{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

PSS в кейсах: что нужно знать о функционале

Ассоциируется ли у вас авиация с IT? Если вы ответили «нет», то удивитесь количеству разнообразных IT-систем, которые решают задачи гражданской авиации. На волне импортозамещения софта возникает непаханое поле работы для IT-специалистов. О маленьком кусочке такого поля я вам сегодня и расскажу.

Меня зовут Полина и я работаю в компании, которая занимается разработкой it-систем: в мировой отрасли они называются PSS, а в России — Автоматизированные системы бронирования.

О чем вы думаете, глядя на такой набор слов? Например, мой знакомый (не из индустрии) счел, что раз “бронирование” — то самолёт покрывают броней. В реальности за этим названием скрывается система, помогающая функционировать всем участникам авиации, и, главное, закрывающая потребности конечного пользователя — пассажира. Вы можете отправиться в путешествие мечты, навестить родню или слетать в командировку.

Автоматизированные системы, такие как наша, позволяют пассажиру приобрести билеты, питание на борту или провоз багажа множеством способов: через сайт или приложение любимой авиакомпании, в офисе турагента, или через поисковик. Однако покупка авиабилета и последующая регистрация на рейс — это лишь видимая пассажиру часть процессов. В этой статье я хочу рассказать о функционале системы, который разрабатывает наша команда, на примере интересных кейсов. Полетели!

Гарри Поттер и зеленая авиакомпания

Этой замечательной историей поделились коллеги из авиакомпании S7 Airlines, которые на сегодняшний день используют наш продукт PSS. На их рейс зарегистрировался пассажир с фамилией Поттер. Кроме наличия известной фамилии — он еще и не явился на рейс. Сотрудникам пришлось вызывать мистера Поттера по громкоговорителю.

В нашей системе предусмотрен функционал Revenue Integrity (переводится как “Защита целостности доходов”). В него входят разные правила, помогающие авиакомпании защититься от мошенников или вот подобных “весельчаков-Поттеров”. Одно из правил — “Защита от фиктивных ФИО”.

В этом правиле можно прописать, пассажирам с какими именами и фамилиями нельзя продавать билеты. Например: “Тест Тестов” и “Один Один" купить билет не смогут. Однако в случае, если пассажир действительно подтвердит, что он Гарри Поттер по паспорту, то компания обязана продать авиабилет. “Защита от фиктивных ФИО” — не единственное правило о “Защите целостности доходов”. К нему также относится протекция от дублирования или “двойников”. Например, если вы в один день создаете несколько однообразных заказов, то система аннулирует все, кроме самого “свежего” или самого “старого” — в зависимости от настройки правил авиакомпании.

Самой важной функцией в блоке “Защита целостности доходов” является так называемый “Таймлимит” — время, доступное для оплаты билета. Этот период может быть разным в зависимости от сроков вылета рейса. Например, если пассажир покупает билет на рейс, вылетающий сегодня вечером, то время для совершения платежа составит 20 минут. А если вы покупаете билет на июль в ноябре – то вам для оплаты могут выделить несколько дней. Если же время на оплату билета истекло, заказ, созданный пассажиром, аннулируется — весь процесс поиска перелета нужно начинать заново.

Все эти правила нужны для того, чтобы места, доступные на конкретном рейсе, не исключались из продажи и были доступны другим потенциальным покупателям. Таким образом, происходит полное обеспечение загрузки рейса и экономическая эффективность для авиакомпании.

Чип и Дейл спешат на помощь

Хочу рассказать про другой функционал, который не связан с прибыльностью авиакомпании, зато значительно облегчает жизнь для некоторых пассажиров. Называется он “Список пассажиров с ограниченной мобильностью”.

Особенный он потому, что включает только тех, кому требуется помощь в аэропорту. Среди них люди с ограниченной возможностью передвижения, незрячие или дети без сопровождения взрослых. Эти списки представляют из себя специальное сообщение, уходящее в аэропорт за сутки и повторно за несколько часов до вылета. При бронировании таких пассажиров в заказе создается специальная пометка.

Вся эта конструкция нужна, чтобы службы в аэропорту знали, каким именно пассажирам понадобится помощь и заблаговременно привлекали обученных сотрудников.

Как же я обрадовалась, увидев вживую в аэропорту Домодедово сотрудника в жилетке PRM (PRM – Persons with Reduced Mobility), который катил бабушку в кресле-каталке с регистрации к гейту. Классно осознавать, что твой продукт помогает людям!

Место 4С

Еще один интересный функционал — “Карта мест”. Она представляет из себя макет салона самолета с перечислением всех имеющихся кресел и классов.

Картинка для примера

Время раскрыть карты: у каждого места в салоне самолета есть набор определенных характеристик. Эти характеристики складываются из физического расположения в салоне, комфортности посадки. На макете самолета есть такие параметры как: “у окна”, “у аварийного выхода”, или “место для ног”. Эти критерии влияют на ценообразование.

Характеристики очень важны не только для того, чтобы определить стоимость места — они также влияют и на безопасность перелета. Например, детям нельзя сидеть на креслах у аварийного выхода. Ведь в случае аварийной ситуации понадобиться сила взрослого человека, чтобы открыть его.

Поэтому для карты мест в системе есть набор так называемых “Бизнес-правил ограничения пригодности”. Например, правило может выглядеть как: “для категории пассажира — “ребенок” кресло с характеристикой “у аварийного выхода” “не занимать”. Или “для категории пассажира “младенец” нельзя сидеть на кресле “у окна”.

Есть еще одна занятная деталь про карту мест — “Реситинг”. Дать определение этому функционалу непросто, поэтому объясню на примере. Допустим, в парке авиакомпании стоят самолеты: Boeing, Airbus и SuperJet. Авиакомпания продает места на выбранном рейсе на Airbus, а за сутки до вылета по тем или иным причинам пришлось заменить борт Airbus на борт SuperJet.

Пассажиры уже оплатили билеты. Притом, они могли забронировать места в особенных комбинациях. Например, двое родителей купили себе места на первом ряду с пространством для ног, а детей посадили на второй ряд. Другой пассажир оплатил место у окна. А еще один — принципиально любит сидеть в проходе.

Соответственно, при замене воздушного судна приходит уведомление в нашу систему — запускается программа, обрабатывающая все заказы данного рейса. Заказы должны быть обработаны таким образом, чтобы пассажиры, купившие себе платный выбор места, пересели с максимальным сохранением оплаченных характеристик места и в максимально похожей конфигурации рассадки. Для этого даже изобретен термин — “смежность”.

Например, девушка планирует лететь с кошечкой в перевозке. На новом борту места, доступные для рассадки с животными, категорически не совпадают. Тогда нам нужно путешественниц пересадить таким образом, чтобы на новом борту они сидели на разрешенных для перевоза животных местах (вспоминаем про правила ограничения пригодности — они учитываются и при пересадках).

В заключении

Пассажиры (а мы все с вами так или иначе пассажиры) не задумываются о том, что у авиации и аэропортов “под капотом”. Наверняка многие представляют себе только сайт авиакомпании или агрегатор-поисковик, но мало кто знает, что происходит по ту сторону сайта. Дальше в дело вступает наша огромная, многосоставная система. Заниматься её разработкой - это очень амбициозная и ответственная задача, ведь от качества разработки зависят одновременно финансовые показатели авиакомпании или аэропорта, но главное — комфорт и безопасность пассажиров. Зато это очень крутая школа!

Специфика системы непростая, поэтому делимся кейсами, которые мы бережно храним и передаем нашим новичкам.

В этой статье мы рассмотрели такие блоки как:

  • Защита целостности доходов
  • Отправка списков о пассажирах с ограниченными возможностями
  • Карта мест и реситинг

Может быть вам интересно узнать о других функциональных возможностях из мира систем бронирования, поделитесь!

0
1 комментарий
Павел Кондрашевич

Отличная статья. Хотим ещё

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда