{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Hard Fun

Всенаука выложили в бесплатный доступ (примерно) 90 научно-популярных книг. В подборку вошли и классические авторы (Р. Докингз, М. Чиксентмихайи), и современные (Р. Сапольски, С. Пинкер).

Разница между учёными и популяризаторами науки не всегда очевидна. Задача учёных сформулировать полезную догадку об окружающем мире, отталкиваясь от накопленного человечеством знания. С момента начала накопления человечеством знаний сложность знания (а, следовательно, и догадок) значительно увеличилась: на ранних стадиях развития мы передавали знание о разведении и поддержании огня, сегодня — о запутывании атомов.

Популяризаторы трактуют теории (в том числе сложные, в том числе уже используемые в прикладной инженерии) в облегчённом формате — без формул и бытовым языком, на сколько это возможно. Они проблематизируют теорию, привлекают к теории внимание широкой аудитории. В классификации целевого распространения знаний ШСМ задача популяризаторов называется просвещение.

Есть надёжный способ проверить ценность той или иной теории — прокритиковать её резонность, то есть сопоставить с другими жизнеспособными теориями. Отсюда два вывода:

1. Необязательно изучать нежизнеспособные теории (например, геоцентрическая система мира, алхимия, астрология);

2. Предпочтительно работать с источником информации, а не интерпретацией.

Мы хотим быть резонными и достоверными в своей риторике, в своих убеждениях, — это ключ к развитию. Для этого нам необходимо критически относиться к потребляемой информации. Заинтересовавшись какой-то идеей, найдите источники, на которые ссылается её автор. Если тезис из источника вы интерпретировали иначе, чем автор, вы можете связаться с автором. Да-да, просто написать ему в твиттер. Печатающиеся авторы жаждут обратной связи, поэтому ваш интерес будет и приятен ему, и позволит уточнить аргументацию.

Если у вас нет твиттера, напишите на электронную почту. Или зачем она вам нужна? Или как вы обычно развлекаетесь?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда