{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как мы удвоили выручку кофейни без инвестиций в маркетинг или почему важна скорость?

Меня зовут Денис, я лидер проекта «Дринкит». «Дринкит» — это кофейный стартап компании Dodo Brands. В этой небольшой заметке я хотел бы поделиться нашим опытом работы по оптимизации скорости выдачи заказов.

Я расскажу о том, почему мы вообще решили этим заняться, какого мы добились результата и какие сделали выводы по результатам проделанной работы.
Про мой новый стартап в Нидерландах читайте тут, в моем телеграм-канале.

Для тех, кому совсем лень читать, (или кто случайно открыл не ту ссылку), вот основная мысль статьи в одном предложении: скорость обслуживания в кофейне напрямую влияет на возвращаемость клиентов и выручку.

Первая кофейня Дринкит в Москве в бизнес центре Омега Плаза

«Я знаю точно невозможное возможно»

В начале Марта этого года я присоединился к проекту Дринкит. На тот момент работала одна кофейне в Москве в бизнес-центре Омега Плаза. Выручка кофейни в Феврале была 716 508 рублей, операционный убыток кофейни составлял 222 096 рублей. Одной из моих первых задач было поднять выручку до целевого показателя 1,5 млн рублей и добиться операционной прибыли кофейни. Первый анализ ситуации в кофейне показал, что у нас есть проблемы со скоростью выдачи заказов. Мы погрузились в этот вопрос и получили следующую картину:

  • среднее время выдачи заказа 4 минуты 12 секунд;
  • 16% заказов мы готовим достаточно быстро и выдаем быстрее 2 минут;
  • 19% заказов мы готовим дольше 6 минут, часть гостей ожидало свои напитки более 10 минут.

Могло показаться, что показатели не критичные. Кажется, что 4 минуты нормальное время ожидания для кофейни. Я обратил внимание на долгие заказы. Оказалось, что хуже всего мы работаем в пиковые часы, в которые для гостей время важнее всего. При детальном рассмотрении оказалось, что большинство гостей в пики ждет свои заказы долго. При этом выручка кофейни напрямую связанна со способностью эффективно отрабатывать именно утренние и обеденные часы. Также я понимал, что в бизнес-центре 14 других кофеен, а у нас пока еще нет сильного бренда. Скорость может стать одной из наших ключевых отличительных характеристик. На тот момент мы также обсуждали наши ключевые ценности и то, что мы в принципе хотим сделать. Часто звучало слово «забота». Мы бы хотели построить компанию, для которой забота о госте и о сотрудниках является одной из ключевых ценностей. Скорость выдачи заказов – это как раз та самая забота о госте, о его времени. Выдавая заказы быстро, мы показываем гостю свое уважение к его времени.

Я радостно презентовал нашей операционной команде идею по выдаче заказа за 2,5 минуты. Первое, что я услышал было: «Это невозможно!».

Расставить приоритеты и отказаться от лишнего

Мы глубоко проработали весь путь приготовления заказа и выявили довольно много пространства для оптимизации. Много маленьких деталей могут дать хороший результат, но не кардинально изменить ситуацию. Я не буду вдаваться в подробности, которые скорее всего мало кого заинтересуют, но поделюсь ключевой идеей, аналитикой и результатами. Из ключевых вещей мы определили 2 основных направления: система мотивации и отказ от приготовления еды в кофейне. В данной статье я не буду глубоко рассказывать про отказ от приготовления еды, сфокусируюсь на системе мотивации и анализе результатов.

Сжечь мосты

Мы сразу отказались от первой банальной идеи — мотивировать сотрудников деньгами за быструю работу. Во-первых, денежная мотивация может привести к манипуляции с показателями, во-вторых, скорость должна быть базовым принципом нашей работы. Мы пошли с другой стороны, от гостя. Я провел несколько интервью с гостями и понял, что 6 минут является максимальным временем которое средний гость готов спокойно ждать кофе. Дальнейшее ожидания начинает раздражать большинство гостей. Мы приняли решение сжечь мосты и дарить бесплатный напиток каждому гостю, который ждет свой кофе более 6 минут. С одной стороны, для нас это означало потенциальное снижение выручки еще на 20%, с другой стороны, мы понимали, что это может привести к прорыву. Команда кофейни будет понимать, что каждый выданный сертификат на бесплатный напиток это потерянная выручка, то есть наращивание убытка. Также бесплатный напиток за долгое ожидание может помочь нам вернуть гостей, которых мы разочаровали низкой скоростью.

Так выглядит сертификат на бесплатный напиток, который появляется автоматически в приложении у гостей, которые ожидали свой заказ более 6 минут

Важно не просто создать ограничение, но и предоставить инструмент!

Первый шаг мы сделали, и сертификаты стали валом отправляться нашим гостям. В первые дни мы отдавали 40-50 сертификатов, с ужасом смотрели на эти показатели и не знали что делать. У команды даже не было инструмента, который бы позволял видеть их скорость в моменте. А если команда не видит свои показатели, то она не может с ними работать. Именно так мы пришли к тому, что нужно быстро сделать дашборд по скорости для команды кофейни.

Мы купили планшет и поставили его на видном месте в кофейне. На экран вывели дашборд со скоростью. Объяснили команде какая цель и почему для нас это важно. В первую же неделю мы получили серьезное улучшение наших показателей.

Наличие экрана с метриками сразу дало результат. Когда команда видит свои показатели в режиме онлайн, ей намного проще влиять на них и двигаться вперед к цели.

Ускорение на 40% меньше чем за месяц

Как только мы начали сфокусированную работу над скоростью, у нас сразу начала расти выручка и параллельно снижаться издержки на оплату труда. Выручка росла потому, что у нас улучшилась пропускная способность и мы стали лучше обрабатывать пики.

График с анализом скорости работы кофейни. Синие столбцы -  количество заказов за месяц, синяя линия - среднее время приготовления, зеленая линия  - доля заказов приготовленных быстрее 2х минут, красная линия  - доля заказов приготовленных медленнее 6х минут 

Помимо этого увеличилась возвращаемость. Гости очень позитивно отреагировали на то, что мы стали выдавать кофе намного быстрее. Начало работать сарафанное радио, и увеличился поток новых гостей.

Графики с аналитикой базы гостей. Анализ притока новых гостей, возвращаемости и роста количества лояльных гостей.

Первая прибыль!

Получилось так, что параллельно с ростом скорости выдачи заказов, мы увеличили выручку и снизили издержки на оплату труда. Одно зацепилось за другое, и в итоге мы достаточно быстро вышли в первый плюс. Уже в Апреле мы получили первую положительную Ebitda, а в Июне приблизились к целевому результату. Ebitda в Июне составила 12,47% или 135 907 рублей. Мы оцениваем этот результат как средний и считаем что уже к концу года сможем увеличить нашу операционную прибыль до 30%, что при прогнозируемой выручке 1 700 000 рублей составит 510 000 рублей.

Что дальше?

Сейчас у нас достаточно хорошее среднее время выдачи заказов — 2,5 минуты. 35% заказов мы отдаем быстрее 2х минут. Всего 3% заказов мы готовим медленнее 6 минут. При этом у нас достаточно неплохой LC (затраты на оплату труда команды кофейни). Этот показатель у нас составляет 22%. Но мы не планируем на этом останавливаться. Мы считаем что можно уменьшить среднее время приготовления и при этом еще снизить LC. Мы разбираем весь процесс работы кофейни на детали и ищем моменты для оптимизации. Это может быть оптимизация как технологии приготовления того или иного продукта, так и изменения связанные с моделью управления кофейней. Наша большая цель — добиться среднего времени выдачи заказа — 2 минуты, LC — 16%.

0
225 комментариев
Написать комментарий...
Саша Катков

Как вы решили вопрос со временем приготовления альтернативы, если она у вас есть? Для качественного приготовления альтернативы нужно вскипятить воду до определённой температуры, нельзя просто взять горячую, по рецептуре процесс вливания воды может занимать больше 2 минут. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Саша, решили радикально: альтернативу не готовим)

Ответить
Развернуть ветку
Саша Катков

В таком случае поставьте фильтр-кофе, сварил раз в 4 часа и наливай из термоса )
Это привлечёт любителей фильтра, повысит скорость подачи и разгрузит очередь в интенсив 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Фильтр есть, именно эти фильтр-машины и используем)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Korolev

А начиналась история как "мы любим кофе и хотим делать хороший", для этого выкупили кофейню так сказать с душой. А теперь просто конвейер с упором на количество $/сек. Странная история выходит )

Ответить
Развернуть ветку
Timofey Dyrin

Ну раньше было 6 минут души, теперь стремятся к 2,5. В итоге-то они, по логике, раздадут больше души в день

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Похеров

Опять нам выпаривают историю про душу в кофе. А в итоге конвейерный кофе с закупными круасанами 

Следующий этап экономить на воде и весе изделий 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Александр, не совсем так. Мы делаем отличный кофе, с душой. Просто не готовим воронку, аэропресс и другую альтернативу, доля которой в выручке очень низкая, а операционных проблем из-за которой очень много. Этот отказ никак не отменяет наших намерений первоначальных. 

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Korolev

Возможно. Но со стороны это выглядит как желание заработать максимальную прибыль и выжать все соки из всего, до чего дотягивается рука, включая персонал, который легко заменить на другой.

Поэтому Додобрэндс по сути без разницы чем заниматься: пиццей, шаурмой, кофе, автомойками, прачечными, изготовлением ключей или шиномонтажками. Ключевое значение имеет прибыль в секунду и дальнейшее размещение на бирже.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Panfilovich

Подождите, а за что вы их собственно ругаете? Конечно очень круто, что есть много кофеен где ее готовят. Честь им и хвала. Но если Дринкит считает что ее готовить слишком долго, и, следовательно не эффективно почему от этого у них стал хуже кофе? Тот же эспрессо и batch brew можно приготовить очень вкусно. А кому нужна альтернатива - тот просто пойдет в другие кафе. И все довольны. Чем тут Дринкит виноват? В ваших словах чувствуется какой-то негатив. Но я реально не понимаю за что.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Korolev

Да не совсем негатив. Скорее обида. Была надежда, что история будет про кофе, но история оказалась про бизнес. И бизнес должен быть максимально эффективным, чтобы заработать максимально много денег, чтобы открыть ещё больше бизнесов с максимальной прибыльностью. Тут всё чётко делают, они молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Danila Pervushin

Так мы д вроде на vc  а не на форуме кофейных гурманов. По мне так все логично

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Panfilovich

Мне кажется кофейной индустрии сейчас нужны как раз такие сети как Дринкит. Нам нужны массовые сети, которые будут сопоставимы по масштабам с лидерами, но будут готовить вкусный кофе.  Пока кофейни Nной волны концентрируются в первую очередь на кофе, они не могут расти. У них просто нет на это денег. Нет ни одной сильной сети, которые делает кофе (огоровка, Даблби сильны только в Москве, а про Surf не знаю, хотел бы узнать побольше, но одна сеть не показатель). В результате рынок заполнили бесконечные Кофиксы и ВанПрайсКофе с одного конца и абсолютно не вкусные Старбакс и Шоколадница с другого. Лучше пусть появятся сети типа Дринкита, которые смогут подвинуть всех выше-перечиленных и поить людей вкусным кофе и занимать хорошие места на улицах чтобы быть на виду.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ларин

Крупные сети в принципе не могут готовить хороший кофе.
Ибо хорошие обжарщики не осилят объемы и будут работать на масмаркетном дерьмовом кофе, как всякие Макдональдсы на Жардинах из Магнита

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Panfilovich

Вообще не понятно откуда это взялось. Более менее нормальная успешная кофейня потребляет 100 кг зерна в месяц. Сеть из 100 кофеен получается 10 тонн в месяц. Какая проблема пожарить такой объем вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ларин

Такой объем нет,  а условному Макдональдсу проблема. Крупнейший обжарщик Тести кофе в России жарит 600 тонн в год и то  у него большая часть зерна это на грани коммерции 80-82 баллов.
Сеть из 100 кофейн потянуть может только таже Тести кофе, остальные уже не осилят, у остальных уже 150 тонн и меньше

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Panfilovich

Будет спрос, проапгрейдят оборудование и пожарят. Главная проблема в том, что нет сетей, которым это нужно. Вот создать такой спрос на зерна такого качества, вот это супер сложная задача.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Александр, приглашаю вас к нам в кофейню, посмотреть своими глазами на то что мы делаем и составить ваше мнение. С меня кофе)

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Голованова

Но Вы же писали про "третью волну".... Так вот она какая, оказывается.
.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Какая? 

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Голованова

Двухсполовинойминутная. В прошлой статье Вы писали про качество, тут о нём и слова нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Качество как базовый принцип. Мне теперь нужно о нем в каждой статье писать? 

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Голованова

Почему нет? Хотелось бы узнать, как качество поддерживается за 2,5 минуты?  

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Оксана, стандартный напиток готовится очень быстро. 80% продаж это кофейная классика - капучино, американо, латте, флэт и фильтр. Фильтр готовиться 10 секунд, американо чуть меньше минуты, капучино 1-1,5 минуты. Ничего нет особенного в поддержании качества при скорости 2,5 минуты. Просто нужно фокусироваться на скорости, вот и все. Обычно просто никто не заморачивается и не заботиться о времени гостя. 

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Голованова

А в прошлой статье Вы писали, что на вкус кофе влияет много параметров. Можно ли оценить их все за 2,5 минуты? 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Да, на вкус влияет много параметров, но их не нужно оценивать при приготовлении каждого напитка. 

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Голованова

А как часто проверяют эти параметры? И есть ли у персонала стимул их проверять? Ведь всё теперь заточено под скорость...

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Оксана, я нигде не написал что все заточено под скорость, это ваша интерпретация. Есть ряд важных для нас параметров, один из них скорость, мы за ней следим. Это никак не отменяет что нужно контролировать и другие показатели. Стимул у команды один - высокая возвращаемость, а она возможна только при высоком уровне качества. 

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Голованова

Однако, как именно при такой скорости контролируется качество так и не понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Оксана, приходите к нам в кофейню и вы сможете сами увидеть как это происходит)

Ответить
Развернуть ветку
222 комментария
Раскрывать всегда