Зачем привлекать инвестиции в бизнес, если и так все хорошо?

О привлечении инвестиций - в экспертной статье Сергея Урескул.
О привлечении инвестиций - в экспертной статье Сергея Урескул.

Часть первая. Риторическая

На практике я вижу, что многие действующие предприниматели уже выстроили успешный бизнес. Но они не управляют КАПИТАЛИЗАЦИЕЙ, не знают, что это такое и зачем она нужна. Между тем, многие предприниматели, достигшие вершин управления бизнесом и управляющие им именно на уровне собственников, считают управление КАПИТАЛИЗАЦИЕЙ главной функцией собственника бизнеса. Именно ГЛАВНОЙ и именно СОБСТВЕННИКА.

Давайте попробуем вместе разобраться, почему некоторые не уделяют внимание капитализации вовсе, а некоторые ставят эту функцию во главу угла.

Ну, для начала, господа владельцы бизнеса, предприниматели, поверьте - ни одному вашему сотруднику не нужна капитализация и никто за нее не отвечает и даже не думает об этом.

К сожалению, смею предположить, что вы тоже никогда не смотрели в сторону капитализации компании. Возможно, это ваша важная точка роста. Забегая вперед, скажу, что капитализация - это ваши деньги. Которые вы НЕДОЗАРАБАТЫВАЕТЕ. Капитализация – это рыночная стоимость компании. Управлять капитализацией – означает постоянно повышать оценку бизнеса. Но зачем?

Простой закон.

Чем выше оценка бизнеса, тем БОЛЬШЕ денег вы можете привлечь в этот бизнес или на себя лично и при этом передать инвестору МЕНЬШУЮ ДОЛЮ. Т.е. получить больше денег за меньшее количество товара, выражаясь языком предпринимателя. Стоп, стоп. Чего это я буду передавать долю инвестору? «Я один собственник или уже с партнерами и никакие другие партнеры мне не нужны» - считают многие.

Вот здесь кроется опасность.

Если открыть любой рейтинг ТОП-100 компаний любой страны, там не будет НИ ОДНОЙ крупной компании, КОТОРАЯ БЫ НЕ ПРИВЛЕКАЛА ИНВЕСТИЦИИ. Просто подумайте об этом!

Остановитесь и ответьте себе на вопрос: "Почему нельзя стать по-настоящему крупной компанией, лидером отрасли без инвестиций?"

Остановитесь и подумайте. Это важно.

Надеюсь, вы честный человек, ответили себе на этот вопрос и мне не надо вас дальше убеждать, что вам нужны инвестиции, если хотите быть по-настоящему крупной компанией. По-настоящему.

Хотите страшную мысль №2?

В списке крупнейших компаний мира и нашей страны вы не найдете ни одну компанию НЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО. А ваш бизнес ведется в формате АО? Не отвечайте, вопрос риторический… В России 6 млн. юридических лиц и ИП. И ЛИШЬ МЕНЕЕ 1% из них – это акционерные общества.

Это такая особая каста стратегически мыслящих предпринимателей, которые вовремя посмотрели в нужную сторону или им подсказали, что в бизнесе важно управлять капитализацией. Ведь капитализация – это в первую очередь история про акционерные общества. Акционерную стоимость.

Почему не ООО или ИП?

ООО ПРОСТО НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ.

Ограничение по количеству инвесторов-партнеров (50 чел), сложные сделки, которые невозможно проводить онлайн или из-за границы, всех членов ООО видно в ЕГРЮЛ, никакой конфиденциальности. ИП и вовсе неотчуждаемая форма ведения бизнеса. Любая форма инвестиций в ИП кроме займа – фикция и не защищает инвестора.

Только акционерное общество открывает путь по-настоящему в крупный бизнес. С тысячами инвесторов и миллиардами долларов капитализации компании. Именно в них создаются по-настоящему крупные состояния. Потому что именно эта форма во всем мире используется для инвестиций. Именно она позволяет совершать сделки онлайн, иметь неограниченное количество акционеров, привлекать деньги на внебиржевых платформах и даже выходить на IPO.

Организационно-правовая форма - ключевое в вопросах привлечения инвестиций.
Организационно-правовая форма - ключевое в вопросах привлечения инвестиций.

Итак, основные мысли первой части.

○ По-настоящему крупный бизнес невозможен без инвестиций.

○ Можно привлечь больше инвестиций за меньшую долю, если управлять капитализацией.

○ Все крупные компании стали крупными при помощи инвесторов.

○ ООО и ИП не подходят для развития крупного бизнеса и привлечения инвестиций.

Если вы не поняли или не согласны с какой-то мыслью, попробуйте перечитать текст выше. Если остались не согласны, скорее всего вы не поняли смысл изложенного выше, дальше не читайте. Вам это не принесет пользы.

Часть вторая. Зачем нужны инвестиции в бизнес?

Инвестиции – это ваши личные деньги.

1 – либо сейчас; 2 – либо завтра; либо 3 – послезавтра.

1) Деньги сейчас.

Мы можете оценить бизнес, упаковать его и сделать cash-out (продать свою долю инвестору, закрыть личные «хотелки» и мечты), это тоже важно. Но эти деньги не помогут бизнесу, это деньги для вас. Хотя, возможно, бизнесу поможет ваша энергия, заряд которой вы получите, закрыв ваши мечты. Давайте посмотрим на другие, более длинные деньги. Они мне лично намного более интересны.

2) Деньги завтра.

Завтра – это условно, имеется в виду срок от 3 месяцев до 3 лет.

Предположим, ваш бизнес приносит вам 2 млн. чистых денег на себя в месяц, 24 млн. в год. Вы привыкли к этому уровню дохода, вы не готовы что-то менять, тестировать гипотезы или падать в личных доходах.

А теперь представьте, что ваш бизнес может сделать, если вы в него добавите в его развитие 2-3 годовых прибыли? Т.е. 50-75 млн. из нашего примера. Привлеченных от инвестора.

Только подумайте, сколько денег может принести ваш бизнес, если в него придёт 50-75 млн. денег, которые можно потратить на развитие этого бизнеса. Обычно эта мысль очень зажигает основателя, очень драйвит. Прочувствовали? Так вот мне кажется, вы уже поняли, что такие инвестиции дают прирост вашего личного дохода в 2-3 раза. Нет? Давайте поймем почему.

Например, мой знакомый Руслан Шарипов (бренд «Русдверь»), которому мы привлекли 30 млн рублей за 10% акций за первое полугодие, уже сделал x2 по выручке, при этом освоив только 50% инвестиций, и даже заплатил инвесторам первые ежеквартальные дивиденды по очень хорошей ставке 24% годовых.

Руслан поверил в технологию акционерных обществ и теперь идет к 10 млрд. рублей капитализации и IPO. Если темп сохранится, то Руслан за год сделает х2-х4 и поделиться от нового дохода всего 10% чистой прибыли с инвесторами. Те его личный доход вырастет раза в три, и всего 10 процентов от него он отдаст инвесторам.

Но вернемся к теории.

3) Деньги послезавтра.

Здесь я говорю про ваш личный стратегический доход через 3-7 лет. Это настоящий cash-out, но на сумму не как в первом случае, а в 10-100 раз выше вашего текущего дохода.

Компания, которая быстро растет, часто интересует инвестиционные фонды, которые готовы купить долю по будущей оценке компании и произвести инвестиции и в бизнес, и основателю. Оценка может быть очень высокой, и в моменте вы получите очень высокий доход. И ваш бизнес получит очень большие деньги, которые позволят ему вырасти кратно. Пропорционально вырастет и рыночная цена вашей доли в этом бизнесе.

А вершиной развития акционерного общества является IPO. Все о нем слышали, но никто не знает, что это такое. В рамках IPO компания и основатель выводят свои акции в публичный рынок ценных бумаг и навсегда вписывают свое имя золотыми буквами в историю российской, а иногда и международной экономики. Вы продаете свои акции и в моменте получаете прибыль, равную вашему 100-кратному годовому доходу, и примерно столько же или больше сохраняете за собой в акциях компании.

А еще акциями компании, идущей к IPO, можно мотивировать сотрудников, партнеров и других контрагентов. И за это получать скидки, лояльность, приверженность, отношение к компании как к своей. Не думали об этом?

Основные мысли из части №2.

● Инвестиции в бизнес дают мощный толчок, позволяют увеличить личный доход в несколько раз.

● Можно привлечь инвестора и самому продать долю, это не улучшит бизнес, но даст энергию основателю, что косвенно поможет бизнесу.

● Суть привлечения инвестиций в бизнес - не падая в личном доходе кратно увеличить доход бизнеса, за счет этого получить сверхприбыль, частью которой поделиться с инвестором.

● Через инструмент акционерного общества можно сильно вырастить бизнес в масштабах и потом очень выгодно монетизировать свою долю.

Часть третья. Инвестиционная.

Основатель рассуждает: «Долю в моем бизнесе никто не купит. Мой бизнес стоит дешево, поэтому не выгодно продавать часть. Кто вообще покупает эти акции?» Эти и другие заблуждения относительно вашего бизнеса.

Давайте разберем, как строится процесс привлечения инвестиций в бизнес и почему инвесторы готовы покупать долю в бизнесе?

Процесс привлечения инвестиций: как выстраивается и протекает?
Процесс привлечения инвестиций: как выстраивается и протекает?

Сделаем оговорку: чаще всего основатель компании или сам бизнес привлекают инвестиции по займу. Т.е. взял деньги, через время вернул чуть больше, чем взял. Всем выгодно и главное – все очень просто. Но обратная сторона этого «просто» – так делают все. Очевидно, что всегда двигаться не на том рынке, где действуют все. Там высокая конкуренция и кровавый океан. Привлечение инвестиций в бизнес на условиях участия в доле - это другая лига, а привлечение инвестиций в акционерные общества – это высшая лига. Это и не так сложно, как кажется, но и не совсем просто, чтобы быть доступным большинству. Но игроков в этой лиге определенно поменьше.

Поэтому давайте посмотрим, какой может быть алгоритм действий предпринимателя, если он намерен действовать не как все (сидеть и не масштабировать успешный бизнес), и даже не как большинство - масштабировать бизнес, обслуживая дорогие кредитные деньги. А действовать как элита бизнеса, привлекая инвестора и делясь с ним незначительной частью прибыли, при этом существенно увеличивать масштаб бизнеса и свой личный доход.

Итак, с чего же начинается процесс привлечения инвестиций в бизнес за долю в капитале компании и какие шаги нужно пройти? Коллеги, проходя этот процесс десятки раз я выявил несколько закономерных этапов при привлечении инвестиций, не претендую на уникальность или какую-либо методологию из книжек, просто опишу, какие стандартные фактические этапы обычно присутствуют и что они обычно из себя представляют.

Напомню, что мы говорим о действующих бизнесах (в стартапах немного по-другому). Так вот из опыта, три крупных этапа в привлечении инвестиций – это анализ, упаковка и привлечение инвестиций. Но это укрупненно, внутри этих этапов расположены вот такие семь этапов:

1) анализ бизнес-модели компании, создание модели привлечения инвестиций;

2) предварительная оценка бизнеса в его текущей структуре;

3) разработка инвестиционной стратегии на 3-5 лет;

4) создание структуры для привлечения инвестиций;

5) оценка бизнеса в новой структуре;

6) маркетинг проекта и получение инвестиций;

7) обслуживание инвестиций.

Посмотрим подробнее, почему каждый этап нужен и что он из себя представляет. Но для начала расскажу, что каждый предприниматель, как водится, считает свою ситуацию особенной. Среднестатистический бизнес, который уже генерирует прибыль, и прибыль часто довольно большую, обычно совсем не упакован под привлечение инвестиций. Что имеется в виду?

Во-первых, структура. Обычно это несколько ИП и/или ООО. Отношения этих ИП и ООО очень плохо настроены, во всех смыслах. Т.е. они и плохо управляются, и при этом присутствует риск признания их структуры дроблением, т.е. максимально плохая ситуация. Было бы лучше, если бы был хотя бы один риск из этих двух, уже было бы легче.

Хотя чаще всего эти ИП и ООО работают по разной бизнес модели, и можно довольно эффективно их объединить, без лишних налоговых последствий. Более того, в ходе структурирования сделок по привлечению инвестиций часто выясняется, что некоторые компании и вовсе могут работать в льготном регионе и такое решение может позволить снизить налоги. Оценить ИП вообще невозможно, оценить ИП в связке с ООО еще сложнее, а принять показатели всех лиц, входящих в группу, оценщик не рискнет.

Но для того чтобы сделать примерную оценку, сколько мог бы стоить бизнес, этих данных вполне достаточно. Но для того чтобы понять, что бизнесу действительно нужны инвестиции, нужно сначала увидеть бизнес-модель компании, построить ее и тогда станет понятно, как она выполняется в текущем бизнесе. Наличие бизнес-модели позволяет понять, как изменится бизнес и бизнес-модель, если в него попадет дополнительное количество денег.

Наличие бизнес модели является обязательным условием при привлечении инвестиций, т.к. на этапе привлечения инвестиций это позволит инвестору увидеть, как и за счет чего он заработает и как ему будут возвращаться средства, а на этапе после привлечения инвестиций можно будет отследить, удалось ли достичь намеченного плана. При этом, как я уже сказал выше, даже если бизнес в формате одного и/ или нескольких ООО или ИП, то на этапе предварительной оценки его тоже можно оценить достаточно, чтобы понять, удастся ли привлечь инвестора и выгодно ли будет привлекать инвестора по такой оценке основателю бизнеса.

Первые два этапа прошли, разработали бизнес модель, добавили данные о том, как меняется модель после того, как придут инвестиции, сделали предварительную оценку и поняли, что можно привлечь инвестиции по хорошей оценке. Тогда наступает этап разработки инвестиционной стратегии: на год – очень подробно, на пять-семь лет – очень укрупненно. Что же из себя представляет инвестиционная стратегия?

Если коротко, то инвестиционная стратегия – это ответ на два основных вопроса и несколько мелких:

Два основных - это каким способом привлекать инвестиции и на каких условиях?

Более мелкие вопросы – это:

· как меняется доля основателей;

· как меняется доля инвестора на каждом раунде;

· по какой оценке привлекаются инвестиции и как часто;

· какие гарантии инвесторов;

· происходит ли обратный выкуп доли;

· как он происходит;

· является ли это правом или обязанностью основателя;

· привлекать ли заемное финансирование;

· связываться ли с биржевыми инструментами и т.д.

Обычно в фокусе внимания основателя при разработке инвестиционной стратегии оказываются следующие инструменты:

1. займы.

2. продажа доли в ООО или АО.

3. закрытая подписка на акции.

4. привлечение в капитал на стадии 3F (friends, family fools).

5. коммерческие облигации (не на бирже).

6. биржевые облигации.

Иногда рассматриваются такие современные способы финансирования, как цифровые активы, утилитарные цифровые права и даже цифровые акционерные общества по 259-ФЗ. Ну, и венцом процедуры, конечно, является российское или международное IPO, о котором мы говорили выше.

Как мы уже говорили выше, 95% бизнесов не упакованы под привлечение инвестиций. Поэтому после того как стало понятно (благодаря разработке инвестиционной стратегии), какой именно способ привлечения инвестиций будет реализован, создается структура для привлечения инвестиций. Тут есть три типовых варианта.

● инвестиции привлекаются в существующую структуру (редко).

● создается SPV (специальная компания для привлечения инвестиций), в нее привлекаются средства, а она уже распределяет средства.

● создается новая структура управления бизнесом, перераспределяются активы, финансовые потоки, создаются договоры о совместной деятельности, часто сопровождается созданием управляющей компании.

Чаще всего предприниматель предпочитает использовать не заемные деньги, а привлечь инвестиции на долю в капитале (в бизнесе), т.к. это позволяет делиться с инвестором только при наличии прибыли, а при ее отсутствии разделить этот риск с инвестором. Под такое привлечение инвестиций требуется реализовать именно третий вариант - комплексную систему управления бизнесом в новой организационной и финансовой структуре.

В ходе упаковки проекта часто выясняется, что предприниматель недооценивает рыночную стоимость своего бизнеса, т.к. у него много нематериальных активов (CRM, системы управления, IT-программы, сайты) и другие активы, которые могут быть оформлены и увеличивать капитализацию. К сожалению, часто выясняется, что они даже не защищены в надлежащем порядке как интеллектуальные права и бизнес может их лишиться в любой момент. Также бизнесу неочевидно, что все материальные активы: транспорт, земля, здания, станки и др. Оборудование, находящиеся на физлицах, ИП и юрлицах, также могут составить значительную часть капитализации, о которой собственники обычно не думают.

Когда новая организационная структура готова, производится независимая оценка бизнеса оценщиком, и именно по этой оценке происходит привлечение инвестиций.

Следующим этапом происходит маркетинговая упаковка проекта, а именно подготовка инвестиционных тизеров, презентаций, оформление сайтов, социальных сетей, создание специальных каналов, и начинается маркетинговая активность по привлечению инвестиций.

Когда предприниматель имеет новую структуру для привлечения инвестиций, надлежащую оценку и маркетинговую упаковку, привлечение инвестиций превращается в простую задачу. Т.к. при наличии всего вышеперечисленного инвестор может появиться как из близкого круга: друзья, семья, близкие, знакомые, так и из социальных сетей. И, конечно, упакованный юридически и маркетингово инвестиционный проект очень привлекателен для профессиональных инвесторов и инвестиционных сообществ.

Однако прежде чем осуществлять маркетинговую активность, стоит тщательно изучить требования закона о рекламе. Если сказать коротко, рекламировать запрещено практически все. А подавляющее большинство из тех, кто сейчас рекламируется в Яндексе и других рекламных сетях, существенно нарушают требования действующего законодательства.

Именно поэтому я обязан вас познакомить с одним из интереснейших инструментов привлечения инвестиций, который появился в России совсем недавно. Это привлечение инвестиций на инвестиционных платформах. Такой способ позволяет при полном соблюдении закона привлекать инвестиции на долю в уставном капитале и в порядке займа.

Инвестиционная платформа – это специальный сайт, на котором размещен инвестиционный проект, а на сайте зарегистрированы инвесторы. Оператором такого сайта, по закону, может выступать только специальная компания – Оператор инвестиционной платформы, находящаяся в реестре Центрального Банка Российской Федерации. У такой компании есть специальные требования ЦБ РФ к уставному капиталу, составу сотрудников, обеспечению безопасности и д.р.

Простым языком, инвестиционная платформа – это платформа внебиржевых инвестиций. Т.е. есть у действующего бизнеса есть 2 основных возможности привлекать инвестиции легитимно: на бирже (для крупных компаний) и вне биржи - на платформах внебиржевых инвестиций. Всего в России, по состоянию на 2023 год, около 70 внебиржевых платформ, реально работают около половины, а основную долю рынка делят порядка 10 штук.

Я представляю одну из таких платформ – платформу внебиржевых инвестиций FINMUSTER. Эта платформа специализируется на привлечении инвестиций именно в капитал, а не по займам, как 90% всех остальных платформ.

Такая специализация – это мой осознанный выбор. Во-первых, я более 15 лет занимаюсь именно акционерными обществами, а во-вторых, привлечение на долю в капитале очень выгодно и для лица, привлекающего инвестиции (нет обязательности возврата - делишь риски с инвестором, в отличие от займа и кредита), и для инвестора (сразу два вида доходности - дивидендная и прирост стоимости акций).

А главное - инвестиционная платформа является очень мощным способом монетизации любой имеющейся базы и социального капитала. Только представьте: вы производитель пиццы, и у вас есть контакты 10 000 ваших клиентов. И каждому из них вы можете сделать оффер об инвестировании в ваш бизнес. Или вы блогер с 100 тысячами подписчиков, и каждый из них через вашу социальную сеть может стать инвестором. Или вы владелец ресторана, где вы можете повесить на видном месте QR- код и предлагать каждому посетителю быть не только гостем, но инвестором в ваш бизнес.

Да, забыл подсветить самое главное – размещение инвестиционного проекта на платформе внебиржевых инвестиций делает процесс привлечения инвестиций абсолютно автоматизированным. Основателю проекта не нужно ни с кем общаться, не нужно заключать договоры, делать какие-либо действия. После того как проект размещен на платформе, инвесторы проходят инвестиционные процедуры в режиме онлайн. Инвестор может инвестировать любую сумму от 1 тысяч рублей, пополнить счет и приобрести ценные бумаги на платформе и все это без взаимодействия с основателем проекта!

Т.е. инвестиционная платформа – это инструмент. Инструмент, который дает возможность не взаимодействуя с инвесторами (т.е. не договариваясь с ними, не делая договоры, не согласовывая условия и т.д.), привлечь от них инвестиции. Платформа внебиржевых инвестиций – это способ в режиме онлайн привлечь от неограниченного круга инвесторов инвестиции на развитие бизнеса на своих собственных условиях и без общения с ними. На своих собственных условиях – это означает, что вы определили условия, например, вы привлекаете 100 млн. рублей и выплачиваете за это 20% годовых дивиденды. И все, кто готов откликнуться на это предложение, проходят по ссылке, пополняют свой личный лицевой счет и в режиме онлайн приобретают ценные бумаги. После этого также в режиме онлайн получают дивиденды на свой расчетный счет.

При этом платформа внебиржевых инвестиций позволяет инвестировать любую сумму от 1 тысячи рублей, т.е. монетизировать можно практически любую аудиторию. Ведь трудно представить себе человека, которые не имеет 1 тысячи рублей. При этом мы рекомендуем ограничивать нижний порог инвестирования все-таки суммами от 50-100 тысяч рублей.

Теперь если вспомнить наши основные шаги при привлечении инвестиций, можно разобрать, как эти шаги будут реализованы непосредственно, если привлекать инвестиции через инвестиционную платформу:

1. Выяснение бизнес-стратегии компании и основателя и принятие решения о возможности и целесообразности (изучаем потенциал рынка, масштабируемость бизнес-модели, возможность исполнения обязательств перед инвесторами при успешном привлечении).

2. Анализ компании, определение рыночной стоимости бизнеса. Выявляем, какие материальные и нематериальные активы могут быть внесены в уставный капитал, как могут быть структурированы юридические лица и ИП , осуществляющие бизнес).

3. Определение ПРИМЕРНЫХ ПАРАМЕТРОВ сделки (какую долю выводим в рынок, на каких условиях, какое инвестобещание, гарантии и т.д.).

4. Разработка инвестиционной стратегии на 3-5 лет, выбор оптимальной формы и способа привлечения инвестиций (рассматриваемые инструменты: займы, коммерческие, биржевые облигации, внебиржевая платформа, утилитарные права, цифровые финансовые активы, цифровое акционерное общество, IPO).

5. Создание структуры для привлечения инвестиций (создание АО, наполнение активами, объединение в группу компаний, создание финансовой структуры взаимодействия и налоговой системы).

2. Упаковка для привлечения инвестиций (регистрация доп. выпуска акций. Создание презентаций, тизеров, проведение аудита, оценки бизнеса, подготовка юридических заключений).

3. Маркетинг проекта (размещение на платформе внебиржевых инвестиций, запуск рекламных компаний, инвестиционные зумы, питчинги, взаимодействие с инвестиционными сообществами, запуск активности в социальных сетях бизнеса и/или основателей).

Далее – если все сделано верно, то получение на расчетный счет денег и их освоение.

Почему инвесторы покупают акции? Акции – это самый востребованный и самый известный в мире инструмент финансирования. И для инвесторов тоже.

Акция в отличие от займа дает сразу два вида дохода – дивиденды и прирост рыночной стоимости, а займ – только один: % за использование. Только на акциях можно сделать иксы. Риски для инвестора примерно одинаковы. Либо компания успешна и платит и займ и дивиденды, либо не справилась, ушла в банкротство, а инвестор потерял средства. Поэтому спрос на акции у инвесторов очень высокий.

К тому же, по данным ЦБ РФ, на руках у населения сейчас более 15 трлн. рублей. Это все деньги, которые могут работать и на ваш бизнес, и на экономику страны в целом.

Заключение

Данное методическое пособие носит рекламный и просветительский характер. С одной стороны, я, конечно, приглашаю всех потенциальных партнеров для совместной реализации инвестиционных проектов для привлечения денег в ваш бизнес. Также я знаю, что каждый предприниматель, имеющий свой бизнес, является инвестором. И я очень рад, что мы инвестируем в бизнесы друг друга. Поэтому каждый из вас может пройти на инвестиционной платформе для начала путь инвестора, зарегистрироваться на платформе, изучить проекты, инвестировать свои собственные несколько десятков или сотен тысяч рублей и получить свои первые дивиденды. Это что касается рекламы. Пока не знаю как, но вроде маркировал, что это реклама:)

Ссылка для изучения платформы внебиржевых инвестиций FINMUSTER - вот тут, переходите!

Но главная задача этого пособия – все-таки просветительская. Главная мысль, которую я хотел донести, будет заключена этом абзаце.

Привлечение инвестиций! Ключевая мысль!
Привлечение инвестиций! Ключевая мысль!

Большая часть моих знакомых предпринимателей уже имеют очень крутой и успешный бизнес. Это уникальные люди, умеющие делать из одного рубля – два, три, пять, или десять рублей (и это вы, мои прекрасные читатели). Но при этом большая часть из них не смотрит в сторону капитализации компании. Не строит бизнес на продажу и не думает о привлечении инвестора. При этом бизнес можно и нужно строить по-другому, об этом говорит опыт абсолютно всех крупных компаний, которые кратно росли только когда привлекали инвестора. Поэтому даже если вы пока не планируете привлекать инвестиции и даже не смотрите в эту сторону, для начала просто начните управлять капитализацией. Начните оформлять нематериальные активы, защищать бизнес, выстраивать группу компаний. И вообще поймите хотя бы, сколько стоит ваш бизнес и на каких условиях вы готовы привлечь инвертора.

Спасибо за прочтение! С вами был Сергей Урескул.

Не забывайте регистрироваться на платформе и начинайте привлекать инвестиции уже сейчас!

77
1 комментарий

Спасибо!

Ответить