{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Такие разные экономики. Часть 1

Производство, распределение, обмен и потребление. Эти четыре этапа во взаимодействии человека и ресурсов были основными и незаменимыми на протяжении тысяч лет человеческого развития. И так было только из-за тех самых пресловутых трансакционных издержек, которые сильно ограничивали людей во взаимодействии друг с другом (подробнее о них в статье "Неидеальная экономика"). Когда же люди получили возможность делиться информацией быстрее, чем едет повозка с лошадью или несется паровоз, ситуация изменилась в лучшую сторону. Изобретение радио, телевидения, а затем и интернета позволило человечеству не только получить доступ к данным, но и открыло новые возможности для роста производительности как каждого отдельного человека, так и всего мира.

Речь пойдет о том, как средства массовой коммуникации смогли изменить наше представление производстве, распределении, обмене и, конечно, потреблении. А также подумаем о том, что нас ждет в недалеком будущем. Чтобы сильно не нагружать, я разбил статью на три части. Сегодня я опишу основные технологии, которые позволили новым рынкам и бизнес-моделям появиться на свет.

Платформы - наше все!

Трансакционные издержки, или издержки взаимодействия, всегда были камнем преткновения для любой экономической модели. И любые механизмы, которые позволяли бы уменьшить эти издержки (которые, кстати, иногда были космическими из-за участия посредников), всегда вызывали неописуемый восторг у бизнеса, а затем и у рядового потребителя.

Самые простые платформы из возможных - это агрегаторы. Например, Яндекс.Маркет, который позволяет вам увидеть предложения от тысяч обособленных продавцов, сравнить их и выбрать лучшего по определенным параметрам. Именно интернет магазины стали первыми платформами, которые пришлись по душе потребителям. Почему? Да, все верно, потому что они снижали издержки взаимодействия. Проще говоря, они сохраняли ваше время.

Сейчас платформы - это, зачастую, очень сложный механизм. Это связано с тем, что некоторые сферы просто не могут обходиться обычной связью по интернету. Такие сервисы, как Blablacar, Uber, Kickstarter, Airbnb уже сами становятся посредниками, которые сокращают большую часть трансакционных издержек (и берут за это соответствующую плату). Многие из них несут ответственность за безопасность пользователей, за быстрое совершение платежей, за качество услуг и так далее.

И причина усиления контроля со стороны платформ понятна. Ведь людям зачастую совсем неинтересен свободный рынок. Им хочется, чтобы рынок, на котором они взаимодействуют был безопасным, надежным и предсказуемым. А это (не без проблем) могут обеспечить владельцы платформ.

Вообще, в перспективе, платформы должны были также обеспечить пользователей абсолютно равными правами. Так, таксист в Uber имеет все данные о рынке, он сам решает, к кому ехать, а к кому нет. Короче, заработок зависит полностью от него. И неважно, какого цвета у него кожа, какого он пола, есть ли у него недостатки в плане характера. Если это не влияет на твою работу, то ты сможешь зарабатывать столько, сколько сможешь, как и все участники этой платформы (небольшой спойлер, на самом деле женщины зарабатывают в Uber меньше, чем мужчины, но об этом речь пойдет в следующий раз).

Фото взято из статьи Inc.Russia

Peer-to-peer

Peer-to-peer или Р2Р (читается как "пир-ту-пир" или "пи-ту-пи") - это описание метода общения между потребителями и продавцами. Представьте себе обычный рынок, прям вот самую настоящую ярмарку. Люди приходят, лично общаются с продавцами, торгуются с ними, ссорятся и заключают сделки. Когда появился интернет, стало понятно, что нужен кто-то, кто будет все контролировать. За дело взялись крупные компании (типа Amazon), которые сами связывали продавцов и покупателей.

Платформы тоже изначально работали в похожей схеме (связывали бизнес и покупателей). Но формат P2P совершил революцию!!! Ха-ха, конечно нет. По факту это просто соединение конкретного пользователя с конкретным пользователем, причем оба могут быть полезны друг другу, ведь у одного есть деньги, а у второго товар/услуга.

Еще одним важным аспектом P2P платформ является делегирование ответственности. То есть, каждый пользователь сам отвечает за себя и за работу всей платформы. По-научному это называется децентрализацией. Почему это так важно? Все дело в том, что пользователи всегда владеют информацией, которой у регулятора (например, платформы) может не быть. То есть, Airbnb наверняка может не знать, что арендодатель держал до этого в квартире собаку, и теперь у посетителя серьезная аллергия. Именно пользователи должны отвечать за себя и за других пользователей. Это тоже сокращение трансакционных издержек. А чтобы это лучше работало, придумали рейтинг.

Рейтинг

С появлением платформ, тем более тех, которые работали именно через Р2Р взаимодействие, ребром встал вопрос о доверии между незнакомцами. Как можно просто так взять и на неделю сдать свою квартиру Зумарэ из Индонезии? Слишком безрассудно звучит. Человек должен делом доказать свою надежность. На это и стали опираться пионеры платформ.

С каждой новой поездкой человек показывал себя как хороший, чистоплотный турист или как аккуратный водитель. Но основании отзывов других людей стал формироваться определенный профиль человека на платформе, из-за чего доверие к нему повысилось (правильнее сказать, понизилось недоверие). Это один из ключевых факторов развития платформенных в принципе.

Пример рейтинга из сервиса Airbnb

Но сейчас этот самый рейтинг привел нас к совершенно иной проблеме. Так, люди, которые имеют высокий рейтинг, например, на Airbnb, пользуются большим спросом у всех пользователей, так как уже достояли свою состоятельность. При этом, на любой новой для себя платформе (например, Blablacar) они окажутся с нулевым рейтингом, из-за чего пользователи с большой неохотой будут обращаться к нему. В общем, вопрос кроссплатформенного рейтинга, вот, как это называется. Сейчас еще нет хорошего алгоритма, который позволял бы оценивать сквозной рейтинг человека, чтобы точно понимать, кто он.

В следующих частях я постараюсь максимально кратко и информативно рассказать о типах "новых экономик", а также объяснить, как такая мейнстримовая штука связана с фундаментальной экономической теорией.

Telegram автора - @Grigoriy_Gribanov

Полезные ссылки:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда