваться, как и где производится кофе, который они пьют каждый день. Гости становились все более и более искушенными, требовательными. Качество продукта стало играть еще более важное значение. Появилось много независимых кофеен и обжарщиков. Кофе стал более крафтовым продуктом. Этот период времени и появившиеся в нем кофейни с более тонким подходом к качеству напитков принято считать «третьей волной кофе». В России яркие представители сетей «третьей волны кофе» это ДаблБи и Surf Coffee.

Почти нет больших сетей кофеен третьей волны

Можно долго рассуждать о том, что качество кофе в сетях третьей волны несопоставимо с сетями второй волны. Однако, ни одной из сетей кофеен третьей волны не удалось построить по настоящему большой бизнес. Старбакс c 1981 года, с момента старта своего активного развития, за 20 лет открыл более 5000 кофеен. На текущий момент у Старбакс уже 32400 кофеен. Старбакс самый яркий пример, но есть много других крупных сетей второй кофейной волны: Costa Coffee, Tim Hortons, Gloria Jean’s Coffee. К примеру за то же время один из ярких представителей третьей кофейной волны, сеть Blue Bottle открыла около 100 кофеен, Coffee Nero около 600 кофеен. Можно было бы сослаться на то, что очень сильно выросла конкуренция, и из-за этого уже стало невозможно так быстро расти. Но этот аргумент легко парировать, так как с 2000х годов за 20 лет выросло достаточно много больших сетей и общественного питания в целом и сетей кофеен в частности. Выходит что несмотря на то, что кофе в сетях кофеен третий волны вкуснее, большой бизнес из этого сделать не получается.

Масштабировать не масштабируемое

Мне кажется, что все дело в том, что кофе очень хрупкий продукт. Испортить кофе можно буквально на каждом этапе от зерна до чашки. Даже если вынести за скобки весь путь кофе от плантации до кофейни, то на последней миле множество факторов влияет на качество напитка: дата вскрытия пачки, температура и влажность окружающей среды, правильность настойки кофемолки и кофемашины, температура воды, время заваривания и многое много другое. Третья волна кофе – это во многом про ручной труд, и соответственно огромное влияние бариста на качество напитка. Одно дело открывать тысячами кофейни Старбакс, когда кофе-машина делает всю работу за бариста, другое дело открывать даже десятками кофейни, когда тебе нужно очень точечно подойти к найму команды, обучению и развитию бариста. Старбакс может подготовить сотрудника для полноценной работы за неделю, в то время как в среднестатистической кофейне третьей волны на это может уйти 2 месяца. А самое обидное, что рынок настолько конкурентный, что обученный бариста может завтра уйти в другую кофейню и нужно начинать все сначала.

Помимо проблемы с тем, что в этом бизнесе очень много ручного труда, невероятно сложно контролировать качество. Эта проблема – общее место для общественного питания в целом, но для кофе она стоит особенно остро. Даже в рамках одной кофейни бариста могут готовить напитки по-разному, что уж говорить про разные кофейни.

Чтобы построить по-настоящему большую сеть в этом бизнесе, есть один путь — франчайзинг. У франчайзинга много сильных сторон: возможность быстрого масштабирования — одна из них. Старбакс, Коста Кофе и другие массовые сети кофеен второй волны активно используют франчайзинг. Сети кофеен третьей волны достаточно редко прибегают к франчайзингу, а если и прибегают, то неизбежно сталкиваются с серьезными проблемами: с нарушением стандартов и нестабильностью качества продукта.

При чем тут Дринкит?

Настя Никитина, основательница бренда Дринкит всю жизнь в кофе. В 2015 году она запустила этот проект, а в 2019 году присоединилась к Dodo Brands, чтобы вместе построить из крафтовой истории большую сеть. Сегодня у нас в Дринкит есть несколько идей, как можно попробовать масштабировать этот крафтовый опыт и построить глобальную сеть кофеен третьей волны, не идя на компромиссы в качестве. В этой статье я хотел бы поделиться этими идеями.

Все дело в людях!

Мы посчитали, сколько для нас в Дринкит стоит найм, обучение и развитие одного бариста. Мы учли все прямые затраты и альтернативные издержки:

  • затраты на поиск и найм кандидата, в том числе прохождение медобслуживания для получения медицинской книжки;
  • затраты на обучение стажера в учебном центре и в кофейне, в том числе списанные ингредиенты для тренировочного процесса;
  • потенциально потерянные гости, из-за ошибок неопытного сотрудника.

Сумма получилась значительная — 311 472 рубля. С учетом того что в общественном питании текучесть кадров на уровне 70-100% является нормой, за год только одна кофейня может потерять около 3-4 млн рублей на текучести кадров. Это привело нас к нескольким стратегическим решениям:

  • платить немного выше рынка, чтобы не терять людей из-за базовых потребностей;
  • сразу создавать сильный бренд работодателя, максимально сильно расширять воронку кандидатов, чтобы иметь возможность выбирать лучших;
  • максимально тщательно отбирать кандидатов и смело расставаться в течении первых двух недель, если есть сомнения, чтобы не инвестировать в обучении «не наших» людей;
  • сразу серьезно вкладываться в учебный центр и обучающие программы;
  • декомпозировать весь процесс обучения на маленькие элементы и создавать на каждый элемент качественные он-лайн курсы и тестирования. Делать процесс обучение непрерывным;
  • создавать очень крутые возможности для развития бариста.

На последнем пункте хочу остановиться подробнее.

Дешевые деньги для лучших управляющих!

Возможности для развития — один из ключей к лояльности сотрудников и соответственно к снижению текучести кадров. Многие бариста мечтают о собственных кофейнях. Не всегда перед ними открывается такая возможность, но само это желание может в том числе привести к уходу сильных людей. Мы понимаем, что с учетом доверия компании Dodo Brands, у нас есть возможность привлекать достаточно дешевые деньги в виде банковских кредитов или частных инвестиций для открытия кофеен. Мы хотим с самого начала озвучивать нашим сотрудникам, что управляющие, показывающие отличные результаты, будут получать возможность выкупить кофейни, которыми они управляют. Мы поможем получить для этого кредиты на выгодных условиях. У нас нет задачи открывать очень много собственных кофеен. При этом для нас важна динамика развития. Мы будем быстро сами открывать много кофеен, и потом продавать кофейни опытным и амбициозном бариста. Нам кажется, что это отличная возможность не создавать большую собственную розничную компанию, но при этом качественно масштабировать бизнес. Для опытного управляющего это так же отличный шанс, так как он получает в собственность уже прибыльное предприятие и буквально через 2,5-3 года выплатив кредит, бывший бариста может стать вполне самостоятельным предпринимателем с собственным делом. Мы думаем что это тот самый win-win.

Большой брат все видит!

Как ни странно, на сегодняшний день нет ни одного комплексного IT решения по контролю качества в больших сетях общественного питания. Как контролировать качество в одной, двух, трех или даже в десяти кофейнях в целом понятно. Это можно делать в ручном режиме: чек-листы, контрольные листы оценки, проверки, тайные гости. На масштабе сотен или тысяч кофеен решить задачу контроля качества крафтового продукта этими инструментами крайне сложно. Мы долго думали, как можно решить данную проблему и в итоге пришли к одному главному выводу: ключ к управлению качеством — прослеживаемость заказа. Возможность понять, что могло пойти не так с каждым конкретным заказом — ключ к решению проблемы. Ниже на видео наш минимально жизнеспособный продукт в этом направлении. Совместно с одной компанией, мы разработали умную камеру, которая позволяет нам делать фотографию каждого напитка. Наша информационная система по управлению кофейней соединяет фотографию напитка с номером заказа. На выходе мы видим каждый напиток который мы выдали гостю. Это позволяет даже в удаленном режиме иметь достаточно прозрачную картину уровня качества в каждой кофейне. Инструмент очень мощный, но на самом деле это только начало. Чуть позже мы сможем видеть, кто из бариста сделал каждый напиток, и кто выдавал каждый напиток гостю. Так как 75% заказов в Дринкит делается через мобильное приложение, в самом ближайшем будущем мы сможем просить гостей оценивать полученный напиток. Связав оценку заказа, с фотографией напитка и с тем кто его сделал и выдал, можно получить практически полную информацию о том, кто совершает ошибки и соответственно, как нам эти ошибки исправлять и повышать уровень качества.

Умная камера — первый шаг. Следующий шаг — оцифровка всей информации из кофе-машины и кофемолки. Мы интегрируем необходимые датчики в оборудование, соединим их с нашей информационной системой. В итоге у нас будет информация о настройках оборудования в привязке к каждому приготовленному напитку: помол, вес помолотого зерна в холдере, температура воды в бойлере, время экстракции, вес продукта на выходе. В целом практически вся необходимая информациях, чтобы удостовериться что напиток был приготовлен по стандарту.

Финальный штрих — данные по каждой пачке зерна, которая попала в кофемашину. Простой сканер штрих-кодов, интегрированный в нашу систему позволит видеть из какого зерна, от какой партии и какой даты обжарки был сделан каждый напиток. Это мощнейший инструмент не только контроля качества работы кофейни, но и контроля качества работы поставщиков зерна. На больших числах будет видно, какая партия зерна получилась более слабой, или кто из поставщиков дает максимально стабильный продукт.

Полная прослеживаемость — ключ к успех!

Кофейный бизнес в первую очередь построен на высокой частоте заказа. Кофейне не обязательно иметь очень большую базу гостей, важно чтобы гости были лояльны и ходили часто. Кофе – один из самых высокочастотных продуктов в нашем ежедневном потреблении. К примеру в пиццерии Додо Пицца гости приходят в среднем один раз в 6-8 недель. В нашу первую кофейню Дринкит гости в среднем приходят около 2-3 раз в неделю. 57% нашей выручки мы получаем от гостей которые ходят к нам 3 раза в неделю и чаще. Почувствуйте разницу! К чему это я? Высокая частота заказа делает потерю каждого лояльного гостя практически трагедией для кофейни. Полная прослеживаемость каждого заказа позволяет погрузиться в ситуацию каждого потерянного гостя достаточно глубоко, чтобы понять что пошло не так. Имея эту информацию мы можем качественно извиниться перед гостем и сделать правильные выводы и работу наш ошибками.

Буду рад любым вашим мыслям и обратной связи! У нас полно идей, которые кажутся нам отличными, но возможно таковыми не являются, так что критика от опытных людей приветствуется!

По ссылке можно посмотреть видео, где я более подробно рассказываю о наших идеях по работе с людьми, про управление качеством и наше мобильное приложение.

Всем спасибо за внимание.

0
254 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
16 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Спасибо, ваше мнение очень важно для нас)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Спасибо, очень ценно! 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

На текущий момент у нас более 600 заявок на фриншизу. При этом мы осознанно обьявили ещё месяц назад что не будем в ближайший год развиваться по франчайзинг, так как мы хотим сперва создать надежную модель для управления качеством. Об этом и статья. 

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Андрей Иванов

Надо было назваться Дринкинс

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

=)

Ответить
Развернуть ветку
SS

Булшит какой-то, извините.

Вы бы брендинг себе сделали лучше нормальный. 

Крафтовая кофейня Дринкит? Серьезно?) Только со вторым пилотом Дринкинсом ассоциации)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Спасибо, очень ценный комментарий. Позовём вас как будем делать ребрендинг)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sam Beckett

Вот интересно, неужели все эти "взыскательные потребители" из кофеен третьей волны действительно могут распознать разницу во вкусе кофе, который приготовил один бариста от кофе, приготовленного другим в одной и той же кофейне? Я имею в виду, не слишком ли много танцев с бубном и мистицизма вокруг обычного кофе?

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Голованова

Для "взыскательных потребителей" у них даже чашек нет... Я не считаю себя взыскательным потребителем, но я не стану пить в кофейне кофе из бумажного стаканчика.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Денис Чернобаев
Автор

Можно не быть сильно погруженным в детали, но без лишнего "мистицизма" чувствовать вкусный кофе или нет, хороший сервис или нет. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sam Beckett

В этом-то и проблема, что сейчас просто кофе невозможно продать с масштабированием. Но если нагнать вокруг этого кофе мистики и диджитализации - вот тогда совсем другое дело. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

Не осилил, слишком дохуя напесал. Франшизу предлагают? 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Позже)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Oleynikov

У Феди в инсте постоянно идиоты «заявки» оставляют. Эти идиоты думают что он им готовый объект предоставит в надежде на их горячее желание побизнесить. 😂😂😂
Таких заявок там огогошеньки сколько.
Они никак не поймут что ему нужны все их деньги, их мотоцикл, их одежда и их очки.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Заявок полно. Донер скоро запустит первые франчайзинговые точки. Мы в Дринкит решили временно развивать только собственные кофейни, чтобы сфокусироваться на системе управления качеством. 

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

"В целом практически вся необходимая информациях, чтобы удостовериться что напиток был приготовлен по стандарту" - какой у вас стандарт, если эспрессо надо настраивать 2-3 раза в день в зависимости от погодных условий и условий внутри кофейни? 

И да, кофе из одной и той же кофемашины даже в пределах одного пачки зерна, одних условий и одного бариста не будет всегда одинаковым.  
Потому что есть бариста.  И еще есть гости, одному из которых нравится такой капуччино. А другому - ни разу. 

Вы же для клиентов стараетесь, а надеюсь? 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Конечно стараемся для гостей. И кофе действительно продукт хрупкий, но стандарты помогают как раз эту хрупкость оберегать. 

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Tim Inishev

Всё круто в технологическом и маркетинговом планах, но кофе в дринките всё равно ни о чём

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky

Как впрочем и пицца. Увы.

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Денис Чернобаев
Автор

Тимофей, спасибо за обратную связь! Можете пожалуйста уточнить, когда и где пробовали наш кофе и что не понравилось? Заранее спасибо вам за обратную связь! 

Ответить
Развернуть ветку
Yury

Почитал ответы автора- представителя конторки. И тут вопрос. А что так можно было? Хамские охуевшие ответы на комменты🤦🤦🤦

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Polina Popova

А ещё мы ищем смелых ребят в команду Дринкит: разработчиков, продактов, QA, бизнес девелоперов. Если хотите участвовать в этой истории, пишите Денису : )

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Точно,  ищем!

Ответить
Развернуть ветку
Sheshonk

Я не очень понял, каким образом «прослеживаемость» помогает качеству напитка. Люди все равно делают ошибки. То есть вам нужны хорошие бариста, которых нужно обучать. Это я к тому, что вы рекламируете надежную франшизу, а ведь из текста непонятно, в чем надежность. Да и хотелось бы цифр) я знаю пару франчайзи Даблби. их точки - это каторжный труд с невысокой премией)

Вы говорите, что ваша франшиза - это новая технологичная кофейня третьей волны. Кофейня третьей волны готовит спешиалти кофе. Их позиционирование выстроено таким образом, что они экспериментируют с поставщиками, с сортами кофе, чтобы открывать оттенки вкуса потребителю. Здесь уже не заложено стабильного вкуса. У вас либо стандартизация, как у старбакса, либо кофе с нотками шоколада, жженой карамели(а завтра с вишней и кардамоном)

А еще наблюдение не в кассу возможно. Для стандартного потребителя спешиалти кофе - это просто красивое название. Большая часть людей покупает латте или капучино, где зерно никак отличить нельзя, если вы только не кофейный гик. Да и в том же дабл би или surf(хотя я не понял, почему они третья волна) используют какой-нибудь один эспрессо бленд, то есть никакой крафтовости там нет). Так что опять это все больше похоже на замануху для франчайзи, чтобы они могли почувствовать себя причастными к построению уникального технологичного, но при этом инди-бренда.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Прослеживаемость помогает делать процесс более прозрачным. Ловить ошибки, исправлять их. Когда прослеживаемости нет, ошибки невозможно вычислить. 

Франшизу не рекламирую, по этому и цифр нет. Скорее ищу единомышленников в команду)

Мы не говорим что это новая технология, слишком громко звучит. Мы просто делаем свою работу, реализуем свои идеи step by step. Цели поставить на наши идеи клеймо "новая технология" нет.

Разное и меняющееся зерно никак не противоречит стандартом. Одно зерно по стандарту должно завариваться одним способом, другое другим. Стандарт все равно должен быть, он помогает добиться именно того вкуса который мы задумали. 

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Borisik

классная статья, особенно понравилось про «волны» в истории кофе, не знал об этом ранее. правда я бы в следующий раз разбил на 2-3 части, а то долго читать 😉

вопрос - в чем ключевая разница между 2
и 3 волной? из текста звучит как будто только в масштабности бренда и кол-ве кофеен. если же это не так и дело в качестве и подходе, то почему вы относите себя к 3 волне, а не 2? мне кажется дринкит более простое заведение, где у посетителя не будет какого-то эмоционального/культурного воспоминания, как от того же surf coffee, где есть атмосфера, стиль и так далее

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Максим, во первых спасибо за позитивную оценку статьи, рад что зашло)

Про волны: первая волна - кофе дома, не важно какой. Вторая волна - кофе вне дома, не так важен вкус и аромат. Просто кофе вне дома, как идея. Третья волна - качественный кофе. Не важно дома или в кофейне, важно чтобы интересное зерно, с глубоким вкусом и ароматом. 

Дринкит это кофейня третьей волны. Мы используем только очень качественное, интересное, многогранное зерно. 

По поводу Surf coffee и атмосферы. У ребят очень классно реализовано атмосфера. Нам в этом плане пока точно есть к чему стремиться. Мы пока в процессе создания своей вселенной)

Ответить
Развернуть ветку
qlskid

В общем ждем выпуск о дринките на все работы хороши, ибо чот в додо, с ее прекрасной моделью уравления, деражт людей на зарплете 70-80 рублей в час, и почему-то не верится, что сейчас все изменится

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Где вы видели такие ставки в Додо? Просто интересно)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Vitaly Kalinin

Интересная статья, спасибо автору

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Виталий, спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Умаров

gogo drinkit)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Саша, только вперед!

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

"В нашу первую кофейню Дринкит гости в среднем приходят около 2-3 раз в неделю. 57% нашей выручки мы получаем от гостей которые ходят к нам 3 раза в неделю и чаще. Почувствуйте разницу!" - это какой-то космос по цифрам, судя по тону предложения?
Это же низкие показатели для кофейни третьей волны. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Подскажите с чем сравниваете. На чем основываетесь когда пишите что это низкие показатели? 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Kristina Chernobaeva

Очень интересно!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Кристина, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Бот ЦИПсО #66213

С такими подходами
- давайте все цифровизируем, душа, атмосфера заведения - фигня
- желчь от автора статьи на критические комментарии
вряд ли полетите. Да и я вряд ли пошел бы в кофейню от додо, зная, какой в пиццериях дрянной кофе.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Илья, приходите в кофейню, попробуйте кофе.
Буду рад угостить вас лично) 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Не буду скриншотить как вы заминусили примерно 20 моих комментов. Я зашёл в профиль и заминусил пару ваших, которые мне показалось странными. Ну и в целом кликано комменты писать и минуса ставить это не статьи писать) 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Alexey Ivanov

Ну как вариант: выбить с рынка ноунейм кафе в БЦ и прочих проходных местах. Ноунейм есть почти везде + сетки типа Правда,Серф кофе и тд. Если Додо сделает лучше и дешевле - почему нет.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Цели выбивать кого-то с рынка нет. Самое главное чтобы гость был доволен) 

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Семен Басов

А как с помощью умных камер можно понять, что не понравилось гостю? Это же так субъективно... может кому-то просто вкус не зашел или лицо бариста. Факторов может быть много, по камере это не отследить, как по мне...

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Семён, так как 75% заказов у нас в Дринкит гости делают через мобильное приложение, мы видим проведено большинства гостей. Если лояльный гость перестал к нам ходить или к примеру новый гость сделал один заказ и больше к нам не вернулся, мы можем обратиться к данным нашей информационной системы, в том числе к фотографиям с камер и проверить все ли мы сделали правильно. Возможно была совершена ошибка и по этому гостю плохо оценил наш продукт или сервис и больше к нам не вернулся. Эта информация поможет нам сделать правильные выводы чтобы стать лучше. 

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Валентин Потапов

3 экрана перед девушкой на выдаче и 4-5 кликов на операцию - это стоит убрать. Можно сделать голосовой или педальный интерфейс. На худой конец мини клавиатурку с макро клавишами.

Также странно почему нет механической руки. Операции достаточно однообразные и могут быть унифицированы.

Не описана функциональность интерфейса для клиента. Это важно

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Механическая рука это пока бушующее) 

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Aktore Abdy

Денис привет, отличная статья! Почему многие просто не хотят подержать своих, думаю это проблема в СНГ. Постсоветский синдром, не хотят чтобы у соседей было всё хорошо. Живу в Казахстане  рад такому проекту как Дринкит!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Спасибо за поддержку! 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Филип, спасибо! Очень приятно слышать 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Юрий Смирнов

Ну и дела. Негативные комментарии строчит горстка диванных неудачников или офисный планктон, считающий себя удачниками.

Большинство из вас никогда ничего не создавали сами, не вкладывали средства, не несли ответственность. Отсюда столько яду - от непонимания процессов, контроля и сложностей  масштабирования.

Вы когда видите самолёт на взлёте, тоже думаете – вот он сейчас разобьётся –вот я порадуюсь? 

Датчики они тут раскритиковали. Да кто из понимает, для чего нужны? Единицы. Но надо можно покритиковать. Ежу понятно – для стабилизации качества при масштабировании (продажи франшизы).

У меня свой сервисный бизнес, где от руки мастера многое зависит. Я тоже вношу элементы контроля и  стабилизации. Была бы возможность поставить датчики, чтобы проконтролировать неправильную работу, так я бы их поставил, но некуда их ставить. Делаем это другими путями.

В соседнем помещении задумали сделать кафешку, но я как проникся всем технологическим процессом и  Степенью зависимости от бариста, быстро закрыл эту тему. Хочешь качество - тут нужно самому становиться, либо жить в этом проекте.

Вот люди предлагают вариант, где за качество будет отвечать технология, а не человеческий фактор. И это правильно.

Хороший кофе, допилят "упаковку", добавят механизмы стабилизации качества - отличная идея для масштабирования. Шо вы но ноете? Иди сдайте что-то "не языком". 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
4 комментария
Vadim Explorer

"Была бы возможность поставить датчики, чтобы проконтролировать неправильную работу, так я бы их поставил, но некуда их ставить." - вот в этом все и дело.
Дринкит кричит об инновациях, а конкретики никакой. А если есть конкретика, то она совершенно не применима или не требуется в кофейнях.
Вы, как инженер, понимаете, что автоматизация - это круто! И весь мир это понимает, но всегда есть области, где остается ручной труд.
Знаете, есть похожий кейс: Кофикс выходил на российский рынок и владелец франшизы (израильтянин) проводил масштабную конференцию. Один из вопросов был: ваша франшиза подразумевает низкие цены на товары, низкую прибыль, при этом проходимость должна быть огромная - принято. Но, почему вы используете рожковую кофемашину, а не автоматическую? Ведь даже на этом мероприятии вы установили кофемашину и 2 бариста не справились с потоком гостей (была очередь и не все успели получить напиток). На что главный ответил что-то типа: "зато качественный ручной труд"!!! При такой запаре ни о каком качественном напитке речь не может идти...
Вывод: или автоматизируйте логично, или создавайте качественную "3-ю волну" (что вряд ли поддается масштабированию).

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Артур Пирожков

Представителю конторы такое общение не позволительно какое бы хамство не было.
Минус клиент и минус статье.👎

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Артур, обидеть никого не хотел. На хамские комментарии дал пару саркастических ответов. На все комментарии по делу, в том числе и негативные, давал конструктивные ответы, старался разобраться. Для себя выводы сделал. Если лично вас своими комментариями обидел или задел, приношу вам свои извинения, искреннее. Никто не идеален, все учимся на ошибках. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Yashin

Теперь ещё и неугодные комменты поудаляли)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Крипто Кун

У вас премиум сегмент кофе?    У людей падают доходы.  Сейчас в основном толпы народа в кофикс  и остальные игроки а этом сегменте.   Мне кажется ваш проект мертворожденый.  Ибо я не могу позволить себе каждый день ваш кофе 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Смотря на что ориентироваться. У нас кофе очень высокого качества, но мы стремимся продавать его по доступным ценам. Если ориентироваться чисто на цены для гостей, то мы в среднем ценовом сегменте. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Dmitry Yashin

А сколько он стоит?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Skidanov

опционы давайте линейному персоналу, чтобы удержать. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Старбакс так сделал в своё время, в США

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Обжарочного цеха))

Ответить
Развернуть ветку
Valeria V.

Запоминайте: SKURATOV. И вам больше не потребуется другой кофе. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

В Skuratov отличный кофе, это правда)

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

 Интересная тема - построение разумных франшиз. Знакомые сделали ручной аппарат для изготовления родственника пончика. Аппарат стоит 3тр. Стоит очередь покупателей. 2 сотрудника при нем, один делает, другой обслуживает.
На другом полюсе стартапер сделал автомат для изготовления пончиков без сотрудников. Стоит около 2мл.
Можно ли на таком основании построить разумную франшизу. Тестишь спрос за копейки. Если  он есть,  тогда ставишь автомат. Кроме меня кому интересно эту тему попробовать упаковать ?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Напишите статью, будет интересно прочитать) 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Троян

Спасибо за статью! Все получится у Дринкит. 

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Explorer

Дмитрий, насколько известно, ваш Дринкит хорошо стартовал.
Подскажите, а с точки зрения прибыли, какой проект более интересен: пиццерия или кофейня? А с точки зрения инвестирования?
Заранее спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Денис Чернобаев
Автор

Дмитрий, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Алина Взорова

Новый бренд, новые возможности. Могу представить кол-во специалистов, которые вырастут под началом Дринкит. Денис, отличное дело делаешь! 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Алина, огромное спасибо! Будем стараться чтобы все так и случилось)

Ответить
Развернуть ветку
Stas Koloskov

Что-то мне подсказывает, что фотографии напитка и данные с датчиков не помогут сделать полностью похожий по вкусу кофе/кофейный напиток. На мой взгляд, таких стандартов без фото/датчиков уже добились в МакКафе. Их кофе одинаковый в разных кофейнях, где бы я его не пробовал (может добавляют что-то специфическое перебивающее вкус :)) Его, кстати, почему-то нет в обзоре или я упустил? А вот Starbucks как раз таким похвастаться не может совсем. Вкус кофе отличается практически в каждой кофейне и сильно зависит от персонала, который его готовит.

Поэтому, на мой взгляд, ценности для конечных клиентов в фото/датчиках не очень много. Это больше для бизнеса и "как его подороже завернуть".

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Фотографии напитка - это часть пазла. Только эта часть не решит всей проблемы, но приблизит к ее решению. В МакКафе более стабильный кофе так как у них кофе-машины которые все делают сами, там вообще по сути нет бариста, просто оператор кофе-машины. Зерно очень темной обжарки, влияние внешней среды на него минимально. В Старбакс больше ручного труда чем в МакКафе, выше влияние бариста, по этому и качество менее стабильное. 

Датчики вообще не для бизнеса. Это сделать не просто, стоит дорого. Мы не стали бы этим заниматься, ради пиара, если бы не верили что это может поднять качество на новый уровень. У нас искреннее цель только одна - добиться супер качества, потому что это ключ к прибыльности. 

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
伊利亚 湿疹

Очень вдохновляюще 🏃‍♀️🏃🏃‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin

Дринкит - огонь! Я уже тысяч 6 оставил в кофейне в Самаре за 2,5 месяца =))) Вы просто красавцы!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Алексей, очень рад слышать! Большое спасибо за доверие)

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Explorer

Вы писали о mvp и сослались на видео. Можно словами описать, в чем ценность вашего mvp?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Мы видим фото каждого напитка в привязке к номеру заказа. Можем понять какие заказы сделали плохо, разобрать почему, исправить свои ошибки. Если гость по какой-то причине перестал к нам ходить, можем посмотреть историю его заказов и понять чем мы могли разочаровать гостя. 

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Иевлева

Денис, статья очень интересная. 
А вот комментарии людей… без комментариев)

Я считаю, что когда делаешь что - то стоящее, не обязательно всем нравится.

Главное делать своё дело хорошо. А с этим проблем нет. 

Киту моря без штормов) 
 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Кристина, большое спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
София Мухитдинова

Денис, отличная статья! Верю, что у Дринкит получится совершить кофейную революцию :)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

София, большое спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
Roman Efremov

Удачи вам, ребята! 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Роман, большое спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
N N

Интересная статья, спасибо автору (с) 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

NN, спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
Олег Кулик

Денис, спасибо, отличная статья. Свежий взгляд на кофейный бизнес. На рынке всегда хватит места для сети с таким подходом и культурой, успеха!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Олег, большое спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
Слава Безруков

В старбаке кружечка стоит 300,а в этих кофейнях будет стоить 600 р? Круто че) много клиентов уже бягуть!))))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Наши цены можно увидеть например в нашем мобильном приложении. Почти все позиции в меню на порядок дешевле чем в Старбакс)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Денис Чернобаев
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Igor Boiko

Денис виделись с вами в Шанхае. У вас с Фёдором очень сильный проект и большой опыт в использовании цифровых технологий в общепите. Правильно ли я понимаю, что за основу Дрикинта взяли концепцию Lucky In и доработали под ваши потребности ?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

На сколько мне известно в Luckin Coffee ключевая инновация это заказ Кофе через мобильное приложение. При этом очень высокий фокус на акции и скидки. Нет супер фокуса на контроле качества. Мы делаем совсем другую модель и другой бренд. Фокус на продукте и ценности, а не на цене. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Денис Чернобаев
Автор

Игорь, спасибо, стараемся! Не совсем так, но общее есть

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Khokhlov

На самом деле, чтобы делать вкусный кофе, его нужно не фотографировать, а настраивать хотя бы пару раз в день шот по тдс-метру или на вкус, если бариста опытен. Вот эти данные можете выкладывать уже в интернет, вместе с оценкой SCAE зерна.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Недавно как раз пост про это написали 

https://www.instagram.com/p/CRgwdBmr6za/?utm_medium=copy_link

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации
Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Так и делаем, но так вы можете оценить только шот. А ещё есть качество взбивание молока, ещё есть кастомизация, ещё есть объём напитка. Все это через рефрактометр не измеришь)

Ответить
Развернуть ветку
Vadim

Какие цены будут на кофе?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Маленький американо 115 рублей, фильтр кофе 115 рублей, капучино 130 рублей, флэт уайт 150 рублей. Все цены можно увидеть в нашем мобильном приложении. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Антон Силинский

Денис Чернобаев, не буду судить о бизнес модели Drinkit, понаблюдаю, как пойдет развитие. Но на мой взгляд Вы слишком агрессивно реагируете на негативные комментарии. Иногда это сарказм, иногда (почти цитата) "зашел к Вам на страницу и заминусил Вам пару комментариев..." ну типа в ответ! Думаю с читателями стоит работать мягче. Спокойно отстаивать свою позицию без агрессии, обид, сарказма.

Ну а что касается кофе. То мне тоже кажется, что в статье излишняя мистификация приготовления кофе. Я покупаю кофе всегда спонтанно по пути в офис. При чем для разнообразия беру в разных местах. Но разницы почти не чувствую. Нет, бывает, иногда, что кофе вот прям не вкусный - это я могу почувствовать. Но чаще всего это обычный нормальный кофе. При чем обычный и нормальный везде! И в общем-то одинаковый. 

Единственно, могу отметить, что в Serf Coffie малиновый латте отличается. Но тот же американо и у них такой же как у всех)

В общем основная моя идея - что покупка кофе в БЦ - это спонтанная тема. Тут 99% успеха зависит от локации. А вложения в дополнительное цифровое оборудование только увеличивает капитальные вложения на старте, но я сомневаюсь, что даст дополнительную прибыль

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Антон, согласен с вами. Я действительно отреагировал чересчур эмоционально. Буду учиться, в следующий раз отстою свою позицию спокойнее.

По поводу мистификации: частично вы правы, многие гости разницы не видят. Но есть те, кто достаточно тонко чувствуют вкус и нестабильность качества.

По поводу спонтанности: у нас в БЦ 15 кофеен на первом этаже. За счет кропотливой работы мы смогли стать кофейней номер один, с точки зрения выручки и прибыльности. Первая покупка гостя может и спонтанная, но так как аудитория постоянная, люди выбирают то место, где с большей вероятностью они получат вкусный кофе, с должным уровнем сервиса. 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Силинский

Кстати, что еще может меня заставить купить кофе в конкретной точке: это доп. позиции по еде: печеньки, сендвичи и т. д. Если доп еда к кофе мне нравиться в данной точке, то больше шансов, что в нее вернусь. Но качество кофе тут снова не главное

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Антон, спасибо, ценный инсайт. Тоже так думаем. По этому детально прорабатываем меню еды. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Maksim Sheviakou

Фёдор в одном из интервью сказал, что вы стремитесь к 50% заказам через телефон. В вашей статье сказано, что уже 75%.
Какая правдивая статистика на данный момент?

Ответить
Развернуть ветку
251 комментарий
Раскрывать всегда