{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как стать уверенным в себе, и говорить без страха?

«Синдром жертвы» с точки зрения ораторского искусства и методы борьбы с ним.

Всем привет! Меня зовут Юлия Шустрая! Я педагог по технике, логики речи, речевым манипуляциям и самообороне. А в прошлом я журналист федеральных телеканалов. В связи с этим работала с разными людьми от бомжей до президентов в прямом смысле слова, поэтому свой проект я решила делать про речь для жизни, а не только для сцены, как это обычно бывает с подобными материалами.

Так что будем учиться вместе общаться с людьми и самое главное добиваться в этом общении собственных целей. Эта статья о самой больной мозоли - страхе общения, и о том, как люди замечают его в вас.

Синдром жертвы: Как страх общения меняет внешность?

Я недавно у себя в соцсетях проводила эксперимент: Показывала результаты своих учеников без звука. Странно для педагога по речи, да? Я предлагала ответить: А что же поменялось в человеке?

Ученик 4-го потока курса «Дизайн речи» Олег Верещагин. Фото размещено с согласия ученика.

Почти все ответили, что мимика учеников поменялась. Заметили, что они иначе смотрят, фокусируются. И это не случайное совпадение, ведь речь напрямую связана и с нашей внешностью. Точнее с физическими ощущениями.

У нас в глубинном, историческом и психофизическом смысле есть «синдром жертвы». Это рефлекс, который даёт нам команду, сжаться и стать максимально незаметными в момент, когда на нас нападают. Это такая оборонительная позиция.

Первое, что мы делаем - это сокращаем дыхательные функции. Получается следующая связка: стресс — зажатый вдох. То есть мы дышим редко так, чтобы максимум хватило на шёпот. Нет глубокого дыхания — нет уверенного звучания. Добавьте сюда рефлекторный зажим всех мышц, бегающие глаза и сузившиеся зрачки. И вот он — идеальный портрет неуверенного в себе человека.

Если вы хотите увидеть как этот синдром выглядит со стороны, посмотрите на фотографию «National Geographic» — Афганская девочка. Это одно из самых известных фото издания. Выражение лица не оставляет равнодушным.

Это фотография Стива Маккари и на ней девушка, которой еще нет 14, но при этом у неё такой устремленный, застывший взгляд, очень зажатое лицо — это я вам уже говорю как специалист. Фотография сразу на вас производит гнетущее впечатление, и не зря. Там у девушки такая история. Родители погибли, сама она переходила заснеженный перевал и потом ещё её арестовали, у нее очень тяжёлая жизнь. В общем, этот взгляд, и это выражение лица вполне обоснованы.

Но! Если мы говорим о людях, у которых не столь тяжёлые жизненные обстоятельства, а они просто боятся разговаривать, общаться, коммуницировать или напрягаются во время этих процессов, то казалось бы здесь можно что-то сделать. Действительно можно!

В рамках того же эксперимента я пропустила фото девочки через фоторедактор, и расслабила ей мышцы лица: убрала напряжение в районе губ и челюсти, немного смягчила фокус во взгляде — зрачки расширила и сместила блик. Посмотрите, как изменилось выражение лица сразу. Стало более мягким. Люди у меня в аккаунтах это тоже отметили.

Это, конечно, очень грубая работа, но она хорошо показывает, как напряжение мышц и взгляд меняют впечатление о человеке. Вы можете внутри быть хоть самым дружелюбным существом, но внешне будете выглядеть тем самым загнанным зверем. Причем, в отличие от афганской девочки, без явных на то причин. И, наоборот: если с мышцами лица и дыханием все хорошо, то даже в самой стрессовой ситуации вы будете выглядеть спокойно и профессионально.

Как влияет на речь и мимику зажим челюсти?

Первое что люди обычно считывают, как изменившуюся мимику - это отсутствие зажима челюсти. Почти все ученики приходят ко мне с таким зажимом, мы его расслабляем и лицо становится более подвижным, более мягким, более пластичным. За счёт чего появляются улыбки, другие оттенки эмоций и человек начинает казаться более раскованным. Вы не пропускаете это через голову. Просто физически мы убираем зажим, и лицо становится более дружелюбным, а еще во время разговоров не подводит — уходят запинки, оговорки, мямленье.

Как речевое дыхание влияет на взгляд?

А со взглядом тоже всё просто: у нас стресс завязан на дыхании, а зрачки реагируют не только на свет, зрачки реагируют ещё и на наши внутренние ощущения. В моменты стресса они либо сильно сужаются, либо, напротив расширяются неестественно. Можете вспомнить как воздействуют на человека наркотические препараты — они же тоже затрагивают именно нервную систему. Стресс действует примерно так же.

По размеру зрачка можно даже определить ещё как к вам относится ваш собеседник. Если значок расширяется и на вас направлен пристальный взгляд, то вы привлекательны для человека. Если сужаются, то вероятно вызывают какие-то негативные чувства.

То есть, смотрите, если у вас заранее суженные зрачки, и вы сами вызываете негативные чувства, вы транслируете, что собеседник у вас тоже вызывает негативные чувства.

Мы можем управлять этим процессом. Мягкость нашего взгляда, его фокусировка сильно зависит от того, что творится у нас в голове, и что творится с нашим дыханием. То есть, если мы дышим спокойно, размеренно, ритмично, то наш взгляд становится более мягким, зрачки становятся среднего размера, именно поэтому появляется эффект фокусировки.

Если же все ваши мысли направлены на то, чтобы не забыть, чтобы там сказать, у вас сбивается дыхание, взгляд становится стеклянным, и от этого появляется впечатление человека проваленного в себя, вообще не заинтересованного в собеседнике. Результат беседы будет соответствующий.

Как артикуляция меняет внешность?

Если расслабить человеку мышцы лица и научить его правильно дышать, то лицо будет выглядеть по-другому. Мне ни один, и не два раза писали о том, что «у вас после курса люди почему-то выглядят иначе». Вам не кажется — это действительно так! Манера говорить, мимика, ощущение себя — все это в купе дает такой результат.

Кстати, хорошие мышцы лица влияют и на его форму. Например, у многих девушек прорисовываются скулы ввиду работы с речью. Почему? Потому что хорошо поставленная речь — это расслабленная челюсть и сильные мышцы лица. Вот вам они и скулы. Никакой магии вообще. Всё просто.

У возрастных учениц за 50, часто подтягивается овал лица, и это тоже никакая не магия - это побочный эффект в виде восстановления функции мышц.

Как победить страх публичности?

Если же вы хотите, чтобы ваша уверенность была видна ещё до того, как вы рот откроете, то у вас должно быть раскованное глубокое дыхание и хорошо работающие мышцы лица. Дыхание влечёт за собой спокойствие. Да! На психику оно тоже влияет, если дыхание хорошо поставлено и правильно автоматизировано.

Вы не думаете так: «дыши, дыши, дыши» — никаких подобных мыслей, просто дышите спокойно на автомате. От такого дыхания расслабится и лицо. Правда, сначала эти зажимы нужно снять на глубинном уровне — это физическая работа, а потом уже от дыхания зависит, будут ли формироваться новые.

Итого, вместо синдрома жертвы, даже в стрессовых ситуациях, мы получаем реакцию здорового, уверенного, сильного человека, который понимает, что всё в его руках. Да — это физиология. Еще точнее - это психофизиология, когда вы начинаете с физических упражнений, а сказываются они еще и на психологическом состоянии.

Если хотите понять, как правильно выстроить такую работу с речью, вы можете скачать мой бесплатный сборник «5 шагов к уверенной речи». Там вы найдете подробное описание всех этапов работы на вашим голосом и манерой говорить.

(Реклама ИП Бернацкая Ю.Н ИНН 165125741188)

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда